Первый, докантаровский мифо главе государства

Н. Назарбаев выбрал К.К. Токаева в преемники,

так как он верный человек экс-президента

КасымЖомарт Кемелевич Токаев своими действиями в ходе Қантара, когда смог наконец скинуть с себя накинутые назарбаевские «цепи», о которых было известно всем мыслящим людям, и решениями после тех трагических событий доказал и непрестанно доказывает свою кардинальную отличимость и полную независимость от предшественника. Но пособники реакционеров, выставляющие себя радикальными демократами, постоянно реанимируют и навязывают казахстанскому обществу бредовые домыслы о каком-то влиянии бывшего главы государства на действующего.

Можно было не обращать внимания на их измышления, если бы среди казахстанцев не находились люди, верящие иезуитским проповедям этих господ. К тому же не опровергнутая ложь со временем становится правдой в глазах многих по принципу: Молчание – знак согласия! К сожалению, пока в Казахстане еще многовато некритичных потребителей на первый взгляд правдоподобной, но по сути лживой информации, в том числе в среде политически активных граждан, не желающих либо не способных самостоятельно проверять всучиваемые им искажения правды. Так что имеется жизненная потребность в опровержении указанного мифа. А разоблачение этой лжи, не оставляющего место сомнениям, невозможно без уяснения истинных мотивов назначения Н. Назарбаевым вторым президентом К. К. Токаева.

Почему Н. Назарбаев остановил

свой выбор на К. К. Токаеве

Многие до Қантара верили, что действующий президент страны «политическая мебель» предшественника, о чём неустанно твердил лондонско-парижский сиделец, строящий из себя супер-пупер демократа. Вообще-то бывшему елбасы как раз и нужна была такая «политическая мебель», некий временный президентишко, слабенький местоблюститель, которого сможет быстренько подвинуть, как только будет готов настоящий преемник из его семейства.

Ведь он не мог назначить своим преемником, даже временным, падчерицу Даригу. Ибо против неё были настроены, по вполне понятным причинам, почти все главари группировок казахстанской эрзац-элиты, в первую очередь из шапрашты и дулатов. И ему приходилось считаться с этим обстоятельством. К тому же не мог быть вполне уверен в её лояльности после скандала с топ-менеджерами «Нурбанка», организованного врагами отца её детей, изгнания с политического Олимпа и последующей ликвидации Рахата Алиева в австрийской тюрьме.

Другие же близкие родственники абсолютно не подходили на роль первого лица государства либо еще не подросли или не набрались достаточного опыта. Поэтому в 2019 году Н. Назарбаеву нужен был не продолжатель его дела, но временный зиц-президент, неспособный удержаться во власти без поддержки назарбаевской семейки. Которого легко отодвинуть, когда к роли главы государства будет готов кое-кто из назарбаевской родни. Таким слабеньким и неопасным местоблюстителем, по расчетам бывшего лидера нации де-юре, но не де-факто, и должен был стать К.К.Токаев.

Ведь почти все «политические тяжеловесы» того периода, хотя бы в минимальной мере способные нести бремя президентства, обросли разветвлёнными в госаппарате кланами, огромными состояниями и заимели немалый опыт компромиссов и временных союзов с вождиками конкурирующих группировок. Поэтому любой из них был опасен для назарбаевского семейства в роли главы государства, так как мог быстренько объединиться с рядом кланов, в том числе некоторых шапраштинских, и оттереть от власти Н. Назарбаева и его родственников с последующим раскулачиванием. Иллюзий насчет аппетитов, амбиций и «благодарности» своих приближенных Нурсултан первый и, надеюсь, последний не питал – слишком хорошо он их знал.

А Касым-Жомарт Кемелевич по сравнению с этими новоявленными за четверть века эпохи первоначального накопления капиталов политиканами-нуворишами был нищ как церковная мышь. Ибо за более 25 лет нахождения в окружении Нурсултана Назарбаева смог остаться относительно честным и порядочным человеком – не брал взяток, не пробивал систематически тендеры «своим» бизнесменам, практически не прихватизировал за бесценок госимущество и т.д. То есть не использовал свое высокое положение для личного обогащения, а потому в глазах запредельно коррумпированных новых хозяев жизни выглядел глупеньким интеллигентствующим слабачком. Здесь применил слово «относительно», так как, по моему глубокому убеждению, состоя столь длительное время в среде высших чинов назарбаевского режима, в принципе невозможно сохранить в неприкосновенности свою честность. Находясь в стае шакалов, приходится иногда выть по-шакальи, чтобы не раскрыли человеческую сущность.

И вызывает удивление, как Касым-Жомарт Кемелевич Токаев, находясь почти тридцать лет в близком окружении своего предшественника, смог удержаться от соблазнов, остался вполне честным человеком и сохранил свою честь, не став вором-прихватизатором государственного добра и взяточником. Такое под силу только архицельным натурам с титановым стержнем порядочности и патриотичности внутри.

Многие, в том числе казахстанские нувороши, считают, что очень большие деньги порождают и укрепляют власть. Посему, по мнению Н. Назарбаева, К.К.Токаев был наименее опасным из всех рассматриваемых кандидатур, так как являлся наиболее бедным среди них. К тому же Касым-Жомарт Кемелевич не формировал команду лично ему преданных госчиновников и предпринимателей на трайбалистско-родоплеменной основе и меркантильных интересах, чем вовсю «баловались» другие представители высшего и среднего звеньев госаппарата. Как следствие, не имел большую группу подельников-трайбалистов и поддержку олигархов, крупного и среднего капитала. Вообще-то из-за этого в назарбаевский период его и не причисляли к «политическим тяжеловесам».

Так что К.К.Токаев не имел своего большого по численности и разветвлённого по госаппарату клана. Его команда, состоящая в основном из таких же, как он сам, интеллигентных интеллектуалов, в определенной степени честных госчиновников и нескольких сородичей, была крайне малочисленной с довольно низким уровнем влиятельности. Поэтому он не мог быстро насадить своих людей на ключевые и множество значимых должностей.

Касым-Жомарт Кемелевич в силу своей щепетильности и нежелания быть втянутым в межклановые «разборки» старался всегда и в любых ситуациях не сближаться с вожаками всех группировок эрзац-элиты Казахстана, в том числе могущественных в то время казахских кланов – шапраштинских и «южных». А у этих группировок были наиболее сильные позиции в силовых ведомствах и в правоохранительной системе. Учитывая длительность, более 20 лет, такой его добровольной дистанциированности, вызвавшую и закрепившую у главарей всех более или менее влиятельных казахских кланов предубеждение и отчуждённость к нему, вряд ли он смог бы получить их поддержку. К тому же кланы қожа особо не жаловали его – политика и государственного деятеля сугубо светского, не приемлющего претензии недалекой части потомков исламских миссионеров на верховную роль в современном Казахстане.

Более того, его колоссальнейшая выдержка, выпестованная десятилетиями дипломатической службы, и явно выраженная неконфликтность, вытекающая из врожденной интеллигентности, воспринимались большинством приближенных к ныне бывшему, а тогда правящему главе государства, как слабохарактерность и неспособность к решительным действиям. Ибо сами они были и есть нагловатые существа, уважающие лишь силу, пресмыкающиеся перед бастыком и не знающие, что такое внутренняя культура.

Вот те основные факторы, подвинувшие Н.Назарбаева в конечном итоге остановить свой выбор на К.К.Токаеве. Ибо он на посту президента страны представлялся юридически формализованному елбасы самым слабым в финансовом, командном и ментальном (мандражирующий интеллигентик) планах и легче контролируемым, а потому наиболее подходящим из всех рассмотренных кандидатур. Разумеется, были и другие причины для такого назарбаевского выбора. Но все они были дополнительными и неопределяющими, а потому не будем их рассматривать.

А огромный опыт дипломатической деятельности, довольно широкая известность и достаточный авторитет на международной арене и видимый всем высокий интеллект Касым-Жомарта Кемелевича, с одной стороны, скрывали настоящие основания выбора Н.Назарбаева, с другой стороны, являлись неким политическим бонусом, показывающими его (Н.Н.) якобы государственную мудрость.

Полагаю, теперь всем читателям ясны истинные мотивы решения Н. Назарбаева остановиться на К.К.Токаеве и несопротивления особо приближенных первого президента такому шагу. Ведь все они считали его кандидатуру наиболее подходящей из-за крайне слабости в силу отсутствия огромных финансов и большой команды, а также, по их мнению, слабохарактерной нерешительности.

Как же это свора взяточников, воров и временщиков ошиблась, абсолютно не беря во внимание народ Казахстана. Оказалось, что честность, порядочность и патриотизм, присущие Касым-Жомарту Кемелевичу Токаеву, дают доверие большинства казахстанцев, изголодавшемуся по настоящему государственнику у руля стран. А это поважнее, чем собственный клан, который априори ограничен и численно, и по влиянию на общественные и политические процессы.

«Пеленение» К. К. Токаева Назарбаевым и его людьми

Конечно, экс-президент не мудрый политик, не блещет высоким умом, да и недостаточно образован. Скорее он хитёр как базарный торгаш, но при всём этом не политический дебил и не полный невежда в истории. Так что Н. Назарбаев был осведомлен о многих исторических фактах закрепления во власти людей, временно поставленных предшественниками во главу государства. Поэтому он предварительно обставил законодательно второго президента жесткими ограничениями в кадровых вопросах, то есть в назначении политических госслужащих, и фактически лишил нового Верховного главнокомандующего контроля над силовыми ведомствами и спецслужбами. Для чего, как известно, ввёл в Конституцию Казахстана Положения о председателе Совета безопасности РК, пожизненно закрепляемую за первым президентом страны. Последующие главы государства не могли назначать первых руководителей силовых и правоохранительных структур, а также спецорганов без согласования с председателем СБ РК, то есть с Н. Назарбаевым.

Также он оставил за собой председательство в «НурОтан» и соответственно сохранил контроль над законодательно-представительной ветвью власти. Ведь нижняя палата Парламента полностью формировалась по партийным спискам, и так называемая правящая партия имела абсолютное большинство в Мажилисе. Сенаторы, кроме назначаемых президентом страны, избирались маслихатами, сплошь состоящими, за редким исключением, из одних нуротановцев.

Нурсултан Назарбаев в придачу сохранил еще ряд менее значимых постов. Но и без их перечисления, полагаю, уже всем было тогда понятно, что он 19 марта 2019 года передал Касым-Жомарту Кемелевичу огрызок прежних полномочий президента, превратившего высшую государственную должность страны в некое подобие старшего премьер-министра. Себе же придал статус, весьма схожий с положением верховного аятоллы в теократической ИРИ (Исламской Республике Иран), верховодящего и контролирующего всё и вся в государстве, но при этом ни за что не отвечающего.

Более того, до начала 2022 года приближённые тогдашнего главного библиотекаря Казахстана с его подачи и санкционирования почти открыто саботировали решения и указания Президента РК и показывали своими завуалированными, а то и откровенными деяниями, что действующий глава государства никто и ничто. Всё это делалось для того, чтобы не допустить усиления позиций Касым-Жомарта Кемелевича Токаева и по возможности дискредитировать его перед казахстанцами и тем самым еще больше ослабить Президента Казахстана. С верным преемником так не обращаются и такое проделывают лишь с чуждым по духу человеком.

Данное противостояние, временами достаточно жесткое, эскалируя, в конечном итоге и привело к Қантару. Раскрытие этой темы требует довольно большого по объёму и достаточно глубокого и тщательного исследования. Потому не будет рассмотрено в настоящей статье.

Қантар высветил и другую ошибку Назарбаева и его окружения – их заблуждение насчёт характера действующего Президента страны. Оказалось, что за внешней мягкостью и терпеливостью К.К.Токаева кроются мужество, решительность и способность своевременно принимать жесткие решения во имя защиты нашей Родины и простых казахстанцев от кровавой вакханалии.

Заключение

Полагаю, действующий Президент страны уже доказал высокий уровень своего интеллекта и отсутствия у него мелкотравчатой и тщеславной самовлюбленности. Поэтому не должно быть сомнений в том, что у К.К. Токаева не было и нет иллюзий насчёт истинных причин назарбаевского выбора его кандидатуры во второго президента страны. Вот почему Касым-Жомарт Кемелевич Токаев не человек Нурсултана Назарбаева и не исполняет и не будет исполнять волю своего предшественника. Хотя бы из самоуважения, не говоря уже о защите государственных интересов.

Так что Президента РК удерживают от абсолютно правомерного и справедливого уголовного преследования Н. Назарбаева и его взрослых детей за преступления против народа Казахстана не какие-то моральные обязательства перед ним, которых нет и не может быть в принципе, а нечто другое, намного более серьезные вещи, абсолютно не связанные с их личными отношениями и какими-то договоренностями между ними, о которых неустанно твердят политические недоумки и ангажированные (читай – подкупленные) реваншистами людишки, выставляющие себя политологами и демократами.

Сейчас не буду описывать все факторы, вынуждающие главу государства не «трогать» экс-президента. Ибо их приведение с доказательствами превратит данную статью во внушительную по объему брошюру. Потому ограничусь указанием на то, что решающую роль в этом вопросе играют позиции трёх сверхдержав, заступившихся негласно, каждый в своих целях, за бывшего президента Казахстана. О них и иных причинах вынужденной терпимости Касым-Жомарта Кемелевича и многом другом в следующих публикациях.

Напоследок совет читателям: не принимайте априори на веру разносимые классическими СМИ и интернетом сведения и интерпретации событий, но перепроверяйте, обращая особое внимание на мелкие детали. В общем включайте свои мозги и не опирайтесь бездумно на чужие. Только так не станете жертвами заблуждений политических невежд и/или преднамеренной дезинформации реакционеров и их пособников. Серік НАЗАРБЕКҰЛЫ

Республиканский еженедельник онлайн