И поражение от победы ты сам не можешь отличить

Что такое победа в войне? По каким критериям её определить? Американский государственный деятель, крупнейший ученый, специалист в области политических наук и международных отношений, признанный самым влиятельным экспертом во внешней политике США, автор концепций «мягкая сила» Джозеф С. Най-мл. пишет, что однозначно идентифицировать итоги военного конфликта не всегда возможно.

Как уверяет один из самых авторитетных в мире политологов, каждый случай имеет уникальные и долгосрочные последствия, от которых и зависит настоящее значение победы. Свою очередную статью он посвятил Украине. Если Киев считает торжеством справедливости возврат всей своей территории, захваченных Россией с 2014 года, то такая цель пока вряд ли достижима. Если же Киев хочет сохраниться как демократическая страна и оставить за собой право на возврат оккупированных земель в будущем, то такая победа вполне возможна, – пишет бывший помощник министра обороны США. Он также считает, что за перемирием и демилитаризованной зоной в таком случае должны следить международные миротворцы. На первый взгляд кажется, что экспертные заключения Джозефа С. Най-мл. устроят, в первую очередь, Россию. По сути он предлагает раздел Украины по фронтовой линии, но без упоминания захваченной ЗСУ части Курской области. Второй момент, который вряд ли понравится Москве, это ввод в зону конфликта международных миротворческих сил, тогда НАТО окажется почти на территории РФ. Правда, «план победы» Зеленского не предусматривает подобный сценарий, и сейчас этот документ изучают в Белом доме. Скорее всего, реакция Вашингтона на предложения украинского лидера станет известна лишь после президентских выборов в США.

Материал Джозеф С. Най-мл. взят из сайта exclusive.kz

Как может выглядеть победа в Украине?

Иногда легко дать определение победе в войне. Вторая мировая война завершилась, когда войска союзников взяли под контроль Берлин и Токио, а руководство Германии и Японии было отстранено от власти. С другой стороны, Вьетнамская война завершилась явным поражением США: Северный Вьетнам захватил Южный Вьетнам, при этом впустую были потрачены жизни 58 тысяч американцев. Исход Корейской войны иногда называют патовым, потому что формально эта война так и не завершилась.

Но подобные определения могут быть обманчивыми. В Ираке Америка свергла Саддама Хусейна, но не нашла там оружие массового поражения (служившее оправданием интервенции) и не превратила эту страну в нормально функционирующую демократию. Хуже того, циники утверждают, что истинным победителем стал Иран, превратившийся в наиболее влиятельную политическую силу в Ираке.

С другой стороны, хотя в Корее сохраняется демилитаризованная зона, южная половина этого полуострова стала динамичной, процветающей демократической страной с годовым подушевым доходом в размере $35 тысяч, а Северная Корея стала опасной диктатурой, где, согласно оценкам, годовой доход на душу населения равен $1200, и где регулярно случаются продовольственные кризисы. Кто выиграл в этой патовой войне?

И здесь мы подходим к Украине, где определение победы зависит от военных целей участников и горизонта времени. В 2014 году Россия вторглась в Украину под предлогом защиты русскоязычных в Крыму и в некоторых районах Восточного Донбасса. Спустя восемь лет Россия попыталась завершить этот процесс, уничтожив Украину как независимое государство. Президент России Владимир Путин писал в 2021 году, что он считает Украину не независимым государством, а частью большого Русского мира. Он сконцентрировал войска на границе с целью захватить Киев за несколько дней и сменить власть в Украине. Именно так сделал СССР в Будапеште в 1956 году и в Праге в 1968-м. Но Путин не смог. Президент Украины Владимир Зеленский отверг советы сбежать из страны и создать правительство в изгнании. Вместо этого он мобилизовал войска, спас столицу и сорвал путинский план. Затем Зеленский воспользовался мягкой силой, чтобы заручиться иностранной поддержкой и увеличить жёсткую силу военной мощи Украины. Результатом путинского вторжения стало не только укрепление национальной идентичности Украины, но и укрепление блока НАТО, в который вступили два новых члена – Финляндия и Швеция. Ранее они долгое время придерживались нейтралитета. Если судить по этим изначальным целям Путина, Украина уже победила.

Проблема, конечно, в том, что российские войска продолжают контролировать примерно пятую часть территории Украины. Кроме того, Путин пересмотрел свои военные цели, потребовав от Украины признать российскую аннексию четырех восточных областей (включая территории, которые российские войска контролируют не полностью). Похоже, что война зашла в тупик, но Путин превратил её в войну на истощение. Несмотря на колоссальные людские потери, он может решить, что время на его стороне, поскольку у России больше населения и крупнее экономика. Со временем воля к борьбе у Украины может ослабнуть, равно как и поддержка Запада.

Согласно недавнему опросу, 26 % украинцев открыты для дипломатического урегулирования, но они не готовы к фиктивным переговорам с нераскаявшимся Путиным. Примерно 86 % украинцев считают, что Россия, скорее всего, нападёт снова, даже если будет подписан мирный договор. Как Россия, так и Украина заявляют о готовности к переговорам, но у них совершенно разные позиции. Виктор Орбан, друг Кремля и премьер-министр Венгрии, приехал летом в Москву, пытаясь сыграть роль посредника, но он не смог изменить позицию Путина. Тем временем Дональд Трамп продолжает утверждать, что способен завершить эту войну за один день, хотя трудно понять, как это можно сделать без капитуляции Украины.

Президент Чехии и бывший генерал НАТО Петр Павел, активно поддерживающий Украину, заявил недавно, что, несмотря на все «разговоры о поражении Украины или поражении России, этого просто не будет. Финал будет где-то посередине». Павел предупреждает, что часть украинской территории останется временно оккупированной Россией, а «временно» может значить годы. Если Украина будет определять победу как возврат всех земель, оккупированных Россией с 2014 года, такой победы не предвидится. Но если она поставит цель сохранить независимость в качестве демократической страны, связанной с Европой, при этом зарезервировав за собой право на будущий возврат территорий, тогда победа будет возможна.

Впрочем, такая вероятная победа означает, что у Путина не должно быть шансов объявить о собственной победе. Украине нужно предоставить необходимую помощь для усиления её переговорных позиций. Даже если Украина не сможет достичь своих максималистских целей в ближайшее время, её позиции будут оставаться легитимными в долгосрочной перспективе до тех пор, пока не будут признаны российские захваты.

Это иногда называют «корейским решением». За перемирием и демилитаризованной зоной будут следить международные миротворцы, так что России придется вовлечь в конфликт множество других стран, если она возобновит атаку. Хотя сейчас, наверное, невозможно убедить все 32 страны НАТО согласиться на официальное членство Украины в альянсе, группа членов НАТО, называющих себя «друзьями Украины», могла бы осуществлять мониторинг в этой зоне, обязавшись дать ответ на любой новый акт российской агрессии.

Наконец, Украине потребуется помощь для восстановления экономики, а также доступ к рынкам ЕС. В краткосрочной перспективе корейское решение не удовлетворит максималистские цели Украины, но оно, несомненно, заслуживает, чтобы его называли победой Украины.

Copyright: Project Syndicate, 2024. www.project-syndicate.org    Джозеф Най, почетный профессор Гарвардского университета, бывший помощник министра обороны США

Республиканский еженедельник онлайн