Теперь мы можем говорить об этом совершенно уверенно — в редакцию передали документ с поистине сенсационными (для вкладчиков и инвесторов) результатами проверки «Казкоммерцбанка» сотрудниками Нацбанка РК. Из этого документа становится очевидной та финансовая пропасть, в которой находится сегодня этот банк. Однако об этом чуть позже. Сначала несколько слов о событиях прошлой недели.
«Казком» начинает и выигрывает
Годовое общее собрание акционеров «Казкоммерцбанка» приняло решение не выплачивать дивиденды по простым акциям — сэкономленная таким образом сумма будет капитализирована и направлена на увеличение нераспределенного чистого дохода прошлых лет. Речь идет о 45,64 миллиарда тенге, которых вполне достаточно, чтобы оплатить первый транш в размере 31 миллиарда тенге в пользу ФНБ «Самрук-Казына».
Кроме того, стало известно, что еще 6 мая этого года Нацбанк РК дал согласие на приобретение «Казкоммерцбанком» статуса банковского холдинга по отношению к «БТА Банку». И наконец, крупный акционер и председатель совета директоров банка Нуржан Субханбердин сообщил о том, что выкупил все акции «Казкома» у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Речь идет о 76095329 простых акциях, составляющих 9,77% от общего числа размещенных. К сожалению, в официальном сообщении для прессы нет информации, сколько заплатил за них господин Субханбердин, но биржевая цена на KASE на прошлой неделе, правда, при минимальных объемах продаж, колебалась в диапазоне 185—192 тенге за одну простую акцию.
Что касается второго участника консорциума инвесторов, Кенеса Ракишева, то он соответствующий статус получил от Нацбанка РК ранее. Так что теперь уже ничто не препятствует сделке года в банковском секторе Казахстана. И она может состояться уже в самое ближайшее время.
Однако это не означает, что проблемы «БТА Банка» и «Казкоммерцбанка» в одночасье исчезнут. По нашей оценке, они дадут отрицательный синергетический эффект, поскольку в рамках гигантского юридического лица и банковского бизнеса столкнутся частные интересы сразу трех влиятельнейших элитных групп: «казкомовцев», Карима Масимова и Тимура Кулибаева.
В качестве подтверждения нашего тезиса предлагаем присмотреться к распределению простых акций, которые дают право голоса на акционерных собраниях, после 21 мая 2014 года, когда была закрыта сделка по продаже акций «Казкома» Европейским банком реконструкции и развития. Вот этот расклад:
Напомним, что единственными акционерами АО «Центрально-Азиатская инвестиционная компания» являются председатель совета директоров «Казкоммерцбанка» Нуржан Субханбердин(доля 87,21%) и председатель правления Нина Жусупова (доля 12,79%). С 21 мая «казкомовцы» контролируют 334227735 простых акций, или 42,92% от общего числа размещенных простых акций.
К этому пакету нужно прибавить 56324076 простых акций, принадлежащих ФНБ «Самрук-Казына», но еще ранее переданных ЦАИК в доверительное управление. Благодаря им под контролемтоп-менеджеров «Казкоммерцбанка» оказались 390551811 простых акций, или 50,16% от их общего числа. Иными словам, Нуржан Субханбердин и Нина Жусупова стали де-фактомажоритарными акционерами возглавляемого ими фининститута.
Учитывая, сколько усилий Alnair Capital Holding Айгуль Нуриевой потратил, чтобы оттеснить «казкомовцев» от руля и даже, возможно, получить полный контроль над «Казкоммерцбанком», это явное поражение Карима Масимова. В связи с этим так и напрашивается вопрос, почему человек, ставший за последние годы вторым по влиянию после елбасы человеком в стране, уступил в клановой войне Нуржану Субханбердину?
Ответа на этот вопрос у нас нет, хотя, возможно, за слухами, что теперь «Казкоммерцбанк» контролирует старшая дочь Нурсултана Назарбаева Дарига, ставшая недавно вице-спикероммажилиса и главой парламентской фракции правящей партии «Нур Отан», есть что-то реальное. Например, какая-то договоренность между ней и господином Субханбердиным, в том числе направленная против Масимова?
Пока же мы хотим обратить внимание наших читателей на два важных обстоятельства. Во-первых, тот факт, что ЕБРР продал свой пакет акций именно Нуржану Субханбердину, а не АО Alnair Capital Holding (хотя Айгуль Нуриева наверняка заплатила бы больше, а стоящий за нею Карим Масимов наверняка пролоббировал бы сделку), свидетельствует о том, что окончательное решение принималось самим Нурсултаном Назарбаевым.
Во-вторых, глава государства мог пойти на такое ущемление интересов премьер-министра РК, который за последние годы стал его самым близким и верным соратником и почти наследником, только в случае, если «Казкоммерцбанк» находится в таком плохом финансовом положении, что даже елбасы не с руки обижать его топ-менеджеров. Или же если Карим Масимов начал утрачивать это самое политическое доверие.
Разгадка тайна ККБ
Что касается Карима Масимова, то это всего лишь подозрения, а вот насчет плохого финансового положения — уже уверенность. Дело в том, что мы располагаем документом с результатами проверки «Казкоммерцбанка» сотрудниками Нацбанка РК. Дабы не подставлять наши источники, мы не будем публиковать его скан, а просто перескажем его основное содержание.
Еще в конце 2013 года сотрудники Нацбанка РК провели проверку деятельности «Казкоммерцбанка», по результатам которой регулятор определил сумму дополнительных резервов в объеме 574 миллиардов тенге, или 3,75 миллиарда долларов. В документе поясняется, что это не убытки, а оценка потенциальных потерь, которые может понести «Казкоммерцбанк», если вдруг понадобится осуществлять возврат депозитов населению и компаниям и при этом заемщики не вернут кредиты и проценты.
Причем последние это в основном кредиты, связанные с освоением земельных участков в Алматы и Алматинской области, в районе проспекта Аль-Фараби, зоне международного аэропорта и Алатауском районе. По словам авторов документа, несмотря на завершение многих проектов, изменение и даже рост провизий произошел в результате переноса процентов, которые не могут платить заемщики, на сумму основного долга по незавершенным и не начатым проектам.
Оказывается, эти кредиты не могут обслуживаться (выделено ред.), в связи с чем по международной практике регулирования и стандартам бухучета должны признаваться возможными убытками и под них должны создаваться резервы за счет капитала и путем вливания новых денежных средств со стороны акционеров.
В документе указывается, что «Казкоммерцбанк» считает, что может завершить многие проекты без потерь, однако это займет пять и более лет, в связи с чем нехватка капитала и, соответственно, необходимость дополнительных вливаний составляет не менее 400 миллиардов тенге, или 2,5 миллиарда долларов (выделено ред.).
Иными словами, сегодня «Казкоммерцбанк» находится не в лучшем финансовом состоянии, чем «БТА Банк» незадолго до его захвата государством. Напомним нашим читателям, что в конце января 2009 года после аналогичной проверки «БТА Банка» Нацбанк РК определил в этом фининституте нехватку капитала, после чего потребовал от Мухтара Аблязова нарастить капитал банка на 2 миллиарда долларов, дав на это всего-навсего один день. А когда тот не смог этого сделать, появился формальный предлог для принудительной допэмиссии акций БТА и госвмешательства.
В случае с «Казкоммерцбанком» все получилось иначе. О том, что банку не хватает капитала, никто за пределами узкого круга руководства и работников Нацбанка РК не узнал. Более того, «Казкоммерцбанку» поручили купить вместе с Кенесом Ракишевым 93% акций того самого БТА.
Согласитесь, это говорит о многом, в частности о том, как тесно связан крупный бизнес с властными структурами в Казахстане и что западным инвесторам соваться к нам, не имея в партнерах самого елбасы, его близкого родственника или сверхвлиятельного приближенного, просто бессмысленно.
Кого поддержит Назарбаев?
Поскольку сделка по продаже 93% акций «БТА Банка» будет закрыта в ближайшее время, а присоединение его к «Казкоммерцбанку», скорее всего, состоится до 31 декабря 2014 года, чтобы от «утопленника» даже названия не осталось, то впереди у «казкомовцев» тяжелый период.
Мало того что им придется решать гигантские проблемы и БТА, и свои собственные, которые при всей своей однотипности по одному рецепту не решить, так еще и делать это в условиях скрытой борьбы основных акционеров. А она неизбежна, поскольку на кону стоит очень и очень много.
В связи с этим у нас есть несколько соображений, которыми мы решили поделиться с читателями. Поскольку «Казкоммерцбанк» получит в доверительное управление остающиеся в собственности ФНБ «Самрук-Казына» 4,26% простых акций БТА, то в новом «Казкоммерцбанке» Нуржан Субханбердин и Нина Жусупова в совокупности будут иметь самый крупный пакет голосующих акций.
Мы не знаем, как топ-менеджеры собираются присоединять «БТА Банк», будут ли они пытаться занизить его рыночную оценку, чтобы получить больший пакет акций в объединенном фининституте. Но, по нашим прикидкам, Нуржан Субханбердин и Нина Жусупова должны получить контроль (именно контроль) над 38—40% простых акций, АО Alnair Capital Holding — 20—22% ФНБ «Самрук-Казына» — 9—10%, Кенес Ракишев, то есть Тимур Кулибаев — 21—23%.
То есть преобладания одной группы не будет и все, как обычно, будет зависеть от воли Нурсултана Назарбаева. Даст он команду председателю правления ФНБ «Самрук-Казына» Умирзаку Шукееву поддержать «казкомовцев», и председатель совета директоров фонда Карим Масимов окажется бессильным, что-то изменить. Или, наоборот, одним мановением пальца Нуржан Субханбердин и Нина Жусупова могут быть уволены из банка, как это случилось пять лет назад с Мухтаром Аблязовым.
Так что мы не удивимся, если позднее узнаем, что Нуржан Салькенович к этому уже подготовился, поделившись своими акциями с Даригой Нурсултановной. Надо же и старшей дочке догонять среднюю сестру и становиться настоящей миллиардершей.
Оригинал статьи : http://www.respublika-kaz.info/news/finance/36819/