Национальный фонд – сберегать или использовать?

Национальный фонд Республики Казахстан создан в 2000 году с формулировкой: «В целях обеспечения стабильного социально-экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений, снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов».

Первой функцией было определено – обеспечение стабильного социально-экономического развития страны.

Второй функцией – накопление финансовых средств для будущих поколений.

Поскольку «Фонд будущих поколений» звучит ярче и именно это название закрепилось в СМИ, у всех сложилось впечатление, что это деньги для потомков и их нужно сберегать. Причины нарастающих разногласий по поводу использования денег Нацфонда были заложены изначально при формировании его положений.

В нашей стране основным налогоплательщиком является нефтегазовый сектор. При создании же Нацфонда определили, что все налоги от нефтегазового сектора будут идти именно в него. То есть основной налогоплательщик государственной казны «ушел» в Национальный фонд. Конечно, в таком случае в бюджете не будет хватать денег, отсюда и причина ежегодных трансфертов и изъятий.

При создании нефтяного фонда Норвегии была другая схема – туда шли сверхдоходы нефтегазовых компаний, а основная часть налогов этих компаний шла в бюджет страны.

Различается и стратегия инвестиционного наращивания денег в фондах.

Поскольку Норвегия рыночная страна, то стратегия была выбрана рыночная – вкладывать в высокодоходные ценные бумаги за рубежом. Высокодоходные акции и облигации частных, постоянно растущих компаний обеспечили быстрый рост накопленных доходов. Вложение в ценные бумаги именно зарубежных компаний сделано, чтобы не зависеть от внутренней конъюнктуры в стране.

Стратегия управления Нацфонда нашей страны была ориентирована на безрисковый стабильный доход – государственные ценные бумаги развитых и развивающихся стран, и внутри РК, небольшая часть в ценные бумаги зарубежных и отечественных компаний.

Инициатива Президента «Национальный фонд – детям» по начислению на накопительные счета детей 50 % от ежегодного инвестиционного дохода Нацфонда будет реализовываться, и рост доходов на счетах будет по мере роста дохода Нацфонда. Пока же дети, достигшие 18 лет в 2024 году, смогут получить 160 долл. США. Родившиеся в 2023 году по достижении совершеннолетия получат уже 3,4–4 тыс. долл. США. Конечно, эти суммы малы. От развития экономики в целом и от управления фондом будет зависеть увеличение сумм.

Можно ли использовать деньги Национального фонда? По действующему законодательству – да.

Во-первых, у нас социально-ориентированная страна, поэтому социальные выплаты должны расти вместе с ростом инфляции.

Во-вторых, поставлен приоритет – развитие инфраструктуры. Оба направления влияют на благополучие народа в настоящем и в будущем.

Если деньги вкладываются в то, что будет в последующем десятилетиями приносить доход, либо учить, либо лечить, то изъятия оправданы и даже нужны. Потому как деньги со временем обесцениваются, а предприятия, школы, больницы продолжают работать, по дорогам продолжают возить грузы и пассажиров. Лишние траты из НФ отражают общую ситуацию с планированием и использованием бюджета. Заниматься нужно решением именно этого вопроса.

Необходимо упорядочить ситуацию и с Национальным фондом, и с бюджетом страны:

 Первое  разделить, какая часть налогов и других платежей нефтегазового сектора будет идти напрямую в бюджет, а какая в Нацфонд.

Второе четко прописать случаи изъятий из Нацфонда. 

Третье открыто сообщать обществу, куда идут изъятые деньги.

Четвертое работать над поступлениями в гос. бюджет.

Пятое  выбрать управляющих Нацфондом и изменить инвестиционную политику НФ.

 С пунктом первым можно поступить по-другому – оставить все, как есть, но запретить изымать деньги из Нацфонда в принципе. Но тогда должна вырасти не нефтяная часть доходов бюджета.

С управлением денег Нацфонда ситуация неоднозначная. Почему фондом управляет Национальный банк (НБ), функция которого ведение правильной денежно-кредитной политики? Может, это было сделано потому, что счет Нацфонда находится в НБ, и потому, что НБ считался самым надежным местом?

Возможно, настало время назначить профессиональных людей для управления инвестиционным портфелем Нацфонда и счет передать в казначейство. Возможно, даже попросить помощи у Норвегии в обучении инвестированию.

Страны с сильной экономикой и давними традициями обычно отзываются на просьбу по консультации тем, что просит для развития страны.

Открытость информации по формированию и использованию денег Нацфонда должна быть повышена так же, как и по бюджетам всех уровней в целом. Парламент, как избранник народа, должен знать, что и куда тратится. И сам народ – налогоплательщик должен знать эту информацию.

Если вести четкую, открытую и понятную политику по Нацфонду, то не будет волнения не только у народа, но и у международных организаций, для которых главное – соблюдение прописанных правил.

Нефтяники утверждают, что легко добываемая нефть закончилась, теперь нужно больше вложений, чтобы извлечь основное богатство страны. А значит, и поступления в казну, возможно, будут уменьшаться. Особенно учитывая международные обязательства, которые регулируют объемы добычи.

Цена на «черное золото» также является политическим инструментом и может колебаться очень сильно. Поэтому нужно учиться жить, как будто нефтяных доходов нет или они незначительные.

Чтобы не брать деньги из Нацфонда, нужно обеспечить наполнение гос. бюджета за счет налогов и платежей. Как?

Новый Налоговый кодекс должен быть максимально выгодным для бизнеса. Пусть ставки будут ниже, но суммы поступлений возрастут за счет «белых» платежей.

Рост доходов нужен в том числе для снижения дефицита гос. бюджета страны, который находится в районе превышения безопасного уровня в процентах от ВВП.

Анар МЕШИМБАЕВА,

экономический эксперт «D»

Республиканский еженедельник онлайн