Заместитель председателя Комиссии по возврату активов Казахстана продает дом во Франции за 2 млн долларов.
С начала старта в июне прошлого года кампании по возврату незаконно вывезенных из Казахстана активов государству было возвращено более 630 млрд тенге или $1,4 млрд. Это компании или доли в них, земельные участки, предметы роскоши или просто деньги. Возвращают активы и члены семейного клана Назарбаева.
Еще примерно $400 млн, как рассказывал на пресс-конференции в ноябре генпрокурор Берик Асылов, вернулось в бюджет из стран дальнего зарубежья. Внушительная сумма: на эти деньги можно было бы купить 200 особняков – целый городок по европейским меркам, например, во французской коммуне Шенс-сюр-Леман.

Точно таких же вилл, как у Улана Байжанова, заместителя Берика Асылова и в прокуратуре, и в той самой Комиссии по возврату активов.
Байжанов в качестве заместителя генпрокурора курирует в ведомстве «высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан от имени государства. Значительная часть его биографии связана с руководящими должностями в государственных «КазМунайГазе» и фонде «Самрук-Казына». В КМГ он работал под началом среднего зятя Назарбаева Тимура Кулибаева, а когда тот стал топ-менеджером ФНБ «Самрук-Казына», Байжанов последовал за ним.
С 2011 по 2015 год Байжанов руководил аппаратом Генпрокуратуры, затем работал ее представителем в Евросоюзе. Жил в Женеве, а вернувшись в Казахстан, возглавил ведомственную академию. Участвовал в процессе поглощения Народным банком (контроль над которым принадлежит Кулибаеву и Динаре Назарбаевой) «Казкоммерцбанка», заняв в последнем должность зампредседателя правления. В 2020 году возглавил ревизионную комиссию в Национальном олимпийском комитете, президентом которого до сих пор числится Тимур Кулибаев.
Связь с Кулибаевым Улан Байжанов поддерживает не только в Казахстане, но и за рубежом. Всего в 10 минутах езды от двух знаменитых вилл средней дочери и зятя Назарбаева в Женеве, во французской коммуне Шенс-сюр-Леман Байжанов купил роскошный особняк (см. фото). Недвижимость по адресу 32 Chemin des Mouettes, 74140 Chens-sur-Lеman оформлена на компанию SCI Duaa. Этой структурой с капиталом €200 в равных долях владеют сам Улан Байжанов, его супруга Дана Искендирова, сын Адилет Сапаров и младшая дочь Амина Сапарова. На балансе SCI Duaa, как следует из документов коммунального реестра, земельный участок 15 соток и дом площадью 220 м².
Заместитель председателя Комиссии по возвращению в Казахстан активов выставил этот особняк на продажу за $2 млн. Причем, судя по описанию объекта, дом продается без мебели. Куда она делась, можно только гадать, ведь на представленных риэлтерским агентством фотографиях мебель есть. Возможно, семья решила ее продать отдельно или отправить в контейнерах в Казахстан, буквально – вернуть активы на родину.
- Источник: @off_shores
УШЕЛ… пожелав нам успехов

Сергей Александрович Терещенко, первый глава Кабинета министров независимого Казахстана, ушел из жизни… Это известие застало меня далеко от Казахстана, но вызвало такую печаль, как будто его смерть случилась совсем рядом, на расстоянии двух-трех рукопожатий.
Так бывает с людьми, которые вместе проживают сложное время, сталкиваются с тяжелыми испытаниями. Независимость Казахстана была и сложной экспедицией, и историческим проектом, и фронтом непримиримой борьбы.
Премьер-министр тогда и премьер-министры теперь – несравнимые по значению и ответственности позиции. Тогда любое решение премьер-министра на следующий день сказывалось на ценниках в магазинах, очередях в обменных пунктах, настроениях многотысячных митингов, суммах невыплаченных по стране зарплат…
Мне довелось поработать первым заместителем Сергея Терещенко-премьера, и мне пришлось сменить его на этом посту. Ни тогда, ни сейчас я не брошу слова упрека в адрес его Кабинета. Потому что оценка действий пилота самолета, оказавшегося в эпицентре шторма, может быть только такая: спас самолет – или разбил.
Сергей Александрович не разбил самолет и передал штурвал следующему поколению управленцев. Он искренне желал нам успеха. И никогда не пытался злоупотребить прежней властью. Экс-премьер ушел в бизнес и достиг успехов. Этот этап его жизненного пути дает пример правильного отношения гражданина к государственным постам, которые ему на время доверяют сограждане.
К сожалению, в Казахстане после нас стало нормой держаться за кресла во властных кабинетах до посинения, руководить, чем только дадут, лишь бы не выпасть из «президентской обоймы». Той обоймы, что принесла стране много позора и несчастий.
Сергею Терещенко повезло. Он дожил до перемен в Казахстане, которых не мог не желать – как бизнесмен, как гражданин, как нормальный человек. Он стал свидетелем только первых символических акций: возвращение имени Астане, ограничение одним сроком пребывания в президентах, отмены неподсудности родственников первого президента…
Сергей Александрович Терещенко был масштабным советским человеком. Масштабным, но советским. Молодым историкам современного Казахстана предстоит изучить события его времени во главе правительства.
Нам же, тем, кто его знал, кто работал с ним, спорил, искал пути выхода из-под обломков советской экономики, – нам всем горько.
Акежан КАЖЕГЕЛЬДИН