Череда неоднозначных событий, начиная с прошлого года, вокруг флагмана отечественной нефтянки – национальной компании «КазМунайГаз» и фигуры Тимура Кулибаева, свидетельствует о том, что «дом», построенный супругом средней дочери президента Назарбаева, трясет.
В этой связи возникает слишком много вопросов, чтобы не попытаться найти на них ответы. Является ли это выработанной стратегией главного распорядителя душ в нашей стране в целях ослабления позиций гласного и негласного «дона Корлеоне» казахстанской нефтянки? Кто больше всего был заинтересован в дестабилизации положения среднего зятя президента страны? Почему это происходит именно сейчас, и чем все это закончится?
Как возводились стены
Очередная порция скандального компромата, предоставленная Мухтаром Аблязовым, скрывающемся в Англии от казахстанских властей, касается еще одного члена семьи президента Нурсултана Назарбаева, а точнее, его среднего зятя Тимура Кулибаева.
Напомним, что сегодня этот человек является заместителем председателя правления фонда «Самрук-Казына», председателем совета директоров национальных компаний «КазМунайГаз», «КазахстанТемир Жолы», «Самрук Энерго». То есть он курирует доминирующую часть нефтегазодобычи в Казахстане и ее транспортировки за рубеж. Помимо этого он также возглавляет некоммерческую организацию KazEnergy. Он же один из самых богатых людей Казахстана и обладатель статуса зачисленных в список Forbs, то есть долларовых миллиардеров мира.
«Слитые» документы, говорящие о том, что якобы Кулибаев лично и через доверенных людей путем коррупционных схем обогатился и нанес значительный урон экономике страны, стали на протяжении прошлой недели главной темой для публичного обсуждения практически во всех ведущих СМИ республики и зарубежья. Причем этот компромат стал темой № 1 не только для масс-медиа, но и предметом пристального внимания, по крайней мере, как уверяют ответработники Генпрокуратуры, органов финансовой полиции.
Усиление самого Тимура Кулибаева и его группы началось давно. Первый скандал, связанный с НК «КМГ» и финансово-олигархической группой Кулибаева, получивший значительный общественный резонанс, был связан с событиями сентября 2006 года, когда правительство совместно с нацкомпанией «КазМунайГаз» выставило на продажу 40% акций (IPO) нефтедобывающей «дочки» «КазМунайГаза» АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» (РД КМГ). По сути, тогда была создана «левая» схема приватизации этого государственного предприятия. Если учесть, чье влияние в нацкомпании с момента ее создания является доминирующим, то вполне понятно, кому выгодна была «тихая» приватизация главной дочки «КазМунайГаза».
Доводы о том, что народ якобы должен был получить возможность приобрести свою долю национальных богатств, были не состоятельны хотя бы потому, что у населения элементарно отсутствовали те 50 тысяч долларов, которыми надо было располагать, чтобы сделать заявку на приобретение IPO АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз». То есть рядовых казахстанцев от предстоящей эмиссии отсекли сразу. В результате задуманная схема сработала так, что основная часть продаваемых акций оказалась в руках достаточно узкого круга лиц, в том числе связанных с людьми из высшего эшелона власти.
Кстати, совсем недавно на информационной ленте Интерфакса появилось сообщение о том, что РД КМГ до 2011 года выкупит 100 процентов своих привилегированных акций после их включения в официальный список KASE. В настоящее время большая часть привилегированных акций РД КМГ принадлежит более 30 тысячам человек, включая бывших и нынешних работников компании и членов их семей. Уставный капитал акционерного общества разделен на 70,220 миллиона обыкновенных и 4,136 миллиона привилегированных акций. Акции компании находятся в обращении на Казахстанской фондовой бирже, а глобальные депозитарные расписки – на Лондонской фондовой бирже.
Уж не те ли акции и расписки, проданные в сентябре 2006 года, «дочка» КМГ собирается обратно вернуть в свое лоно? И если это так, то какова цена выкупа? И не грядет ли очередной скандал, связанный с именем нефтяного магната Казахстана?
Как расшатывается дом
Активное наращивание «бицепсов» группой Тимура Кулибаева, которая после клановых разборок и изгнания из страны Рахата Алиева основательно укрепила и усилила свои позиции и активы в стратегически важных отраслях экономики страны, финансовой сфере, властной вертикали и масс-медиа, стало не только раздражать, но и пугать другие олигархические группы, представленные на казахстанском олимпе. Нарастание напряжения внутри элиты в первую очередь не устраивает того, кто стоит во главе всей выстроенной вертикали – президента Нурсултана Назарбаева. Ему нужен баланс сил. От политики сдержек и противовесов действующий глава государства не откажется ни при каких условиях. Любое нарушение равновесия сил чревато угрозой стабильности его личного правления.
В этой связи нельзя исключать вероятность того, что начавшаяся компания по ослаблению влияния Тимура Кулибаева началась с отмашки главы государства при подаче ближайшего окружения из числа старой гвардии, не желающей сдавать свои позиции. Этим глава государства хотел подать своего рода сигнал начавшему зарываться среднему зятю и успокоить кланы из числа противовесов Кулибаева.
Также существует версия о том, что Аблязов работает в связке с Алиевым и Кажегельдиным. Что якобы сейчас они работают по заказу западных нефтегазовых компаний, которые недовольны новой государственной политикой Казахстана в энергетическом секторе. Так, Запад считает, что за требованием президента о приведении всех нефтяных контрактов в соответствие с действующим законодательством Казахстана стоит Тимур Кулибаев. Также Запад совместно с Россией не устраивает активное усиление позиций Китая, интересы которого не безвозмездно (судя по компрометирующим материалам) защищает Тимур Кулибаев.
Однако мы склоняемся к большей вероятности первой версии. В первую очередь ослабление нефтяного «дона» начали с отбора информационных ресурсов и дискредитации его вотчины «КазМунайГаза». Хотя в этом был заинтересован, очевидно, и главный «модератор» данной комбинации. Однажды обжегшись на «дуэте» Рахат Алиев – Дарига Назарбаева, обладавших неимоверными медийными ресурсами, которые подрывали в том числе и репутацию самого президента, Нурсултан Назарбаев уже никогда и никому не позволит в этом плане усилиться до той степени, которая так или иначе станет подрывать его рукотворный режим.
Достаточно вспомнить, как один из мощнейших медиаресурсов Кулибаева в лице телерадиоканала «Астана» перешел под опеку президентской партии «Нур Отан», туда же «ушли» газеты «Туркестан», казахстанские приложения газет «Известия» и «Комсомольская правда», которые также якобы относились к информационному имению группы Кулибаева.
Окружение президента, настроенное против второго зятя главы государства, достаточно ясно понимает, что с открытым забралом выступать против Тимура Кулибаева очень опасно. Все дело в том, что президент достаточно болезненно реагирует на случаи чрезмерных и неподконтрольных ему «наездов» на близких ему людей. А Тимур Кулибаев женат на средней дочери Назарбаева. Достаточно вспомнить события 2001 года, когда во время демарша «младотюрков», выступивших против произвола и беспредела, творимого Рахатом Алиевым, Нурсултан Назарбаев выступил в телеэфире в защиту своего первого зятя, женатого на старшей дочери – Дариге Назарбаевой. Конечно, жизнь все расставила по своим местам, и теперь Рахат Алиев в «бегах» от собственного тестя. И, судя по всему, президент скоро опять наступит на те же грабли, рано или поздно все-таки вступившись за своего зятя. В этой ситуации авторы разработанной комбинации решают пойти окольными путями, создавая негативный фон вокруг его «детища», именуемого «КазМунайГаз», который черной тенью ляжет и на репутацию самого г-на Кулибаева.
Айна АДАЙ
(Продолжение
в следующем номере)
Справка
Акционерное общество «Разведка Добыча «КазМунайГаз» входит в тройку лидеров по объему добычи нефти в Казахстане. Компания является дочерней компанией АО НК «КазМунайГаз». Объем добычи компании с учетом долей в компаниях «Казгермунай» и CCEL («Каражанбасмунай») в 2009 г. составил 11,5 млн. тонн (232 тыс. баррелей в сутки). Компания разрабатывает 41 месторождение в Западном Казахстане. Общая площадь месторождений составляет 837, 4 км. Производственные подразделения компании функционируют более 90 лет, а специалисты обладают глубокими знаниями и большим опытом. Крупнейшим является месторождение Узень. Объем доказанных и вероятных запасов РД КМГ составлял 241 млн. тонн (1,8 млрд. баррелей) по состоянию на конец 2008 г., а с учетом долей в зависимых компаниях – более 2,1 млрд. баррелей. Компания является участником торгов казахстанской и лондонской фондовых бирж. Во время IPO в сентябре 2006 г. компания привлекла более 2 млрд. долларов США. Продажа нефти осуществляется через Торговый Дом «КазМунайГаз». В июле 2009 г. международное агентство Standard & Poor`s подтвердило РД КМГ кредитный рейтинг «BB+», а в декабре 2009 г. присвоило рейтинг корпоративного управления «GAMMA-6».