– Жазира, давайте поговорим с вами о происходящих в Казахстане событиях, в частности в Алматы. И вместе попытаемся восстановить хронологию событий, с точки зрения, простых гражданских активистов.
Итак, 2 января в Жанозене люди вышли на мирный митинг против повышения цен на газ. Требовали акима города. Но насколько я знаю, к ним вышли только прокурор, который просил разойтись, и замакима, который сказал, что у акима выходной. Народ не расходился, и решил стоять до конца, пока требования митингующих не будут услышаны. Вслед за Жанаозенем вышли близлежащие районы, Актау, в целом вся Мангистауская область. В ту же ночь 2 января начиная с города Астаны гражданские активисты начали выражать свою поддержку в социальных сетях, писать прямые эфиры, а также выходить на площади своих городов. В ту ночь не спали и мы, гражданские активисты города Алматы так как наших знакомых активистов, вышедших на площадь ночью и просто пытавшихся записать видео эфир в поддержку митингующих Жанаозеня полиция задержала и увезла.
Поэтому было решено выйти в поддержку митингующих 3 января, после обеда. В тот же день проходили поминки Арона Атабека. Сразу после аса людей, собравшихся задержала полиция и увезла по разным РУВД. Практически всех закрыли на 15 суток, поэтому уже 4 января, когда начались мирные митинги, меня не было.
– Четвертого числа в Алматы по свидетельству очевидцев, народ начал собираться в поддержку бастующих Жанаозеня у Алматы-Арена. Они требовали прихода городских властей.
Насколько я знаю, власти проигнорировали требования народа, а количество людей, собирающихся у Арены росло, и в какой-то момент было решено пойти в сторону площади Республики, ведь как раз там и находится городской акимат.
– Вы знаете примерно сколько там людей было?
– Точно сказать, не могу. По оценкам очевидцев, количество от 5 до 20 тысяч. К моменту, когда первые люди подошли к площади, хвост ещё был в районе Абая – Саина, и по ходу марша количество участников протеста возросло до 40–50 тыс. человек.
Насколько я знаю, люди вышли ради повышения уровня жизни, снижения цен на продукты, и товары первой необходимости, обеспечение их достойным трудом. И само собой, что социально-экономические требования перешли в политические, такие как уход Назарбаева и его семьи из власти. Потому что именно его тридцатилетнее единоличное правление привело страну в такое состояние. Власти во главе с Назарбаевым не справляются с решением проблем простых граждан. Именно поэтому народ считает, что уход Назарбаева и всех с ним связанных и аффилированных лиц может привести к демократизации общества.
Люди устали от несменяемой правящей элиты, у которой в приоритете только вопросы собственного выживания и обогащения. То есть у нас в стране богатые – богатеют, бедные – беднеют.
– Итак, народ двинулся на площадь. С Алматы Арены до площади примерно 3 часа пешей ходьбы. Соответственно власти знали, что люди идут на площадь. Кто-нибудь из представителей власти вышел к народу, пытался наладить диалог?
– К сожалению, нет. Власти решили применить привычные силовые методы. Вместо того, чтобы выйти на диалог, как это происходило в некоторых других городах Казахстана, в Алматы для разгона мирных демонстрантов были применены слезоточивый газ, светошумовые гранаты, в мирных граждан стреляли резиновыми пулями. Стоял густой туман, люди в панике стали искать укрытия, но, однако с площади никто уходить не собирался. Поэтому применение слезоточивого газа и светошумовых гранат продолжалось до утра. Единое монолитное шествие было раздроблено. Однако на следующее утро, раздробленные кучки демонстрантов стали заново стягиваться на площадь.
– По словам моих знакомых люди стояли 28 часов, то есть начиная примерно с шести вечера, то есть с момента начала шествия 4 января до ночи 5 января, пока силовики не начали использовать боевые пули.
– Даже 5 января, кроме некоторых отдельных лиц, митинг на площади носил мирный характер. Со стороны народа не было эскалации конфликта. Люди всего лишь пытались защититься, как могли. Демонстранты начали строить различные баррикады в районе Сейфуллина – Абая, Сейфуллина – Сатпаева, Фурманова – Сатпаева. Требования же демонстрантов были все теми же, чтобы власти вышли к ним и начали мирный диалог.
– Вот вы говорите про диалог. А на площади были лидеры, которые могли бы выступать от имени собравшегося народа? Потому что насколько мне известно, на Жанболата Мамая было совершено нападение в тот день и его увезли с площади.
– Да, на Жанболата Мамая совершено нападение неизвестных лиц. В то же время, 5 января в Астане Нуржан Альтаев, лидер партии «Ел Тиреги» со своими сторонниками вышли в Астане в поддержку Жаңаөзеня, Алматы и других городов. И их всех задержали и закрыли на 15 суток.
Так что на площади молодых известных лидеров оппозиционного движения не было. Там были представители старой оппозиции, представители различных движений и групп, а также молодые активисты, которые не побоялись взять на себя ответственность и выступать от имени народа.
Митинг носил хаотический характер.
– По-моему мнению люди вышли, потому что у народа уже лопнуло терпение. Народ устал от ложных обещаний о прекрасном будущем, от постоянного ограничения их прав и свобод, от беспрерывного авторитарного правления Назарбаева. Вы правильно сказали, что там были люди различных социальных групп. Это было восстание не бедных против богатых властей, это было народное восстание против беспредела и авторитарного Назарбаева. Народ вышел на площадь в едином порыве ради перемен.
– Да, моё впечатление было, что люди вышли в надежде на какие-то перемены. Периодически выходили люди, которые пытались всех консолидировать, пытаться наладить диалог с Астаной, выставляя определённые требования. Но уже 5 января вечером по городу поползли слухи о том, что ни на какие переговоры с ними никто выходить не будет и скоро начнётся зачистка города.
– Я же слышала, что в городе нет ни только ни одного чиновника начиная с акима Сагинтаева, но и наших военных. Что якобы некоторые представители правоохранительных органов и военных перешли на сторону народа, в связи с чем будут привлечены войска с России. Именно по этой причине часть демонстрантов поехали в аэропорт, чтобы не допустить прилёта войск, и отлёта высокопоставленных чиновников.
– К тому моменту поползло очень много слухов. Люди говорили, что вечером пятого числа выступил господин Аубакиров, который сказал, что нужно привлечь войска ОДКБ для того, чтобы они подавили это восстание.
Часть активистов и мирных демонстрантов направилась в аэропорт для того, чтобы остановить якобы вылетающий борт с российскими военными, которые должны были ликвидировать бастующих. На тот момент, насколько я понимаю, аэропорт уже прекратил свою деятельность, он был парализован, и все это произошло после того, как много частных суперджетов, всевозможных бортов вылетело из Алматы.
По сути, люди которые хотели вылететь они смогли вылететь на своих частных самолётах. 5 января вечером было выступление главы государства о том, что будут привлекаться войска ОДКБ, то есть слухи оказались верными.
Началась полная анархия, магазины были закрыты, заправочные станции не работали, на тех немногочисленных заправках, которые работали происходили стычки, драки. Люди начали себя вести как во время апокалипсиса. Вообще ситуация в городе напоминала неприятный голливудский фильм про нашествие зомби или апокалипсис, когда все, кто мог и имел возможность уехали, а те, кто не смог уехать, каким-то образом пытались запастись продуктами, бензином и другими вещами первой необходимости. В городе царил хаос и ощущение полной анархии.
После того, как митингующих обозвали экстремистами и террористами 6 января мы с группой журналистов, правозащитников и гражданских активистов пошли на площадь, чтобы оценить ситуацию. Мы видели молодых ребят, средний возраст которых составлял 18–20 лет.
Нам запретили снимать на видео, ведь оно потом может быть использовано против них. Хотя мы всего лишь хотели заснять на видео, чтобы казахстанцы и весь мир увидели, что на площади стоят наши с вами граждане, мирные, безоружные протестующие.
И я полностью разделяю их тревогу, потому что мы с вами, Айгерим, помните видели 3 закрытых военных машины полных военных, видимо, это были уже войска ОДКБ.
Вечером 6 января, примерно в 18.30 начался обстрел народа, стоящего на площади из близстоящих зданий, видимо стреляли из акимата, которые до этого был освобожден и полностью пустовал, и стреляли со стороны улицы Байсеитова. По свидетельству людей, живущих в близлежащих домах, снайперы располагались в этих квартирах.
Люди были обеспокоены и встревожены, и они до конца не верили, что собственные власти могут сдать свой же народ на растерзание чужим войскам. Молодые ребята, казалось, до конца не осознавали всю серьёзность ситуации. Поэтому, когда начался обстрел, когда начали стрелять в людей на поражение, то ребята не убегали. Они хотели собраться все вместе и если погибать, то погибать всем вместе на площади. Но потом, когда они своими глазами увидели раненных, они начали оттаскивать в укрытие и уходить с этой площади, кто как мог. То есть в ночь с 6 на 7 января власти провели полную зачистку новой площади, и потом даже машины, проезжавшие мимо получали предупредительные выстрелы. Основная цель была убрать людей с площади и больше не запускать туда никого.
В Алматы, как и в любом другом крупном мегаполисе есть множество различных преступных группировок, людей полусвета. И в том, что они активизировались в первую очередь виноваты власти. Ведь с самого начала мирного шествия, который начался с Алматы-Арены, никто из властных структур не вышел к народу. Вместо этого было решено, применить силовой метод и превратить бунт в хаотичную неуправляемую толпу, которую можно объявить криминалом, преступниками, экстремистами, террористами. И с которыми намного легче будет воевать.
Помимо социально-экономических требований, звучавших с самого начала, требований отставки Назарбаева, с 5 января, когда поползли слухи про ОДКБ, весь народ сильно обеспокоился потенциальной российской интервенцией. Ведь мы все прекрасно знаем, что такое миротворческие силы.
Вход миротворческих войск на примере Сирии, которое до сих пор не может прийти в себя. Мы знаем, что происходило в Ливии, Ираке, и мы знаем, что происходит до сих пор в Украине с участием российских войск. А в Абхазии и Молдове российские «миротворцы» стоят уже более десяти лет.
Мы, народ, Казахстана, вышли с требованием решить одни проблемы, а в итоге власти подкинули нам ещё одну проблему. Сейчас кроме проблемы всеобщего обнищания народа стоит ещё и более серьёзная проблема – потеря суверенитета. Мы очень надеемся, что войска ОДКБ в скором времени покинут нашу страну, но мировая практика показывает, что миротворческие войска просто так не уходят. Обычно они получают свои какие-либо социальные либо территориальные бенефиты.
– А есть информация по раненным и погибшим во время столкновения мирных граждан и силовиков?
– Да, это важный вопрос. Ведь мы до сих пор не знаем истинное количество пострадавших, раненных, погибших. У нас нет даже точной информации по задержанным.
– Да, сейчас в первую очередь гражданское общество не должно допустить, чтобы факты о погибших, раненных, задержанных лицах были скрыты, как это произошло в декабре 1986 и 2011 годов. И власти совместно с представителями гражданского общества должны провести полное объективное расследование.
– Да. И не надо решать проблемы своего народа руками чужих стран. За появление на площадях, в городе определенных криминальных элементов несёт ответственность власть, которая просто ретировалась и оставила город и горожан на откуп тех людей, которые пытались воспользоваться этой ситуацией. А затем взяли и запустили со стороны войска для которых народ Казахстана никто. И именно поэтому они и стреляли на поражение без сожаления, для них нет никакой разницы, что стрелять по талибам, что по казахам. Потому что они сюда пришли ради зачистки преступных элементов на их взгляд. Мы считаем, что это было ошибкой и порядок в стране надо было наводить своими силами.
– Если убрать в сторону слухи о том, что наши силовики отказались подавлять протест, как вы считаете, почему Токаев решил привлечь войска ОДКБ?
– Для меня остаётся загадкой, почему наш герой и космонавт Токтар Аубакиров вышел с такой инициативой. По какой причине страна, которая тратит огромное количество денег на содержание военного контингента, правоохранительных органов обратилась к иностранным силам? Для чего это было сделано это уже покажет история.
А ещё мы надеемся, что все эти жертвы с обеих сторон, и полицейский который умер во время потасовки и молодой парень стоявший на площади ради будущего нашей страны, будут не зря. Надеюсь, что власти извлекут уроки, чтобы мы больше не теряли своих отцов, сыновей, братьев, ведь по обе стороны стояли сыны казахского народа.
6 января мы с группой гражданских активистов, журналистов, правозащитников записали требования народа, находящегося на площади. Там же на площади мы зачитали эти требования, и народ в один голос поддержал нас.
Айгерим ТИЛЕУЖАН, специально для «ДАТ»

Заявление
Мы – закрытых, запрещённых и незарегистрированных оппозиционных партий, журналисты независимых СМИ, критики авторитарного режима в Казахстане считаем, что ввод войск ОДКБ в нашу страну по призыву президента РК Токаева является не только необоснованным, но и политически близоруким решением.
Митинги по стране против повышения цен на продукты и товары первой необходимости, начавшиеся в городе Жаңаөзен 2 января и продолженные в Актау, Атырау, Уральске, Алматы и других городах Казахстана носили сугубо мирный характер.
Однако казахстанские власти в результате игнорирования либо неумелого диалога с митингующими сами же направили митинги в политическое русло. Народ в один голос начал требовать полной отставки от государственных дел первого президента Нурсултана Назарбаева и лишения его и членов его семьи правовых и экономических льгот, когда-то полученных вопреки Конституции по закону.
Народ также требовал отставки правительства, проведения конституционной и политической реформ, создания новой экономической программы без коррупции, а также освобождения политических заключённых в стране.
Однако в ночь с 4 на 5 января власти применили спецсредства против мирной демонстрации на площади Республики в Алматы. Отряды полиции начали стрельбу резиновыми пулями, бросали светошумовые гранаты и применяли слезоточивый газ, пытаясь разогнать митингующих силовыми методами всю ночь.
Таким образом, власти сами развязали физическое противостояние с мирными гражданами на митинге в Алматы.
5 января власти пошли на привычный метод провокации и запустили на площадь большой отряд криминала во главе с известным криминальным авторитетом, находящимся в международном розыске Арманом Джумагельдиевым, известного как «дикий Арман».
Эта группа, а также другие провокаторы начали погромы и поджоги здания городского акимата, офисы близстоящих телерадиокомпаний, которые совершенно никем не охранялись. То есть, власти заранее знали, что будут нападения на административные, торговые объекты города, предварительно эвакуировав сотрудников и не обеспечив защиту полицией.
Алматинская ситуация показала полную несостоятельность властей вести диалог с народом на массовых мероприятиях, продемонстрировала низкий уровень боевой и гражданской подготовки органов правопорядка и армейских подразделений, которые не справились с нашествием бандформирований, творивших беспредел в городе.
Ситуация с погромами и нападениями на административные объекты в Алматы и других городах полностью вышла из-под контроля властей, что ещё раз доказывает профессиональную и моральную несостоятельность правоохранительной системы, приведшую к трагическим последствиям – гибели множества людей.
Именно эта несостоятельность и полное отсутствие авторитета правящей системы привели президента Токаева к тому, чтобы обратиться в Совет ОДКБ с просьбой прислать от каждой страны-участницы карательные отряды для подавления восстания в Казахстане.
С приходом войск ОДКБ в Алматы начались беспорядочные расстрелы на улицах и площадях города. Мы были свидетелями, как 6 января на площади Республики приезжий контингент расстрелял 8 мирных безоружных и совсем молодых гражданских лиц, пришедших с плакатами “Мы не террористы!”, “Токаев, не стреляй в свой народ!”.
Считаем, что войска ОДКБ, присланные в Казахстан, не являются миротворческими, так как представляют собой авторитарные режимы, подчиняющие свои народы диктаторским правилам управления и лишающие их гражданских и политических прав.
Какова власть – таковы войска, что не исключает возможности осуществленния карательных операций против мирных граждан в Казахстане под видом миротворческих. Мы также, считаем, что участие чужих войск в разрешение внутренних конфликтов в нашей стране может перерасти в последующую аннексию со стороны авторитарных государств части территории Казахстана.
В связи с вышесказанным и преследуя исключительно мирные цели по стабилизации положения в Казахстане мы требуем от президента Токаева следующих действий.
1. Не считать участников мирных митингов в стране экстремистами и террористами и освободить из-под стражи гражданских активистов, задержанных во время разгона демонстраций и акций протеста в период 2–6 января с.г.
2. Вывести карательные отряды войск ОДКБ, чья миссия в Казахстане неуместна и вызывает большие сомнения в казахстанском обществе.
3. Обеспечить открытое и объективное расследование январских событий в Алматы с участием представителей гражданского общества. Найти и наказать истинных виновников бесчинств в Алматы, умышленно устроенных определёнными внутренними и внешними силами с далеко идущими политическими целями по переделу власти в стране.
4. Раскрыть данные по всем погибшим во время алматинских событий с обеих сторон, не скрывая факты, обстоятельства и настоящих организаторов, как это сделала власть по трагическим декабрьским событиям в 1986 и 2011 годов в Казахстане.
5. Включить представителей оппозиции и гражданского общества в число государственной комиссии по реализации политических реформ с целью изменения всей политической системы, включая принятие новых законов о политических и гражданских правах, роспуске действующего парламента и партии “Нур Отан”, а также отмену закона о Первом президенте Республики Казахстан.
Представители гражданского общества Казахстана:
Ергалиева Гульжан, журналист, общественный деятель
Бапи Ермурат, журналист, издатель газеты «ДАТ»
Альтаев Нуржан, лидер партии El tiregi
Еркин Ракишев – ответсекретарь движении «Ел мен Жер», кинорежиссер
Назарова Арайлым, гражданский активист
Мұрат Мухамеджанов – председатель союза ветеранов
Болатбек Блялов – общественный активист
Батыр Адайбаев – гражданский активист
Ерлан Калиев – правозащитник
Абилькасимов Даулет, гражданский активист
Тлеужанова Айгерим, журналист, гражданский активист
Закрывать Санавар, организатор партии “Наше право”
Турымбетов Марат, гражданский активист7 января 2022 года