на энергетике страны?
- В знак поддержки одного из наших постоянных авторов, столичного бизнесмена и общественного деятеля Аскара ОМАРА, который вот уже год находится в застенках СИЗО по сомнительным обвинениям, публикуем статью бизнесмена относительно его видения проблем и развития энергетического комплекса Казахстана.
Очень трудно переоценить значение для национальной экономики и населения страны такой продукции, как дизельное топливо и бензин, природный и сжиженный газ, тепло и электроэнергия. При этом цены на них во многом определяют состояние экономики и жизненный уровень наших граждан, являясь главными в цепочке ценообразования на товары и услуги. Но по этим стратегическим товарам правительством и был нанесен удар в виде повышения цен и тарифов.
После удорожания бензина и дизтоплива у нас, кстати, в соседнем Узбекистане цены на них снизили, чиновниками анонсировано будущее повышение тарифов на тепло и электроэнергию, а также на сжиженный и природный газ. Это означает дальнейшее обнищание народа и трудности в промышленности и сельском хозяйстве. И все это мы начнем ощущать на себе в ближайшие три месяца.
Если повышение цен на горюче-смазочные материалы уже состоялось, то по другим позициям удорожание нас ждет в ближайшем будущем, если, конечно, не возобладает здравый смысл и власти не придут к пониманию, что они работают на собственный народ, а не обслуживают узкий круг людей, то есть олигополии.
Министр национальной экономики пообещал нам повышение тарифов на тепло и электроэнергию уже в этом году на 10–30 %. Причина – необходимость модернизации сетей и ТЭЦ, изношенность которых, по предварительным подсчетам, достигла от 70 до 90 процентов, а также низкая зарплата работников сферы ЖКХ. Решать предлагают традиционно – через повышение тарифов, поскольку других эффективных альтернатив, как обычно, нет. Насколько это оправданно в нынешних условиях, есть ли другие решения? Ведь повышение цен однозначно приведет к дальнейшему обнищанию населения и росту социальной напряженности.
В 2022 году в Казахстане было произведено более 100 млрд квт/час электроэнергии при установленной мощности энергосистемы 24,5 ГВт, что подтверждает самодостаточность страны в производстве этой продукции при нынешнем состоянии экономики, но даже при таких показателях мы умудрились импортировать электроэнергию из России на несколько миллиардов квт/час. Что же происходит в энергетической отрасли страны?
В Казахстане посреднических структур, которые занимаются перепродажей электроэнергии, то есть не производят продукцию, а являются посредниками 165 компании. А оптовых рынков по перепродаже, согласно анализу антимонопольщиков – 18. За ними стоят олигополии, интересы которых бережно охранялись и охраняются нашими правительствами вот уже десятки лет. То, что это паразитические структуры, говорит только один пример: экибастузскую электроэнергию, которую энергетики вырабатывают по 7 тенге, посредник «Жарык транзит» продает аж за 30 тенге. Чудовищная разница, конечно, ложится на плечи потребителей.
Посредники, то есть электропередающие структуры объясняют это энергопотерями, которые у нас достигают 30 % (в том же Узбекистане, в котором энергосистема аналогично нашей досталась в наследство от Советского Союза, эти показатели равны 17 %), а в мировой практике приняты нормы (законы), согласно которым потери допускаются не более 5 %, в Китае этот показатель равен 2 %. Потери сверх норм – это проблемы поставщика, но ни в коем случае не потребителя.
В продолжение сказанного: никто из этих посреднических структур не занимается модернизацией (обновлением сетей), так как когда идет обновление, это сказывается на удешевлении транспортировки, и потери электроэнергии уменьшаются.
Энергия – это такой вид товара, который невозможно хранить и который распределяется в режиме онлайн. Подписанные Министерством энергетики и КЕГОК соглашения с Российской Федерацией дают возможность Казахстану излишки произведенной электроэнергии отправлять на утилизацию через Северную энергетическую зону в Россию, где с нас за эту услугу взимается плата, а затем мы же покупаем электроэнергию у России, но уже по рыночным ценам. Кому это выгодно? Чей здесь финансовый интерес? По крайней мере, не интерес народа моей страны – это однозначно.
Южные регионы с крупными городами, как Шымкент, Туркестан, Кызылорда, получают электроэнергию транзитом, так как прямых линий передач у нас нет, через Кыргызстан, далее Узбекистан. Здесь потери указываются как 50 % от поставляемых объемов, что вызывает много вопросов, на которые должны быть получены ответы.
В отопительный сезон, а у нас он длится достаточно долго, доходя до 7 месяцев, ТЭЦ попутно с теплом производят и электроэнергию, которая имеет достаточно низкую цену. Какова судьба этой продукции? Какие здесь применяются схемы? Прозрачность в этих вопросах требуется незамедлительно!
Предварительный расчет навскидку говорит о том, что все эти серые схемы олигополии в энергетической отрасли обходятся нам в несколько сот миллиардов тенге ежегодно, когда для модернизации тепло и энергосистемы, по заявлению тех же чиновников, требуется 400 млрд тенге. Эти деньги хотят заполучить через распиаренную программу «инвестиции в обмен на тарифы». То, что эта программа – большая афера, у меня не вызывает сомнения, а так называемые инвестиции – это, по сути, деньги потребителей, которые будут получены через увеличенные тарифы. Но будут ли эти народные деньги вложены в энергетику, не разворуют ли их – большой вопрос.
Почему эта пресловутая программа появилась в течение одного-двух месяцев после техногенных катастроф в северных регионах страны, ведь для этого необходима кропотливая работа, мнения ученых и специалистов с большой буквы, исследования? Кто автор этой программы? Все это наводит на мысли о том, что олигополии с чиновниками, сросшимися с ними в коррупционных схемах, через предоставленные им возможности, в результате чрезвычайных ситуаций в энергетике, по которым они несут ответственность, хотят обогатиться.
Сама природа инвестиций представляет собой следующее: инвестиции могут предоставляться разными субъектами в зависимости от того, чьи вы деньги хотите получить для развития в долгосрочной перспективе. Вы должны создавать разные институты, разные правила и законы, чтобы их было удобно применять и под которые инвестор согласится дать свои средства.
Первый сценарий – частный капитал. Для частного капитала нужны независимые суды, защита прав инвесторов, акционеров-миноритариев, стабильность правил и так далее. Чего у нас этого не было и нет. Соответственно, инвестиций от частных инвесторов в энергетику страны, согласно законам экономики, не видать, такова суровая действительность.
Второй сценарий – сбережения народа, то есть народные деньги: люди должны согласиться вложить свои средства не на полгода, а, например, на 10 лет. Здесь нужно доверие народа к тому, что делает государство, к тому, как работают правила, как действуют те или иные группы менеджмента. Из-за отсутствия главного – доверия населения к властям – этот сценарий становится нереальным.
Третий сценарий – государственные средства. Здесь нужны институты прогнозирования и контролирующие органы, которые следили бы, чтобы деньги не просто не украли, а пошли на те цели, на которые выделены.
Из трех вариантов желательным является, с учетом нынешних реалий, – государственные средства, что подразумевает возврат стратегической отрасли в собственность государства. В этом случае потребуется тщательный аудит на предмет истинного положения вещей в энергетике.
Необходимы тщательные исследования, которые можно поручить сделать той же Академии наук республики через государственный заказ. Академия, в свою очередь, через профильные институты, учитывая современные реалии, должна будет провести исследования в стратегической отрасли.
Это будет касаться морального и физического износа производственных мощностей и сетей, ценообразования, перспектив развития отрасли с учетом передовых технологий минимум на 10 лет.
С учетом научно обоснованной программы, как это делается во всех странах, где экономикой управляют подотчетные перед своим народом правительства, и принимается окончательный план развития отрасли.
А пока мы даже не знаем, что будет с нынешним Правительством через полгода и, соответственно, кто будет отвечать за то, что они успеют сделать.
На сегодняшний день при наведении элементарного порядка путем ликвидации армии посредников, приведении в соответствие к разумным значениям энергопотерь, можно уже сейчас выходить на ценовые показатели – 12 тенге для физических лиц и 15 тенге для юридических лиц, что позволит для модернизации и обновления энергетики выделять ежегодно от 300 млрд тенге. И это минимально.
К сожалению, на сегодняшний день эти гигантские средства оседают в карманах посредников и стоящих за ними олигополиями.
Касаясь предстоящих увеличений тарифов на природный и сжиженный глаз, буду краток. В стране, занимающей место в первой десятке по запасам природного газа в мире, вопрос о повышении цен на газ и его доступности стоять не должен. Цена же на сжиженный газ на 80 % состоит из энергозатрат, что говорит о важности тарифов на электроэнергию для производства.
Резюмируя, нужно отметить: необходима вдумчивая программа развития энергетики с горизонтом планирования минимум на 10 лет.
Ключевой проблемой при переходе к долгосрочному развитию отрасли будет низкое доверие к власти, так как за всю историю современного Казахстана ни одна программа в области экономики не принесла желаемого результата, что безусловно сказалось на развитии страны и благосостоянии народа.
Энергетика – это хребет народного хозяйства, поэтому необходимо все это решать комплексно, не идя на поводу у олигополии и продажных чиновников. Энергетический комплекс был создан предыдущими поколениями для того, чтобы наши граждане жили комфортно и пользовались благами цивилизации, не оглядываясь тревожно по сторонам, гадая, что грядущий день готовит. Главное – не прибыль и «эффективность» узкого круга людей, а развитие страны и народа.
Аскар ОМАР специально для «D»