Пятница , 4 июля 2025

Серик МЕДЕТБЕКОВ: Казахстанцы  никого не боятся!

Загран­бю­ро оппо­зи­ции Казах­ста­на под руко­вод­ством Сери­ка МЕДЕТБЕКОВА про­дол­жа­ет рабо­ту по поис­ку и выяв­ле­нию акти­вов. Глав­ной зада­чей коман­ды явля­ет­ся воз­врат неза­кон­но выве­ден­ных акти­вов в стра­ну, что­бы они рабо­та­ли на бла­го Казах­ста­на. Пред­ла­га­ем ваше­му вни­ма­нию тек­сто­вый вари­ант видео­ин­тер­вью Сери­ка Медет­бе­ко­ва укра­ин­ско­му ресур­су «Теле­ка­нал Прямий».

СМИ сооб­ща­ют, что Казах­стан явля­ет­ся одним из важ­ных игро­ков на пост­со­вет­ском про­стран­стве, кото­рый помо­га­ет Рос­сии обхо­дить санк­ции. Насколь­ко это соот­вет­ству­ет дей­стви­тель­но­сти и как про­ис­хо­дит дан­ный процесс?

– Имен­но поэто­му мы при­е­ха­ли в Вашинг­тон, что­бы дать чет­кую кар­ти­ну для зако­но­да­тель­ной и испол­ни­тель­ной вла­сти США. По это­му пово­ду мы посе­ти­ли Сенат, Кон­гресс и орга­ны испол­ни­тель­ной вла­сти. Мы при­вез­ли с собой санк­ци­он­ный спи­сок, о кото­ром так мно­го говорили.

Оста­лось несколь­ко недель для того, что­бы санк­ции для неко­то­рых лиц всту­пи­ли в силу. То, что казах­стан­ские оли­гар­хи помо­га­ют рос­сий­ским оли­гар­хам избе­жать санк­ции, ни для кого не сек­рет. Мы при­вез­ли дока­за­тель­ства того, как это про­ис­хо­дит. Я думаю, при­шло вре­мя пере­осмыс­лить стра­те­гию по Цен­траль­ной Азии и Казахстану.

– Про­ти­во­ре­чи­вая игра Пре­зи­ден­та Тока­е­ва. С одной сто­ро­ны он явно про­ти­вит­ся воле Пути­на. Все хоро­шо пом­нят, как, сидя на одной сцене с Вла­ди­ми­ром Пути­ным и Мар­га­ри­той Симо­нян, Тока­ев отка­зал­ся при­знать суве­ре­ни­тет Рос­сий­ской Феде­ра­ции над окку­пи­ро­ван­ным Дон­бас­сом. Но с дру­гой сто­ро­ны, про­ис­хо­дит обход санк­ции бла­го­да­ря казах­ско­му биз­не­су. Это про­ис­хо­дит вопре­ки или бла­го­да­ря воле Пре­зи­ден­та Токаева?

– Мы по дру­гую сто­ро­ну бар­ри­кад, поэто­му я не могу ска­зать, что в Казах­стане про­ис­хо­дит вопре­ки, а что по воле Тока­е­ва. У нас есть чет­кое пони­ма­ние, поче­му это про­ис­хо­дит. Суще­ству­ет насле­дие Назар­ба­е­ва. Это люди, кото­рые в свое вре­мя участ­во­ва­ли в кор­руп­ци­он­ных пре­ступ­ле­ни­ях по выво­ду акти­вов из стра­ны. Они до сих пор нахо­дят­ся во вла­сти. К сожа­ле­нию, про­изо­шло то, о чем мы гово­ри­ли изна­чаль­но. Казах­ста­ну тре­бо­ва­лась люст­ра­ция, а не реб­рен­динг, когда пар­тию «Нур Отан» про­сто пере­име­но­ва­ли в «Ама­нат», а люди оста­лись. Про­ис­хо­дит то, что мы назы­ва­ем сабо­та­жем на испол­ни­тель­ном уровне. То есть даже самый заме­ча­тель­ный закон, кото­рый про­хо­дит через Пар­ла­мент, сабо­ти­ру­ет­ся на уровне испол­ни­тель­ной вла­сти. С дру­гой сто­ро­ны, мы пони­ма­ем, что даже сла­бый закон, про­шед­ший через казах­стан­ский Пар­ла­мент, дает нам осно­ва­ния, как граж­дан­ско­му обще­ству тре­бо­вать от пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов и испол­ни­тель­ной вла­сти воз­вра­та укра­ден­ных акти­вов. Мы зна­ем, где нахо­дят­ся акти­вы, мы зна­ем сум­мы выве­ден­ных из стра­ны средств, нам даже извест­ны номе­ра сче­тов, где лежат день­ги. Поэто­му мы гово­рим, что есть про­цесс воз­вра­та акти­вов и есть про­цесс поис­ка и замо­роз­ки этих акти­вов. Пото­му что не факт, что день­ги вер­нут­ся при прав­ле­нии нынеш­не­го президента.

– Вы ска­за­ли, что при­вез­ли санк­ци­он­ный спи­сок людей, кото­рые долж­ны попасть под вто­рич­ные санк­ции. Это те люди, кото­рые помо­га­ют рос­си­я­нам обхо­дить санк­ции. Може­те назвать несколь­ко инте­рес­ных имен из это­го списка?

– Я могу огла­сить весь спи­сок, хотя он очень длин­ный. Один из кан­ди­да­тов Тимур Тур­лов. Он граж­да­нин РФ, участ­во­вал в про­цес­се обхо­да санк­ции рос­сий­ски­ми граж­да­на­ми. Кста­ти, Тур­лов нахо­дит­ся под санк­ци­я­ми Укра­и­ны. Он открыл банк в Казах­стане. Мы зна­ем, что день­ги, с кото­ры­ми Тур­лов рабо­та­ет, не его. У нас есть подо­зре­ния, что часть этих денег отмы­ва­ет­ся через этот банк. Этот же банк выда­ет рос­си­я­нам кре­дит­ные кар­точ­ки. Есть еще извест­ные име­на, как Олег Нова­чук, Эду­ард Огай и Вла­ди­мир Ким. Мы гово­рим о «Каза­хмыс» и «KAZ Minerals». Это фаб­ри­ки, кото­рые постав­ля­ют сырье для рос­сий­ско­го воен­но-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са. Мы так­же счи­та­ем, что руко­во­ди­те­ли ком­па­нии «Polymetal» бра­тья Несис так­же долж­ны попасть под вто­рич­ные санк­ции. Они при­е­ха­ли в Казах­стан и пере­ре­ги­стри­ро­ва­ли свою ком­па­нию. При этом их завод остал­ся на месте и про­дол­жа­ет постав­лять свое сырье для рос­сий­ско­го ВПК.

Есте­ствен­но, мы гово­рим о семье Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва. Сей­час суще­ству­ет поли­ти­че­ская воз­мож­ность. Ско­ро мы узна­ем, что есть поли­ти­че­ское реше­ние о том, что­бы при­нять санк­ции в отно­ше­нии семьи Назар­ба­е­ва. Может, это не будет касать­ся само­го Назар­ба­е­ва, но это, воз­мож­но, кос­нет­ся его зятя Тиму­ра Кули­ба­е­ва, кото­рый участ­ву­ет в неф­тя­ных сдел­ках. Ско­рее все­го, это будут дети и вну­ки Назар­ба­е­ва, на кото­рых заре­ги­стри­ро­ва­но мно­го акти­вов, вклю­чая в США. Люди, кото­рые участ­во­ва­ли в этих схе­мах, долж­ны чет­ко пони­мать, что очень ско­ро, после того как через Кон­гресс прой­дет соот­вет­ству­ю­щий закон, они поне­сут уго­лов­ное нака­за­ние. Поэто­му если тебе какой-нибудь оли­гарх пред­ла­га­ет заре­ги­стри­ро­вать дом на твое имя, при этом гово­рит, мы тебе за это дадим денег, нуж­но пом­нить, что тебе может гро­зить тюрьма.

– В свя­зи с неудав­шим­ся недо­мар­шем При­го­жи­на на Моск­ву в Казах­стане вздох­ну­ли с облег­че­ни­ем. Яко­бы При­го­жин был готов раз­вер­нуть свои вой­ска на Казах­стан. Мы все зна­ем, что Север­ный Казах­стан засе­лен мно­ги­ми этни­че­ски­ми рус­ски­ми. Насколь­ко этот сце­на­рий правдоподобный?

– Я не сто­рон­ник кон­спи­ро­ло­ги­че­ских тео­рии и не сто­рон­ник – что мог­ло бы быть? В нашей рабо­те мы поль­зу­ем­ся тем, что уже слу­чи­лось. Но такие вари­ан­ты тоже не исклю­ча­ют­ся. Мы чет­ко пони­ма­ем, что инфор­ма­ци­он­ным про­стран­ством Казах­ста­на вла­де­ют рус­ско­языч­ные стан­ции. Рус­ско­языч­ные СМИ силь­но вли­я­ют на Север Казах­ста­на, и его жите­ли под­вер­же­ны про­па­ган­де. Поэто­му, если бы про­изо­шла ситу­а­ция, о кото­рой вы гово­ри­те, то на Севе­ре было бы огром­ное коли­че­ство коллаборантов.

– Пару лет назад в Путин­ской пяти­ча­со­вой «медиа­ор­гии» он гово­рил, что у каза­хов нико­гда не было госу­дар­ствен­но­сти. Это было вос­при­ня­то очень тре­вож­но. В Казах­стане тогда пре­зи­ден­том еще был Назар­ба­ев. Поче­му новый пре­зи­дент не закро­ет эти «слив­ные боч­ки» – ско­бе­е­вых, попо­вых, соловьевых?

– Это очень слож­но сде­лать. Мы сто­рон­ни­ки того, что­бы такое про­ис­хо­ди­ло на зако­но­да­тель­ном уровне. То есть не так, что­бы при­шли люди и поза­кры­ва­ли офи­сы, а на сле­ду­ю­щий день их жур­на­ли­сты сто­на­ли о пра­вах чело­ве­ка. Мы за то, что­бы был при­нят закон в отно­ше­нии кон­крет­но­го СМИ. Это дело не одно­го года, что­бы люди вышли из-под вли­я­ния рос­сий­ской про­па­ган­ды. Воз­мож­но, они нико­гда и не вый­дут. Но такие шаги необ­хо­ди­мо пред­при­ни­мать. Мы чет­ко пони­ма­ем, что Казах­стан име­ет свои огра­ни­че­ния, посколь­ку вхо­дит в ОДКБ, тамо­жен­ный и эко­но­ми­че­ские сою­зы с Рос­си­ей. Я наде­юсь, что новый Пар­ла­мент РК нач­нет рабо­ту в дан­ном направ­ле­нии. Это очень важ­но, что­бы Казах­стан жил в доб­ро­со­сед­стве. Но доб­ро­со­сед­ства нико­гда не будет, пока ты от них зави­сишь. Пока у тебя есть две воен­ные базы, о чем мож­но гово­рить. Меня ино­гда спра­ши­ва­ют по пово­ду войск ОДКБ, зашед­ших во вре­мя «январ­ских собы­тий» – поки­ну­ли ли они стра­ну? По боль­шо­му сче­ту, им не нуж­но поки­дать, пока в стране функ­ци­о­ни­ру­ют рос­сий­ские базы. Поэто­му Казах­ста­ну в первую оче­редь необ­хо­ди­мо изба­вить­ся от воен­ных баз и про­чих сою­зов, посколь­ку стра­на может попасть под вто­рич­ные санкции.

– Мы гово­рим быть осто­рож­ны­ми при вступ­ле­нии в сою­зы, тем не менее мы слы­шим, что Тока­ев полу­чил гаран­тии о тер­ри­то­ри­аль­ной целост­но­сти от Китая. Такое впе­чат­ле­ние, что Казах­стан попал под зон­тик гаран­тии Китая. Насколь­ко это соот­вет­ству­ет дей­стви­тель­но­сти? Речь идет о балан­си­ро­ва­нии меж­ду Кита­ем и Рос­си­ей или есть опа­се­ния сполз­ти в ту или иную сто­ро­ну? Кого каза­хи опа­са­ют­ся боль­ше – Рос­сии или Китая?

– Нач­нем с послед­не­го вопро­са. Казах­стан­цы нико­го не боят­ся! В Казах­стане есть опыт про­ти­во­сто­я­ния китай­ским и рос­сий­ским ком­па­ни­ям. Про­бле­ма заклю­ча­ет­ся в том, что мы полу­чи­ли тяже­лое насле­дие от Назар­ба­е­ва. До сих пор в Казах­стане рулят оли­гар­хи. Мы видим, как день­ги про­дол­жа­ют пере­те­кать за границу.

– Может, это луч­ше, чем в Казах­стане будут рулить рос­сий­ские или китай­ские олигархи?

– К сожа­ле­нию, это те люди, кото­рые пред­став­ля­ют рос­сий­ский инте­рес. Напри­мер, Тимур Кули­ба­ев, являв­ший­ся чле­ном сове­та дирек­то­ров «Газ­про­ма». Сей­час идет боль­шое рас­сле­до­ва­ние сва­па неф­ти. Я не очень люб­лю сло­во оли­гар­хи, но если появит­ся новое поко­ле­ние биз­не­сме­нов, кото­рое уме­ет рабо­тать по меж­ду­на­род­ным пра­ви­лам в рам­ках меж­ду­на­род­но­го зако­но­да­тель­ства в инте­ре­сах Казах­ста­на, мы будем толь­ко при­вет­ство­вать это. Мы борем­ся не про­тив Казах­ста­на, мы гово­рим, нет смыс­ла накла­ды­вать на Казах­стан вто­рич­ные санк­ции, пото­му что «ста­рая гвар­дия» не дает воз­мож­но­сти реа­ли­зо­вы­вать те поли­ти­че­ские и эко­но­ми­че­ские рефор­мы, кото­рые были объ­яв­ле­ны ранее.

– Аме­ри­ка дале­ко, Евро­па дале­ко, им непо­нят­но, что такое Казах­стан и как на него вли­ять. Казах­стан нахо­дит­ся меж­ду моло­том и нако­валь­ней – Рос­си­ей и Кита­ем. Насколь­ко реа­ли­стич­но, что стра­на выбе­рет свой век­тор раз­ви­тия, не попа­дая под их влияние?

– Сосе­дей не выби­ра­ют. Мы обре­че­ны жить со сво­и­ми сосе­дя­ми. Вопрос все­гда сто­ит – укреп­лять свою госу­дар­ствен­ность. При этом в первую оче­редь обра­щать­ся к граж­дан­ско­му обще­ству. Сей­час я не вижу диа­ло­га меж­ду вла­стью и граж­дан­ским обще­ством. А это необ­хо­ди­мо делать. Ина­че как нынеш­ний Пре­зи­дент соби­ра­ет­ся укреп­лять свои пози­ции и гаран­ти­ро­вать ста­биль­ность, если у него нет диа­ло­га с граж­дан­ским обще­ством. То, что сей­час про­ис­хо­дит на местах, это даже не огре­хи испол­ни­тель­ной вла­сти. Это борь­ба наво­ро­вав­ших­ся при прав­ле­нии Назар­ба­е­ва людей, кото­рые пыта­ют­ся защи­тить свои инте­ре­сы и активы.

Тек­сто­вый вари­ант под­го­то­вил Аза­мат МОЛДАСАНОВ

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн