Пятница , 4 июля 2025

НУЖНА ЛИ НАМ АЭС, за которую будет потом РАСПЛАЧИВАТЬСЯ НАРОД?

  • Нет ни одно­го аргу­мен­та в поль­зу стро­и­тель­ства атом­ной элек­тро­стан­ции (АЭС) в Казах­стане, счи­та­ет извест­ный казах­стан­ский эко­но­мист, экс­перт в сфе­ре энер­ге­ти­ки – быв­ший гла­ва KEGOC Асет Наурызбаев.

«Гораз­до быст­рее, дешев­ле и без­опас­нее полу­чать элек­тро­энер­гию из воз­об­нов­ля­е­мых источ­ни­ков энер­гии. Я мно­го­крат­но это дока­зы­вал, и один из глав­ных аргу­мен­тов, что в Казах­стане цена на энер­гию от источ­ни­ков от солн­ца и вет­ра нахо­дит­ся на уровне Т13–16 где-то за 1 кВт/час, в то вре­мя как атом­ная стан­ция будет при­мер­но в рай­оне Т60 за 1 кВт/час – в четы­ре раза доро­же. Это озна­ча­ет, что каж­дый год, если они постро­ят двух­б­лоч­ную стан­цию, мы будем пере­пла­чи­вать пол­то­ра мил­ли­ар­да дол­ла­ров за элек­тро­энер­гию в целом по Казах­ста­ну. То есть если на каж­до­го граж­да­ни­на запла­тить, а поде­лить – это будет поряд­ка Т35 тыс. в год, мы будем боль­ше пла­тить ради того, что­бы рабо­та­ла атом­ная стан­ция. Но мы будем пла­тить не толь­ко в сво­их сче­тах за квар­ти­ру, мы будем пла­тить за еду в ресто­ране, за поезд­ки на поез­дах, за любую про­дук­цию, кото­рая про­из­во­дит­ся с помо­щью элек­тро­энер­гии. Это все будет скры­то, но будет колос­саль­ное повы­ше­ние цен на элек­тро­энер­гию. И вот эти пол­то­ра мил­ли­ар­да дол­ла­ров пере­пла­ты к нам при­дут через раз­ные кана­лы, но в кон­це кон­цов – в наш кар­ман», – ска­зал А. Наурызбаев.

Он выра­зил недо­уме­ние по пово­ду того, зачем казах­стан­ские чинов­ни­ки высту­па­ют за стро­и­тель­ство АЭС.

«Они хотят участ­во­вать в строй­ке сто­и­мо­стью поряд­ка $12–15 млрд и как-то к ним при­ле­пить­ся – это очень про­стой ответ, зачем это им надо. А зачем нам это надо?

А то, что они гово­рят, что воз­об­нов­ля­е­мая энер­ге­ти­ка нена­деж­ная, – я обыч­но при­во­жу про­стой при­мер: пред­ставь­те, что в бан­ке есть один банк, в кото­ром уже лежат два депо­зи­та по мил­ли­о­ну дол­ла­ров, и банк кре­ди­ту­ет, два чело­ве­ка поло­жи­ли мил­ли­он дол­ла­ров, кре­ди­ту­ют, потом они при­хо­дят, гово­рят: «Вер­ни­те мой депо­зит». «Как? У меня же там кре­ди­ты, как я могу вер­нуть? У меня вот лежат в кас­се $100 тыс., могу отдать. Боль­ше не могу, жди­те, пока кре­ди­ты вернутся».

И есть дру­гой банк, в кото­ром 10 тыс. депо­зи­тов по $100 там, и там 20 тыс. депо­зи­тов, те же самые два мил­ли­о­на дол­ла­ров. При­хо­дит чело­век: «Дай­те мои $10 тыс.», гово­рят, «забе­ри, вопро­сов нет, у меня в кас­се $100 тыс. посто­ян­но лежит». То же самое про­ис­хо­дит в энер­ге­ти­ке, когда блок атом­ной стан­ции выхо­дит из рабо­ты ава­рий­но или для про­фи­лак­ти­че­ско­го ремон­та, вы где-то долж­ны взять этот гига­ватт энер­гии, то есть никто не ждет, и вот он взял и выпал – это огром­ная про­бле­ма для энер­го­си­сте­мы», – при­вел при­мер эксперт.

Он так­же скеп­ти­че­ски оце­ни­ва­ет веро­ят­но­сти содер­жа­ния резерв­ных атом­ных мощностей.

«Если вы гово­ри­те окей, мы тогда будем эти резер­вы дер­жать где-то отдель­но, то мы, полу­ча­ет­ся, постро­им целый гига­ватт резерв­ной мощ­но­сти, кото­рая не рабо­та­ет и ждет, когда атом­ный блок выклю­чит­ся. В то вре­мя как воз­об­нов­ля­е­мые стан­ции могут рабо­тать, она может не рабо­тать, в целом, на систе­му это не вли­я­ет – это как депо­зит: при­шел забрал $10 тыс., мы даже не спра­ши­ва­ем, когда ты при­дешь за день­га­ми, при­шел: «На, забери».

То же самое, когда будет 100 малень­ких элек­тро­стан­ций воз­об­нов­ля­е­мых и любая пре­кра­ти­ла рабо­ту. Нет про­бле­мы, наша един­ствен­ная зада­ча – сде­лать так, что­бы они не все одно­вре­мен­но выклю­ча­лись, то есть не надо их ста­вить в одно место. Если по тер­ри­то­рии Казах­ста­на их рас­пре­де­ля­ем, то про­па­да­ние вет­ра, солн­ца ста­но­вит­ся вещью слу­чай­ной, а слу­чай­ные вели­чи­ны хоро­шо опи­сы­ва­ют­ся мате­ма­ти­че­ски­ми зако­на­ми, но я пони­маю, что выс­ших чинов­ни­ков мате­ма­ти­ке уже не обу­чу», – отме­тил собе­сед­ник агентства.

Он выра­зил надеж­ду, что к воз­об­нов­ля­е­мой энер­ге­ти­ке более гото­во само население.

«Мно­го малень­ких стан­ций рабо­та­ют надеж­нее, чем одна боль­шая. Все рав­но луч­шие прак­ти­ки – это аме­ри­кан­ские стан­ции, они рабо­та­ют 92% вре­ме­ни, то есть им надо на то, что­бы оста­но­вить­ся, ава­рий­ные отка­зы или пла­но­вые ремон­ты, и вот эти 8% мы где-то долж­ны взять энер­гии в этот момент, а для это­го нуж­но постро­ить отдель­ные целые гене­ра­ции, кото­рые 90% вре­ме­ни ждут момен­та, когда атом­ная стан­ция нако­нец выру­бит­ся. И в то же вре­мя вот эти малень­кие надо вклю­чать на сред­ний уро­вень. Эта исто­рия, кото­рую я все вре­мя рас­ска­зы­ваю в Мини­стер­стве энер­ге­ти­ки, рас­ска­зы­ваю дру­гим госор­га­нам, но, к сожа­ле­нию, види­мо, надо сна­ча­ла рас­ска­зы­вать про тео­рию веро­ят­но­сти, начи­ная с про­стых вещей», – ска­зал Наурызбаев.

Так­же он рас­кри­ти­ко­вал выбор посел­ка Уль­кен в каче­стве веро­ят­но­го места раз­ме­ще­ния АЭС.

«На самом деле уже нет таких сомне­ний, есть уже реше­ние стро­ить в посел­ке Уль­кен на бере­гу Бал­ха­ша – и эта точ­ка с точ­ки зре­ния выбо­ра пло­щад­ки крайне неумест­на, пото­му что ава­рия, сопо­ста­ви­мая с Фуку­сим­ской или Чер­но­быль­ской, лишит нас озе­ра Бал­хаш. Она загряз­нет радио­ак­тив­ны­ми выбро­са­ми озе­ро Бал­хаш, и мы поте­ря­ем 600-кило­мет­ро­вую уни­каль­ную вод­ную еди­ни­цу. Это – пре­ступ­ле­ние перед все­ми буду­щи­ми поко­ле­ни­я­ми. Бал­хаш меле­ет, это дав­но извест­но, и какой-то момент вот это­го пру­да охла­ди­те­ля, кото­рый они там орга­ни­зо­ва­ли, отде­лив часть аква­то­рия, про­сто может вода туда не под­ни­мет­ся, и стан­ция оста­нет­ся без охла­жда­ю­щей воды. И вот все эти про­стей­шие вещи, кото­рые оче­вид­ны, не при­ни­ма­ют­ся во вни­ма­ние про­ек­ти­ров­щи­ка­ми, людь­ми, при­ни­ма­ю­щи­ми реше­ния. Это про­сто оче­ред­ное про­яв­ле­ние низ­кой ква­ли­фи­ка­ции людей, кото­рые при­ни­ма­ют реше­ние в нашей стране. Они сей­час (хотят) зара­бо­тать $2 млрд на строй­ке и забыть эту стра­ну, как страш­ный сон», – ска­зал эксперт.

Он так­же отве­тил на вопрос о том, есть ли какие-либо меж­ду­на­род­ные орга­ни­за­ции, спо­соб­ные забло­ки­ро­вать реше­ние о стро­и­тель­стве АЭС в Казахстане.

«Я думаю, что нет. Есть МАГАТЭ, кото­рое поста­вит свои тре­бо­ва­ния, но этим тре­бо­ва­ни­ям мож­но соот­вет­ство­вать», – заклю­чил Наурызбаев.

Асет МАТАЕВ, Каз­ТАГ

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн