
СЕПАРАТИЗМ?
- На 18-м году независимости Республики Казахстан отдельные представители самой многочисленной диаспоры русских Северного Казахстана в своих действиях и выступлениях в СМИ продолжают закладывать в сознание масс идею вымышленного сепаратизма.
Этим представителям, дилетантам в истории Казахстана, в сознании которых не укладывается закономерный крах Российской, а затем ее преемницы – Советской империи, все еще не терпится повернуть историю вспять. Главным козырем внушения сепаратистских идей они избрали дезинформацию, что Северный Казахстан не принадлежит казахскому народу. Поводом для этих измышлений они используют противостояние русской диаспоры по возвращению из колониального прошлого исторических названий сел, районов, городов казахского народа. Спекуляция противостояния основывается на социологических опросах мнения населения Северного Казахстана, где пока численно преобладают русские. Эта диаспора, не желая вернуться на историческую родину, несмотря на призывы президента России, продолжает не признавать реалии суверенной Республики Казахстан. Приведем отдельные, далеко не полные факты из средств массовой информации.
В публикации Антона Данчева «Скажут хрюкать – будем хрюкать» (газета «Вестник ЖСК», № 15 от 11.07.2008 г.) осуждаются действия заместителя акима Щучинского района Т. Алтаевой в переименовании района в Бурабай ауданы. В вину Т. Алтаевой он ставит отсутствие собраний населения по этому поводу, а также результаты социологического опроса. Этот опрос из 8 человек с русскими именами Михаил, Екатерина, Ирина, и ни одного казахского. Разумеется, не в пользу переименования в Бурабай ауданы.
В публикации Алексея Потюпкина – ветерана ВОВ, члена Компартии Казахстана «Ради истины и правды» (газета «Вестник ЖСК», № 18 от 08.08.2008 г.) автор на Т. Алтаеву навешивает ярлык шовиниста советского периода, чтобы убрать человека с работы. В прошлом десятки, сотни патриотов казахского народа с ярлыком националиста были не только уволены с должностей, но и оказались за тюремной решеткой.
А. Потюпкин пишет, что «во всех делах «Т. Алтаева поступает как ярая националистка, искореняя и убирая все, что связано с русскими названиями…». Огорчается, что с.Дорофеевка переименовано в аул Акылбая. Осуждает Т. Алтаеву за инициативу по переименованию поселка Боровое в Бурабай. Возмущается подвластными газетами «Луч» и «Бурабай», обвиняя их в незнании истории и отсутствии журналистской чести. Делитант в истории и культуре казахского народа, к тому же малопросвещенный А. Тюпкин утверждает, что «до ХІ века эта территория (Северный Казахстан) находилась под властью племен каймаков (кимаки, а не каймаки. – Т.К.). В ХVІ–ХVІІ веках здесь властвовали сибирские и ногайские татары». «Казахи в наших местах появились значительно позже русских, и им не нужны были леса и горы… поэтому говорить об исторических поселениях казахов в нашем регионе – это значит пороть вздор». Далее он отмечает: «…в нашем многосопочнике есть свои горы – Сюнюха, Лысуха, Спящий батыр, Три сестры. Среди них есть двугорбая гора, которую татары назвали Тунья. Русские перевели ее как гора Верблюд. Казахи позже вздумали отличиться и стали на свой лад называть ее Бурабай. Возможно, слово «Бурабай» нравится многим, особенно девицам, перешагнувшим бальзаковский возраст…», «… За 15 лет с небольшим гаком казахстанской самостоятельности эти псевдокоренные националисты перекроили на свой лад всю огромную территорию. И это засилье … ведется открыто, по-азиатски грубо и напористо … хотя звучали призывы к единству и согласию. Даже праздник сделали».
Другой представитель русской диаспоры Северного Казахстана обрушивается уже на президента РК. Юрист, старший преподаватель Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева Павел Афанасьев в своей публикации «О псевдоинтеллигенции и переименованиях» (газета «Правда Казахстана», № 19 от 12.06.2008 г.) пишет: «С удивлением услышал слова президента РК Нурсултана Назарбаева о якобы высказываемых предположениях о переименовнии города Петропавловска. Хотелось бы узнать, кто те мифические «представители интеллигенции», на обращение которых ссылается президент?». Автор задается вопросом: «Почему Петропавловск должен стать Кызыл-Жаром?». Он заявляет: «…власть не должна будоражить народ надуманными идеями. Все ее шаги должны инициироваться снизу, а не насаждаться сверху». Нетрудно понять П. Афанасьева, на какие «низы» Северного Казахстана он рассчитывет и какую опасную идеологию может вести этот педагог высшей школы по отравлению сознаний студентов антиказахской пропагандой и внушением сепаратистских настроений молодежи Северного Казахстана.
Сейчас даже ученик средней школы знает, что появление таких данчевых и афанасьевых в Северном Казахстане начинается с ХІХ века. Они, скорее всего, являются потомками крепостных крестьян России, хлынувших в казахские степи после отмены крепостного права в 1861 году. Для этих нищих и обездоленных переселенцев царская администрация насильно отбирала у казахов лучшие плодородные земли Северного и Восточного Казахстана, богатые лесами, реками и озерами. Об этом историческом факте колонизации Казахстана нынешние шовинисты будто бы забыли или якобы не знают. Еще на заре суверенитета Республики Казахстан народный писатель Казахстана Иван Щеголихин в своей статье «Между прошлым и будущим» предупреждал своих соотечественников, что «при любом раскладе перемен русским надо помнить, что это земля казахов и мы на ней пришлые, хотя сознавать это, по правде говоря, не хочется». Далее он напоминает, что «западная цивилизация для восточного народа, да еще с оружием и репрессиями, оказалась слишком жестокой. Шла она со стороны России, запрещала обычаи, ломала вековечный уклад жизни, отнимала родной язык. Понять это – задача нравственная, мы станем выше духовно. Надо меняться, колесо истории не повернешь обратно. Идея империи, единой и неделимой, в России умерла и никогда уже не воскреснет» (газета «Казахстанская правда», от 3 октября 1992 года).
Однако потюпкины и ему подобные воодушевляются другими явлениями, например, грузино-российским противостоянием. Недавно российское руководство заявило, что для защиты своих соотечественников оно пойдет на жесткие меры, вплоть до военных действий. Из этого следует, что если соотечественники России в Казахстане объявят о вымышленном сепаратизме в Северном Казахстане, то нет никаких гарантий, что Россия не двинет свои войска в Северный Казахстан, как это она сделала в суверенной Грузии в августе 2008 года.
По-моему, здесь есть тема для размышлений одной нашей структуры, название которой состоит из трех букв.
Толеубек КАРАМЕНДЕТЕГИ,
профессор,
«Тасжарған» №38 (115), 22 қазан 2008 жыл