
Как уже известно, ранее возглавлявший Национальный банк Казахстана Ерболат Досаев стал акимом двухмиллиардного мегапполиса. Многие алматинцы в недоумении: каким образом пал выбор президента Токаева финансовому клерку от технократии, никогда не занимавшиеся вопросами городского хозяйства?
Среди экспертного сообщества есть мнения: не торчат ли уши Назарбаева за этим назначением? В этом вопросе есть свой резон. Посмотрите на послужный список Досаева, с конца 90-х годов которого тащит за нос экс-президент:
- с 1998 – советник премьер-министра РК;
- с июля 1998 – вице-министр энергетики, индустрии и торговли;
- с 2000 – вице-министр финансов;
- с 2001 – председатель совета директоров Банка развития Казахстана (посчитайте – личный банк семьи);
- с 2002 – председатель Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса;
- с 2003 – министр финансов;
- с 2004 – министр здравоохранения;
- с 2006 – председатель совета директоров АО «КазИнвестБанк»;
- с 2012 – министр экономического развития и торговли;
- с 2013 – министр экономики и бюджетного планирования;
- с 2014 – министр национальной экономики РК;
- с 2016 – председатель правления НУХ «Байтерек»;
- с 2017 – заместитель премьер-министра РК;
- с 9 октября 2017 вошел в правление Нацбанка;
- председатель Национального банка РК с 25 февраля 2019 (назначен перед самой отставкой Н. Назарбаева).

«Кто такой Досаев? – задается вопросом известный журналист Гульжан Ергалиева на своей страничке в Фейсбуке. – Досаев это вечное недоразумение, вызывающее трагедии, скандалы и создающее «пустоту».
В должности министра здравоохранения в середине 2000-х Досаев допустил страшную трагедию в Шымкенте – случилось массовое заражение СПИДом матерей и новорожденных детей в роддомах. В этой же роли министр упразднил факультет педиатрии в высших медицинских вузах. Выводы не сделаны.
В 2016 году уже министр экономики Досаев внес поправки в Земельный кодекс о продаже земли в частную собственность и аренды земли иностранным инвесторам. Поднялась вся страна, прошли земельные митинги, закончившиеся репрессиями гражданского общества. Пришлось создавать общественную комиссию и вносить мораторий на данные статьи закона. В вопросе, министр Досаев это сделал по глупости или лоббировал интересы наших и зарубежных латифундистов за непросто так – никто не разбирался. Непотопляемый и деструктивный Досаев дальше пошел по государственной лестнице.
А теперь – аким Алматы. После перенесенного стресса и ужаса алматинцами Токаев вместо того, чтобы прислать кризис-менеджера и более ли менее авторитетную личность, присылает «суперкризисного» и бедового Досаева.
Токаев точно не дружит с народом – мало того, что Досаев непродуктивный чиновник, он еще не погруженный в язык и менталитет своего народа, если говорить мягко.
Это что – назло казахскому социуму, которому плохо живется в алматинских гетто?».
Наконец Токаев СОБИРАЕТ свою команду

· Руководителем Админстрации президента (АП) стал Мурат Нуртлеу, после ареста Карима Масимова занимавший пост первого заместителя председателя КНБ всего 25 дней.
Сорокопятилетний Мурат Нуртлеу является кадровым дипломатом, который работал в команде Касым-Жомарта Токаева с 1998 года сразу после окончание КазНУ им. Аль-Фараби. Владеет языками – казахский, русский, английский, немецкий. Дипломатический ранг – Советник первого класса. Работал Чрезвычайным и Полномочным посолом РК в Финляндской Республике, советником Министра иностранных дел (считайте – Токаева), руководителем секретариата МИД.
В бытности К-Ж. Токаева председателем Сената РК занимал должность заместителя руководителя аппарата Сената. После того как шеф стал президентом РК, Мурат Нуртлеу стал его помощником, позже заместителем руководителя АП.
ДАТ-информ.
ТРИ ПРИЧИНЫ УХОДА Нурлана Нигматулина

- Три причины ухода Нурлана Нигматулина с поста спикера мажилиса назвал общественный деятель Санжар Бокаев.
«Некоторое недопонимание между Токаевым и Нигматулиным возникало еще в период, когда Касым-Жомарт Кемелевич был председателем сената. Иногда приходилось возвращать законопроекты в мажилис, приходилось спорить. Это нормальная практика. Но отношения все же становились натянутыми», — сообщил Бокаев.
Вторая причина, по мнению Бокаева, связана с вопросом роспуска мажилиса. «Президент не распускает мажилис, желая воспользоваться таким «карманным парламентом», чтобы провести корректировки в разграничении властных полномочий. И особенно, что касается блокирующих рычагов первого президента. Все это доставляет дискомфорт и ставит в неудобное положение Нигматулина перед экс-президентом. Вот он и мешкает, а времени «на раскачку» у Токаева нет», — отмечает он.
В качестве третьей причины общественник назвал принятие пакета политических реформ. «Планируется уже в этом году принятие нового пакета политических реформ. Это означает, что многие поправки в закон «О выборах», «О политических партиях», принятых двумя созывами под руководством Нигматулина, придется «отыгрывать» назад. И это также ставит Нигматулина в неловкое положение, мол, сам принимал, а теперь все это следует возвращать назад», — добавил Бокаев.
КазТАГ.
Версия
Почему Карим Масимов стал «КОЗЛОМ ОТПУЩЕНИЯ»?

- Со дня отставки Карима Масимова и его последующего задержания прошло уже больше трех недель, однако ни информации, ни утечек о нем практически не было: ни где он содержится, ни какие следственные действия проводятся, ни кто его защищает. Создается впечатление, что еще недавно один из самых влиятельных в стране людей канул в пустоту.
По оценке KZ.expert, это не случайность, а результат идущего «под ковром» напряженного торга – на какой срок и за что сядет Карим Масимов и сколько (и чем) ему нужно заплатить за снисхождение. Пусть не прямо сейчас, когда ситуация в стране далека от стабильной, но, когда уже страсти стихнут.
Ниже мы объясним, почему так в этом уверены. А для начала напомним, что, хотя Казахстане и за его пределами решение уволить с должности руководителя ведущей спецслужбы человека, считавшегося доверенным лицом Нурсултана Назарбаева, было расценено как факт усиления второго президента, по словам наших инсайдеров во власти, решение об увольнении и аресте Масимова принимал не Касым-Жомарт Токаев, а сам елбасы.
В нашей статье «Почему арестован Карим Масимов?» мы признались, что не знаем точно, почему Нурсултан Назарбаев так взъелся на своего недавнего доверенного соратника. Но предположили, что это случилось в результате наложения эмоционального шока на вполне трезвую оценку последствий январских событий и угроз, которые они ему несут.
И что в таких ситуациях люди, подобные Нурсултану Назарбаеву, всегда ищут виновных, чтобы, так сказать, вывалить на них свою злость, раздражение и страх. А перечень соратников елбасы, достойных этой участи, крайне ограничен: президент, премьер, председатель КНБ, министр внутренних дел.
Мы также объяснили, почему, на наш взгляд, виновным был выбран именно Карим Масимов (цитируем):
«Судя по всему, из этого ограниченного круга был выбран Карим Масимов, поскольку Аскара Мамина уже отправили в отставку и к тому же тот силовиками не руководил, а Ерлан Тургумбаев нужен для наведения порядка в стране, ведь именно полиция составляет основу правоохранительной вертикали. Уволить же Касым-Жомарта Токаева не только более чем затруднительно, но и просто опасно.
По словам наших инсайдеров, важную роль в том, что именно Карим Масимов был выбран в качестве главного «козла отпущения», сыграли его ошибки, который, будучи очень осторожным всегда и во всем, на этот раз, видимо, не осознал важности текущего момента.
Вместо того, чтобы взять инициативу и ответственность на себя, он практически самоустранился от управления ведомством. Более того, он позволил себе рекомендовать некоторым родственникам Нурсултана Назарбаева (называют Тимура и Динару Кулибаевых) срочно покинуть страну, что те и сделали, добавив паники в ряды чиновников и силовиков».
К сожалению, из-за чрезвычайного положения в стране, которое де-факто было отменено только 26 января 2022 года, а также повсеместной неразберихи, в том числе и в КНБ РК, руководство которого, напомним, было Токаевым кардинально обновлено, а среди сотрудников ведомства начались чистки, информация к нам просачивается крайне размытая и отрывочная. Тем не менее уже понятно, что никакой госизмены со стороны Карима Масимова и его ближайших сотрудников, или подельников, точно не было.
Напомним, что сначала экс-председателю КНБ РК инкриминировалась госизмена, конкретно часть 1 статьи 175 Уголовного кодекса РК.
После задержания двух бывших зампредов КНБ РК Даулета Ергожина и Ануара Садыкулова стало известно, что они вместе с Каримом Масимовым также подозреваются в действиях, направленных на насильственный захват власти, а также в превышении должностных полномочий.
По словам наших инсайдеров, скорее всего обвинение Карима Масимова, двух его экс-заместителей и достаточно большого числа бывших сотрудников КНБ РК, в том числе нескольких уволенных руководителей региональных департаментов (всех обвиняемых точно будет больше шести) в государственной измене, скорее всего, тихо сойдет на нет. Выявить такие деяния, а затем доказать их реальность – все равно что искать в темной комнате черную кошку, которой там еще, к тому же, нет.
Плюс обвинение столь известных и в прошлом влиятельных людей в госизмене (то есть в данном конкретном случае в «шпионаже, выдаче государственных секретов иностранному государству, международной или иностранной организации либо их представителям, а равно в ином оказании им помощи в проведении деятельности, направленной против национальных интересов») может оказаться политически опасным как для Нурсултана Назарбаева, так и Касым-Жомарта Токаева.
Потому что немедленно встанет вопрос, на который ни они, ни тем более казахстанские силовики, не могут дать ответа – а в чьих интересах действовали подозреваемые? России? Китая? США? Европейского союза? Или Талибана?
В силу пресловутой многовекторности и крайней уязвимости Казахстана к внешним санкциям и не готовности становится их жертвой, Акорда точно воздержится от ответа на этот вопрос. Судя по всему, именно поэтому и появились дополнительные обвинения в действиях, направленных на насильственный захват власти, а также в превышении должностных полномочий. Для следствия «доказать» эти обвинения куда проще – достаточно будет собственных показаний Карима Масимова и Даулета Ергожина, которые их наверняка дадут.
Что касается Ануара Садыкулова, то, по словам наших инсайдеров, он сделан из другого «материала» и скорее всего категорически откажется признавать вину. Другое дело, что это, равно как и то, что он в прошлом много лет возглавлял охрану Нурсултана Назарбаева, ему не поможет.
Поскольку уголовное дело, а вслед за ним и судебный процесс, его материалы и приговор, кроме результирующей части, будут засекречены, общественность, скорее всего, не узнает, что на самом деле сделали (натворили) Карим Масимов и его соратники (подельники). Более того, мы уверены, что их родные и близкие, а также адвокаты будут держать свои языки за зубами.
Так что, по нашей оценке, судьбы подозреваемых предрешены. Но они могут оказаться отнюдь не столь печальными, как это представляется с позиции сегодняшнего дня.
- Полная версия: https://kz.media/archives/59060