После выступления нашей газеты о всесторонней подготовке перед референдумом по вопросам атомной станции в Казахстане были отклики со стороны некоторых изданий и читателей. Мы решили еще раз пригласить для изучения и систематизировать вопросы наших читателей с заслуженным энергетиком СНГ и РК Кенжемуратом ДУКЕНБАЕВЫМ.
– Кенжеке, наверняка Вы тоже получили письма или звонки с разных регионов, по разным вопросам, где наверняка вносили альтернативные решения строительству АЭС?
– Да, были звонки, особенно с Абайской, Мангистауской, Алматинской областей и г. Алматы. Отрадно, что вопросы были доброжелательные. Чувствуется, что люди отходят от радиофобии, думают о завтрашнем дне, считают, что и власти, и оппозиция должны в своей деятельности ориентироваться на мнение людей и начали считать, что проблемы и успехи страны как свои.
– Однако, не дожидаясь результатов объявленного на 6 октября референдума, риторика провластных СМИ изменилась в пользу строительства АЭС, а руководители некоторых отраслей уже ведут переговоры с возможными инвесторами?
– Это, конечно, не очень приятно, тем более осталось всего месяц до проведения референдума по этому важнейшему долгосрочному проекту. Надо его проводить корректно, а не как уже по решенному вопросу, чтобы люди не потеряли интерес к проекту и своим правам.
– Если выстроить вопросы по важности, не могли ли вы просветить их?
– Я поставил бы вопросы места установки и мощности АЭС на первое место как ключевые и разрешимые. Энергетика – наука легко формализуемая. Достаточно изучить динамику роста потребления электроэнергии, которую я веду с 1963 г., то есть со дня образования отрасли, к предлагаемому сроку завершения строительства – 2040 году потребление электроэнергии составит около 140–145 млрд квт/ч. Для этого нам необходимо иметь крупные её источники 3.600 мвт, вырабатывающие 21,6 млрд квт/ч., в год, которые составят 20,0% от сегодняшнего её потребления, плюс выработки около 10,0 млрд квт/ч на других электростанциях с учетом ввода и выбитые региональных электростанций.
Мне не хотелось бы увлекаться не всем понятными энергетическими параметрами, отмечу, что в нашей и в мировой научной и практической среде есть заключение, что один блок – не станция, два блока – полстанции, а три блока – электростанция. Ну вот мы и определили, что станция должна иметь по графику спроса три хорошо отлаженных блока по 1.200 мвт, куда и мир идет в своих разработках по энергомашиностроению. Итого выходим на АЭС суммарной мощностью 3.600 мвт, о чем мы говорили раньше.
Обогащение Экибастузских углей с экономической и технической точки зрения не решается. Я сам обучался на Южно-Африканской Республике, где из-за международных санкций из углей производили бензин и газ. Такая процедура технологически многоступенчатая, дорогая и получаем те же минеральные ресурсы, от которых вроде уходим, и что еще скажется на тарифы.
– Действительно, каждый проект должен быть конкурентным?
– Да, конечно! Вопрос роста тарифа вообще взрывоопасный. Разумеется, поставщики услуг говорят только о его росте, а потребители наоборот. На мой личный взгляд, если внимательно изучить потребление за последние 20 лет, тариф на нее вырос в 4 раза, в тенге/квт/ч (в центах в 1,4 раза за квт/ч.) а мощности только 1,25 раза. Почему так получается? Все проблемы исходят от централизации решения всех вопросов, которая, как всем известно, является матерью коррупции, где ответственность всех участников рынка нивелируется, а заинтересованность снижается.
– Да, этот вопрос тоже многоплановый. Надеемся, что этим займутся государственные органы. Можно ли привести примеры?
– Вот вам пример – экономика АО «KEGOC» как монопольной компании регулируется государственным органом. Однако, по статистике РК по прибыли (более 7,3%), в нашей стране эта компания вышла на второе место. Вопрос: почему регулятор компенсирует её затраты с таким уровнем дохода? Почему наши нормативные акты способствуют этому? Чтобы голословного заявления не было, изучим последние изменения в Законе Республики Казахстан «Об электроэнергетике», внесенные в апреле 2023 г. Статьей 10 для этого системного оператора ввели понятия технической диспетчеризации и право заключать на эту не выполняемому (мнимому) ими работу платные услуги. Далее вводится этим законом (гл. 1 ст.1 п.п. 2-2) понятия «единый закупщик – в оптовом рынке осуществляющие централизованную (монопольную) покупку услуги…». Однако п. 2.2 ст. 3. гл. 2 этого же закона право выбора потребителями поставщиков электрической энергии, где не предусмотрены платные услуги, определено как цели и задачи государственного регулирования. В результате участникам рынка по этим поправкам предстоит с госорганами заключить 19 оплачиваемых договоров. Поэтому и трудно малому и среднему бизнесу обеспечить финансовую устойчивость тем более развиваться. Что касается самих потребителей, которым предстоит в конечном счете за все оплатить, тариф может оказаться не подъемным для семейного дохода и начнутся не платежи, которые мы уже проходили.
– А теперь какие альтернативы АЭС были?
– Некоторые мои хорошо квалифицированные коллеги предлагают решить вопрос покрытия дефицита путем использования автономных (оптимально размещенных) АЭС с мощностями 25÷100 мвт. Да, есть в мире такие АЭС для автономных потребителей. Тогда необходимо установить соответствующее количество реакторов на АЭС, чтобы покрыть наши потребности к 2040 г. Но какими бы они ни были надежными, вероятность аварии вырастит в соответственно раз, так как её вероятность зависит не от единичной мощности, а от количества реакторов. Также вырастет удельное потребление воды, количество работающих людей, суммарные затраты на строительство станции и стоимость топлива.
Что касается о необходимости для концентрированных мощностей развития электрических сетей в стране, то как раз существующие сверхмощные линии проходили через Казахстан, чтобы связать Сибирь России с её Европейской частью, а также со странами Центральной Азии. В настоящее время большинство людей, имеющие собственные автомобили, знают, что удельный расход топлива имеет наименьшее значение при крейсерской скорости 110÷120 км/час, а выше или ниже он увеличивается. АЭС, использующие высоко потенциальное топливо, тоже имеют соответствующие экономические закономерности.
– Пожалуйста, несколько слов об объемах расхода воды?
– Вопрос часто задаваемый, особенно в условиях Казахстана. Если ответить формально, в мире существует нормативный безвозвратный расход воды для АЭС – 2,3 л на квт/ч. Если эту норму пересчитать на нашу расчетную АЭС, получится 0,03 % от притока воды в о.Балхаш, как, впрочем, к его испарению.
– Хорошо, все это по АЭС, а какие вопросы были по подготовке и проведению самого референдума?
– Я сразу скажу, что я не пропагандист, это право нашего общества. Но, как и каждого гражданина, меня тоже интересовало, что какие и каким образом будут заданы вопросы. Все говорили, что вопрос и ответ должен быть однозначный: типа вы за или против строительства АЭС? Но как анализировать в части причинности ответа. Ведь после решения референдума всё равно надо будет определиться параметрами энергетики с или без АЭС с учетом мотива воли народа.
– С вопросом понятно, а ответ какой может быть?
– Ответ тоже должен быть однозначный, только с указанием мотива, который зависит от осведомленности каждого гражданина Казахстана, чем мы с вами и занимаемся. Поэтому после за или нет должны быть на опросном листе варианты причины выбора ответа из числа уже сегодня задаваемых вопросов.
– Если вы выбрали «за» внизу должны быть, например, каковы причины такого выбора?
– К примеру:
1. Мы не обойдемся без применения атомной энергии в будущем. Надо с технологией идти вровень.
2. Минеральные ресурсы (уголь, газ, биотопливо) исчерпаемые, они должны быть государственными резервами.
3. Надо принять стандарты надежности и готовить кадры.
– А если ответ «против»?
– 1. В стране мало проточных источников воды и высокий радиационный фон.
2. Реакторы работают надежно в штатном режиме, а в не штатном – выходят из-под контроля, поэтому надо подождать.
3. Продолжить работать на налаженных минеральных ресурсах, не создавая (шахтерам, нефтяникам, железнодорожникам) социальные проблемы.
После получения решения общества «за» или «против» по строительству АЭС необходимо разработать предварительные технико-экологическое обоснования проекта и только на его основе решить столь актуальную экономическую проблему, связанную с электроэнергетикой.
– Спасибо за интервью! Айсұлу ОСПАН