В прошлую пятницу в Ак Орде Нурсултан Назарбаев произвел небольшую реорганизацию правительственной структуры. Министерство экономики и бюджетного планирования преобразовано в Министерство экономического развития и торговли (рук. Жанар Айтжанова), Министерство культуры и информации остается только Министерством культуры (рук. Мухтар Кул-Мухаммед), созданы Министерство нефти и газа (рук. Сауат Мынбаев), связи и информации (рук. Аскар Жумагалиев) и Министерство индустрии и новых технологий (вице-премьер, министр Асет Исекешев). Бахыт Султанов освобожден от должности министра экономики и бюджетного планирования. Он стал помощником президента, и, как говорит сам Назарбаев, этой должностью доволен.
Упраздняется Агентство информатизации и связи.
Понятно, что президент хочет усилить реформируемый блок в связи с объявленной им программой форсированного индустриально-инновационого развития страны, делая ставку на молодых и, может, по-здоровому амбициозных вновь назначенных руководителей.
Месяц с небольшим назад мы анализировали и предсказывали, что в правительстве грядут перемены, но сосредоточились в основном на политическом векторе развития событий. Пока же глава государства преобразовал и поменял только экономический блок, видимо, оставив на десерт главные изменения. Впрочем, к этому вернемся ниже.
В появившемся раскладе реорганизованных ведомств и старо-новых кадров нас заинтересовали некоторые моменты, которые вызывают ряд вопросов.
По словам Назарбаева, «вопросами стратегического и общегосударственного планирования, которые становятся очень важными», выходит, до этого дня в стране никто не занимался. Сейчас на это дело бросают Жанар Айтжанову и Асета Исекешева, занимавших, соответственно, должности вице-министра и министра индустрии и торговли.
Историк по первому образованию из Южно-Казахстанской области Жанар Айтжанова, несмотря на то, что затем окончила Школу государственного управления им. Джона Ф.Кеннеди Гарвардского университета, на наш взгляд, еще не созрела для того, чтобы руководить одной из стратегических отраслей экономики. Да и обучение в школе при Гарварде было непродолжительным, около года, и нацелено на решение проблем управления в западном мире и бизнес-среде, но никак не в наших реалиях. А то, что она на протяжении 5 лет была специальным представителем РК на переговорах по вступлению в ВТО, а мы в переговорах оказались отброшенными на первоначальные позиции, говорит о ее неумении жестко отстаивать позицию государства и находить компромисс.
Единственное, что ей «удалось», так это вступление Казахстана в Таможенный союз, но и это не ее заслуга, а ей надо благодарить Владимира Путина, который «убедил» Нурсултана Назарбаева войти в прообраз чуть видоизмененного СССР. Впрочем, время покажет, как она, не посещая теперь постоянно западные страны и уделяя меньше времени шопингу, сможет всерьез заняться важной сферой экономики.
То же и с Асетом Исекешевым, бывшим юристом прокуратуры, наверное, из категории детей индиго, проделавшего бросок за год с небольшим с должности помощника президента в министры и вице-премьеры. Несколько странным выглядит его назначение на другой ключевой экономический пост, особенно при отсутствии хотя бы теоретических знаний в области индустриализации, инноваций и новых технологий, отсутствии мало-мальского производственного опыта. Говорят, что Кайрат Келимбетов пролоббировал назначение Исекешева, но неужели Кайрат Нематович, достаточно опытный в своем деле человек, не понимает, что его протеже на данном этапе своей карьеры не годится для работы на этой должности? Неужели у нас до сих пор в рамках кадровой политики должности будут занимать исполнительные, но непрофессиональные люди, которые только будут учиться новой специальности на ходу? Но ведь новые должности – это не курсы повышения квалификации и «оттачивания мастерства» за бюджетный счет.
Главное структурное изменение в правительстве – создание Министерства нефти и газа.
Видимо, череда разоблачи-тельных документов от экс-банкира Мухтара Аблязова касательно деятельности среднего зятя президента Тимура Кулибаева вообще и компании «КазМунайГаз» в частности оставили какой-то след в подсознании главы государства. На новый орган будут возложены функции, которые ранее выполняла национальная компания «КазМунайГаз». Нурсултан Назарбаев пообещал освободить КМГ «от несвойственных ей функций, которые создают конфликт коммерческих и государственных интересов». Коммерческие интересы, как мы понимаем, реализовывались в основном только в пользу двух-трех лиц из высшего руководства страны, а «смотрящим» за этим был как раз Т. Кулибаев, превративший госкомпанию в свое доходное хобби.
Однако не стоит ожидать каких-либо серьезных изменений от решения президента. То, что «КазМунайГаз» сохранит свое влияние, косвенно подтвердил и президент, сообщив, что национальная нефтяная компания сохранит участие в крупных проектах. Да к тому же Миннефтегаз возглавил давний соратник Тимура, входящий в его ФПГ – Сауат Мынбаев. «Министром нефти и газа предлагаю Сауата Мынбаева оставить, поскольку ты в курсе дела», – сказал о своем решении Назарбаев. В данном контексте назначение С.Мынбаева выглядит, в отличие от вышеприведенных примеров, достаточно закономерным. Сауат Мухаметбаевич в правительстве курировал «нефтянку», вел переговоры с западными нефтяными компаниями по добыче сырья, а, главное, президент решил, наверное, не обострять «конфликт интересов» на переломном этапе экономики, не поставив министром человека из групп и кланов, воюющих с Тимуром Кулибаевым. Но при всех перипетиях, связанных с КМГ, у последнего остается самое главное – продажа углеводородного сырья, а значит, и контроль над финансовыми потоками.
Также нельзя исключить, что в ближнесрочной перспективе могут произойти изменения по новому переделу собственности, когда углеводородные потоки в большей степени будут направляться, исходя из интересов России, а Мынбаев, хорошо зарекомендовавший себя на переговорах по Карачаганаку, может стать тем заслоном, который необходим в случае непредвиденного увода доходов мимо личных портмоне персон, курирующих добычу сырья.
Агентство по информатизации и связи преобразуется в Министерство связи и информации и получает полномочия в области СМИ. Возглавит министерство Аскар Жумагалиев, руководивший компанией «Казахтелеком».
«Мы живем в информационном обществе, поэтому ключевой задачей нового министерства должно стать внедрение новых информационных технологий, в первую очередь – цифрового и спутникового вещания», – пояснил глава государства, говоря о новом министре. По его словам, Министерство связи и информации будет специализироваться на «обеспечении информационной безопасности страны в тесном взаимодействии со всем журналистским сообществом». Вновь настораживают слова Назарбаева об «обеспечении информационной безопасности страны». Видимо, у АИС, как негласного подразделения КНБ, не хватило сил самостоятельно заниматься глушением неугодных сайтов или неустанно атаковать их. Теперь, под министерской крышей, это будет делать проще и финансово легче. Хотя, надо сказать, прошлогодний закон об Интернете АИС продавил без особых усилий, просто через колено сломав общественное мнение. А каким образом будет происходить «тесное взаимодействие с журналистами», президент не стал объяснять.
«Там нужны технари, знающие дело в электронных СМИ. Я уверен, что он разберется с этим делом», – прокомментировал назначение Аскара Жумагалиева Нурсултан Назарбаев.
«Все сейчас ушло в электронные носители. Наверное, все газеты постепенно будут туда уходить. Вместо того чтобы усиливать возможности и все то, что связано с этим, мы работаем совсем с другой стороны», – сказал глава государства. Что это за «другая сторона», президент не втолковал. Может, он имел в виду, что теперь меньше следует уделять внимания печатным СМИ, так как основной поток нежелательной для него и его окружения информации поступает именно из электронной Всемирной паутины, с которой бороться гораздо труднее, нежели, например, с проектом «DАТ»? Перед А.Жумагалиевым стоит трудная задача по «управлению информацией». Он при всем своем желании не сможет в нашем духе взять и запретить Интернет. Как теперь проявит себя зять Генерального прокурора РК Аскар Жумагалиев, в том числе в качестве главного куратора средств массовой информации, покажет время. Однако, учитывая его отстраненность от проблем СМИ, информационных войн и межклановых разборок, можно ожидать, что эти вопросы он, от греха подальше, перепоручит своему заму по прессе, особенно оппозиционной, оставив для себя безопасное нехлопотное течение контроля над государственными СМИ.
Министерство культуры и информации преобразуется в Министерство культуры. Помимо решения вопросов культуры, «межрелигиозных и межнациональных отношений, развития языков», министерство получит полномочия «в сфере обеспечения прав граждан на свободу вероисповедания, взаимодействия с религиозными объединениями», – сказал Нурсултан Назарбаев. В этом ведомстве остался руководить Мухтар Кул-Мухаммед.
Реорганизацию Министерства культуры и информации Назарбаев объяснил тем, что «мы руководим информацией из рук вон плохо». Видимо, он имел в виду, что еще недостаточно полосы газет и экраны ТВ заполнены рапортами об успехах партии «Нур Отан», а такие газеты, как наша, несмотря ни на что, возрождаются и вновь рассказывают народу правду об истинном положении дел в стране.
А вообще, стоило ли оставлять целое Министерство культуры, учитывая ограниченность его функциональных обязанностей? С ними вполне может справиться орган на уровне максимум комитета при каком-нибудь соответствующем органе. Религией, по большому счету, у нас занимается КНБ, культура вся ушла в айтысы и тупые программы типа «Две звезды», а программа «Культурное наследие» идет сама по себе, лишь бы было достаточное финансирование.
То, что на этом перестановки в правительстве и президентском окружении не закончатся так скоро, понятно. Главным остается вопрос срока ухода Карима Масимова с должности и назначения нового премьер-министра. Уже сейчас можно видеть, как разные группы пытаются протолкнуть свои креатуры на этот пост. Как-то постепенно стали стихать разговоры о возможном премьерстве Умирзака Шукеева, не говоря уже о Тимуре Кулибаеве. Ясно, что Назарбаев постарается выдержать интригу до конца, электризуя пространство вокруг себя и наблюдая за мышиной возней окружения.
Тем не менее, остается еще и силовой блок, который совсем недавно прошел переназначение, в основном в прошлом году. Но эти персоны, за исключением министра МВД Серика Баймагамбетова, давно присутствуют во власти, и, по нашим данным, пока, кроме Генпрокурора Кайрата Мами, не вызывают у Назарбаева особого доверия.
Весьма нелепым выглядит назначение заместителя спикера мажилиса парламента Сергея Дьяченко на должность акима Акмолинской области вместо Альберта Рау, переброшенного в первые вице-министры к Асету Исекешеву. Прожженный аппаратчик, плановик, первый секретарь Кокчетавского горкома компартии, доктор политических наук, не умеющий, наверное, отличить чернозем от глинозема, направлен в аграрную область. Неужели президент думает, что «направляющая сила КПСС – «Нур Отан» сможет добиться повышения урожая и его сохранности только директивами и приказами?
В связи с приведенным примером, по нашим предположениям, участь смены начальства в областях может коснуться еще нескольких акимов, среди которых в Мангистауской – Крымбек Кушербаев и в Костанайской – Сергей Кулагин. Не исключено, что первый пойдет на повышение в правительство, второму же предложат ничего не значащую должность. Также все упорнее идут разговоры и о скорой смене акима южной столицы Ахметжана Есимова, который вновь вернется туда, где он все развалил, – министром сельского хозяйства. А Умирзаку Шукееву прочат в утешение место Ахметжана Смагуловича.
Алмат АЗАДИ
[email protected]