Суббота , 19 апреля 2025

КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ НОВЫЙ КАЗАХСТАН?

  •  «В стратегическом блоке госаппарата нет не ангажированных экспертов в сфере политики, экономики, социальных реформ… Политическая воля президента поставлена под сомнение. Разработать и внедрить реформы некому… Нужна боеспособная команда реформаторов профессионалов немедленно.

Экономист Айман Турсынкан раскрыла механизм люстрации незаконно нажитого капитала казахстанских богачей, передает КазТАГ. «В ответ на опасения развязывания гражданской войны из-за предъявленных от государства требований к членам списка Forbes 2013-2021 года. Есть четкая международная процедура люстрации капитала, Казахстан является членом ФАТФ с 2010 года. Все активы на самом деле размещены олигархами за рубежом. Сумма капиталов официально $78 млрд, сумма теневого капитала еще $200 млрд. Сумма выведенного с 2013 по 2021 годы капитала $71 млрд тоже официально», – сообщила Турсынкан на своей странице в социальной сети.

Ниже мы предлагаем на суд читателей очередную статью Аймана Турсынкан, в которой финансовый аналитик предлагает властям, как нам обустроить Новый Казахстан.

Айман ТУРСЫНКАН

В 1992 году обретение независимости при концентрации власти и ресурсов в одних руках превратило страну первого мира в компрадорскую неоколонию, чьи ресурсы перестали быть достоянием ее народа. Сложившийся за 30 лет независимости олигопольный уклад в Казахстане повлек обнищание народа, уничтожение человеческого капитала и полный крах Общественного договора граждан и государства.

Легкость отъема благосостояния граждан в пользу клептократии обеспечена всего тремя финансовыми рычагами: ссудный процент, налоги, бюджет. Поныне эти три рычага неизбежно выкачивают доходы массового предпринимателя и наемного работника в пользу паразитирующей сотне компрадоров.

Каждый день 1 миллион долларов перетекает из кармана 11 млн. трудоспособных граждан страны в доходы 5 финансовых конгломератов, каждый день 24 млн. долларов выводится из страны через оффшоры в личные активы членов списка Forbes. За время, потраченное Вами на прочтение предисловия, Казахстан потерял 36 500 долларов США или месячный прожиточный минимум 374 семей.

Казахстан ждет перемен. Это требует консолидации сил гражданского, научного и бизнес секторов. В стратегическом блоке госаппарата нет не ангажированных экспертов в сфере политики, экономики, социальных реформ. Команда АСПИР не опытна, «НСОД» дискредитирован, Правительство и Парламент не лояльны. Политическая воля Президента поставлена под сомнение. Разработать и внедрить реформы некому. Процесс обратной селекции госаппарата – это вакуум, который заполняет инертная масса непотизма. Нужна боеспособная команда реформаторов профессионалов. Немедленно.

Для нас, народа Казахстана, мало декоративных мер варфоломеевских ночей псевдолюстрации, мелких подачек в виде выборочных кредитных амнистий, перемены мест слагаемых, предлагаемых сегодня для подавления протестов и дискредитации конструктивной оппозиции. Нам нужны необратимые перемены, справедливые, не персонифицированные, незыблемые.

Курс на создание общества всеобщего благосостояния должен обеспечить высокие стандарты качества жизни каждого казахстанца здесь и сейчас. Это требует трансформации системы госвласти в госсервис поддержки создания и справедливого распределения благ.

Модель «человеческий капитал – качество жизни – всеобщее благосостояние – социальный капитал» – парадигма независимого суверенного государства первого мира. Главное мерило – высокие стандарты жизни каждого рядового гражданина с верховенством закона, соблюдением прав и свобод каждого, обеспечением равных возможностей.

 Фундамент стран с высоким уровнем жизни – это всего три паритета: «налоги = блага», «человеческий капитал = благосостояние», «верховенство права = социальный капитал или сплоченность нации». 

Рычагов государственного распределения благ в плановой, смешанной и рыночной экономике четыре:

1) Законодательство и институты государства

2) Денежно-кредитная политика

3) Налоги и бюджет

4) Демонополизация и регулирование рынков

Верховенство закона устанавливается Общественным договором между гражданами и государством. Вся иерархия права лежит под Конституцией, требующей немедленного пересмотра из-за злостного 30-летнего одностороннего нарушения государством своих обязательств перед народом. Все три ветви власти должны быть приведены в свое уставное состояние: парламент должен разрабатывать законы, правительство их исполнять, судебная контролировать исполнение. Выборность должна быть на все ключевые публичные должности. Местное самоуправление должно быть выборным в акиматы и маслихаты на мажоритарной основе. Практика назначения «профнепригодных псов» авторитарного режима на управление регионами с постоянной перетасовкой привела к полному разрыву государства с народом.

Денежно-кредитная политика – эксплуатация через ссудный процент превращает население, бизнес и целую страну в долговых рабов. Нужна новая парадигма на основе паритета человеческого и финансового капиталов, распределения рисков между рынком денег и производством на благо своей страны, а не дотирования граждан метрополий.

Сегодня банковская монополия на кредитном рынке приводит к бремени 14 трлн. тенге ссудного портфеля, из которых 10 трлн. – долги физических лиц. Около 2 трлн. тенге население и бизнес платят в кормушку семейных банков, помимо налогов и внебюджетных отчислений. Авантюры Нацбанка с инфляционным таргетированием с базовой ставкой 9,5% и поддержкой курса национальной валюты за счет госбюджета на самом деле лишь источники личного обогащения прямо управляющих Нацбанком частных финансовых групп. О какой защите национальных интересов Казахстана может идти речь при консалтинге от финансовой группы Ротшильдов и их влиянии на политику Нацбанка в большей степени, чем Президент, Правительство и Парламент Казахстана, вместе взятые даже по паритету голосов в Правлении? Именно через денежную власть ломается суверенитет страны, когда уровень внешнего долга через систему МВФ позволяет прямо влиять на внутреннюю политику и сокращение социальных гарантий налогоплательщикам.

Налоги и бюджет – это прямое распределение благ между бедными и богатыми через финансирование здравоохранения, образования и социальные гарантии. В государственный бюджет ежегодно поступает (данные 2021 года) 2,6 трлн. тенге в Нацфонд от сырьевого сектора, 7 трлн. тенге в республиканский бюджет от не сырьевых секторов, 3,6 трлн. тенге в местные бюджеты (из них 1,134 трлн. тенге только ИПН с физлиц), 1,2 трлн. тенге пенсионных отчислений, 0,6 трлн. тенге социального и медицинского страхования.

Итого население и бизнес платят в бюджет страны вместе с внебюджетными фондами и кредитной кабалой 17 трлн. тенге в год! Общие же расходы бюджета составляют 15,3 трлн. тенге в 2021 году. Включая дотации банкам и выкуп их облигаций на средства вкладчиков ЕНПФ. Из них прямая отдача от государства для народа при перераспределении благ составляет брутто 7,34 трлн. тенге, из них на здравоохранение 2 трлн. тенге, на науку и образование 1,39 трлн. тенге, на социальное и пенсионное обеспечение 3,9 трлн. тенге + 0,054 трлн. тенге из ЕНПФ. Нетто отдача на 30% ниже, поскольку Правительство наловчилось вписывать в Закон РК о республиканском бюджете в не секвестрируемые статьи бюджета коррупционные схемы. При этом на обслуживание госдолга тратится 0,9 трлн. тенге, на правопорядок и оборону 1,5 трлн. тенге, на госаппарат и прочие расходы уходит 1,4 трлн. тенге.

Рыночной экономики в Казахстане нет – более 70% концентрации всех активов в руках менее 100 семейно-клановых олигополий, переплетенных с квазигосударственным сектором, уничтожили свободное массовое предпринимательство. Именно такая сверх концентрация обеспечивает беспрепятственный вывод капиталов из страны. Здесь особенно заметны подвиги Кайрата Келимбетова и Ко – от создания монстра квазисектора «Самрук-Казына» и «Байтерек», легендарного плана зарегулированного финансового сектора с подведением 100% всего банковского сектора под крыло семьи, создания площадки МФЦА для репатриации этих активов в час «Х» неминуемой революции и создания АСПИР с единственной целью ввода частной собственности на землю сельхоз назначения.

 Налоговая отдача квазигосударственного сектора ничтожна, составляет менее 2,5% при вычете из него ИПН, удержанного с работников. А это меньше, чем налоги бюджетного детского сада. Стоит ли удивляться тому, что под немыслимым налоговым бременем до 24% в перерабатывающих секторах наша экономика деградировала до сырьевой с полным аннулированием спроса на квалифицированные кадры, научный прогресс? Это и разрушило в условиях рынка всю систему науки, образования и ввергло необразованную молодежь в неизбежную нищету на низкооплачиваемом рынке труда, где социальный лифт даётся за лояльность «элитам».

И я спрашиваю который год подряд – вы понимаете, что творите? В поисках ответа 5 января я начала писать откровенное эссе со всеми фамилиями и хроникой событий за 30 лет. Вот малая выдержка из него:

«Я оплакиваю каждого, кто стал жертвой авторитаризма. Жертв «Казахского января» 2022 и всех, кого сломал и выбросил на свалку режим. Это рядовые граждане, оставшиеся без достойного заработка, молодежь без образования и надежды на будущее, матери и дети без заботы соцслужб и здравоохранения, старики без пенсии, покинувший страну генофонд в поиске справедливости – все 19,8 млн. граждан, ставших заложниками неспособности государства самостоятельно обеспечить безопасность своему народу в эти дни и все 30 лет независимости.

Наша семья, рядовая как все наши соседи, тоже понесла потери за ковидные годы. Страшно, что в каждой личной трагедии казахстанца есть прямая или косвенная вина государства. Закредитован на самые насущные нужды каждый трудоспособный казахстанец с 3-4 иждивенцами на руках. Даже сильные мужчины падают на колени перед силой обстоятельств, как советовал 7 января 2022 года Лукашенко казахам. Как еще объяснить трехлетнюю борьбу многодетных матерей с Акордой? Это портрет режима, правящего в странах постсоциализма уже 30 лет. Вся хроника событий идет через призму бесправного подданного, а не гражданина, и я прошу прощения у читателей за эмоциональность оценок».

PS. Не знаю, когда и чем закончится это эссе, как перенос через призму личного восприятия всей аналитики моего авторского курса «Как вернуться в первый мир» 2019 года для Halyk Ukimet Mektebi.

Социальный или гражданский капитал – качество социальных связей в обществе с верховенством права, соблюдением гражданских прав и свобод, которые формируют сплоченность нации перед лицом самых тяжелых потрясений, обеспечивают антихрупкость государства и независимость его устоев от персонификации власти.

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн