В последнее время в обществе разгораются нешуточные дебаты вокруг Таможенного союза (ТС) между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Появление этого союза было воспринято обществом как гром среди ясного неба. Не говоря о других слоях населения, сами таможенники до конца не поняли сути данного объединения. Такие вопросы в Европе обсуждали годами и провели через всенародный референдум не только внутри отдельной страны, но и в рамках стран-членов Европейского союза. Принимаемые ими документы учитывали интересы всех сторон и были справедливыми и демократичными. Ведь все члены такого союза могут отстаивать свои интересы на равных правах.
На данное время по трехстороннему Таможенному союзу понятно одно: что в этом союзе в первую очередь заинтересован не народ России, а политики, планирующие в будущем восстановить подобие Советского Союза, или, возможно, Российской империи. Это давно вынашиваемый план возврата к прошлому. По крайней мере, так утверждает госсекретарь Союзного государства России и Беларуси Павел Бородин, депутат Госдумы РФ Владимир Жириновский и другие.
До сих пор на пространстве бывшего СССР существуют такие союзы, как СНГ, ЕврАзЭС и другие, в рамках которых решались двух- и многосторонние вопросы. Изначально было понятно, что реставрация бывшей тоталитарной системы – это и как идея, и как интеграционный союз – дело бесперспективное. На руинах бывших империй никогда не создавались цивилизованные государства или союз государств. Такого не было в мировой истории. Империи должны быть разрушены до конца, и на их месте возрождаются новые государства с другими принципами, ценностями и идеалами. Только тогда такие государства будут жизнеспособными.
О каком союзе можно вести разговор, если Россия ведет со своими постсоветскими соседями в целом не дружественную, а порой агрессивную политику? Благодаря этой политике Молдова разделена на два государства, Карабах временно отошел к Армении, и между Арменией и Азербайджаном в любое время может вновь вспыхнуть военный конфликт. У Грузии Россия военным путем отвоевала Абхазию, Осетию и объявила их независимыми государствами. Эту независимость в мире, кроме двух государств, никто и не признал. Это фактически нарушение международных норм. С Украиной отношения России также неоднозначные. Здесь нерешенными остаются вопросы Крыма и Черноморского флота, а также восстановление потерянной позиции внутри Украины. Это в основном вопрос русского языка на Украине. Хотя Россия не должна была вмешиваться во внутренние дела суверенного государства.
В годы суверенитета самыми близкими друзьями России были Ирак при Саддаме Хусейне, теперь Венесуэла при Уго Чавесе, а в СНГ – Белоруссия и Казахстан.
В самой России с приходом к власти В.Путина 6 – 7 автономных областей и республик были упразднены и присоединены к федеральным областям. Это фактически потеря родного языка и со временем – исчезновение коренных народов этих земель. Эти автономии были созданы при Сталине. При нем народы депортировали, но до закрытия автономий дело не дошло. Хотя в годы войны содержание автономий было намного труднее в политическом и в финансовом отношениях, чем сейчас. В Кремле видимо, думают, что они ведут политику русификации. На самом деле – это манкуртизация страны, которая в конечном итоге погубит саму Россию.
В это же время среди молодежи возрождаются национал-социалисты («скинхеды«) с лозунгом «Россия для русских», главной целью которых является неприятие на расовой почве выходцев из Азии, Африки, Кавказа, т.е. ни в чем не повинных людей нерусской национальности. Видимо, это является частью внутренней политики государства. За последние 10 лет на этой почве были убиты сотни людей, и это продолжается с попустительства или поддержки власти.
В суверенной России до сих пор серьезно не взялись за реформу экономики. С приходом к власти молодых питерских технократов многие ждали больших перемен в обществе. Эти ожидания не оправдались. Вместе модернизации промышленности, реформы ЖКХ, системы образования, культуры, экономики… они занимались подавлением всех демократических сил внутри страны и активно взялись за восстановление бывшей Советской империи. В этом парадокс политики нынешней России.
Однако по своему экономическому развитию Россия – самая богатая в природном отношении в мире страна – остается на уровне развивающейся, хотя имеет мощный военно-промышленный комплекс и развитую космическую систему. Доля российской экономики в мировой экономике составляет около 2,5–3,0%. Непрерывные внутренние военные конфликты (две чеченские войны), безрезультатные реформы и кризис в экономике явились основой кризиса в обществе. В среднем за год от пьянства умирает более одного миллиона человек. По официальным данным, средняя продолжительность жизни мужчин по стране – 60 лет. По прогнозам ООН, к 2050 году население России составит около 102,0 млн. человек.
В бывших колониальных странах Запада – таких, как Британия, Испания, Голландия, давно поняли, что колонизация других народов отрицательно влияет на психику собственного народа. Поэтому у них стараются не упоминать об этом периоде истории. Возможно, одной из главных причин деградации общества, демографических и других кризисов в России является «психическое давление империи» на народ.
В мировой практике интеграция состоит из четырех ступеней. Первая – это свободный экономический регион, в рамках которого Казахстан до сих пор сотрудничал со странами СНГ. Следующий – это Таможенный союз, в рамках которого, кроме пересмотра таможенных тарифов, предусмотрено создание единой границы для 170 млн. населения с обеспечением свободного и облегченного передвижения товаров в этом едином таможенном пространстве. К третьей ступени интеграции относится Единое экономическое пространство. Страны Персидского залива и государства, входящие в группу Анд, придерживаются такого принципа. Согласно ему обеспечивается свободное передвижение капитала и рабочей силы. В трехстороннем Таможенном союзе формирование ЕЭП предусмотрено с 1 января 2012 года.
Высшей ступенью экономического союза являются страны Западной Европы. Страны Евросоюза шли к своему объединению поэтапно в течение более 50 лет. Но практика показывает, что Евросоюз оказался очень уязвим, при первом же кризисе он может развалиться, как спичечный коробок. В среднем в самом Евросоюзе при его образовании риск был увеличен в 28 раз, чем в отдельной европейской стране. По прогнозам специалистов, в ближайшее время евро не станет, в основном, из-за кризиса в Греции. Кризис в любой европейской стране может быть причиной кризиса самого Евросоюза. Поэтому надо понимать, что интеграция – это не панацея от всех бед. Она порождает дополнительные проблемы, порой неразрешимые.
Тройка из СНГ намерена за 6–7 лет пройти полный цикл интеграции, не изучив реальной ситуации в экономике, не учитывая интересы народов. Принятие таких опрометчивых решений может привести к потере государственного языка, разрушению еще окончательно не сформировавшихся государственных институтов, а бывшая аграрная республика СССР – Казахстан превратится в отсталый регион Таможенного союза.
Наконец, вступление Казахстана в эту организацию может означать начало конца независимого существования страны. Единая охраняемая граница территории Таможенного союза выходит за рамки экономического сотрудничества. Это означает потерю целостности территории Казахстана и автоматическое вхождение в этот союз с потерей политической независимости.
Фактически, этот союз означает возврат к советскому прошлому, возможно, со своей «лабораторией народов», КарЛАГов, АЛЖИРов и другими атрибутами. В таком аду всем будет одинаково плохо. Этот союз создается не на основе экономической целесообразности, а на основе политики восстановления прежней империи. Поэтому мы не должны забывать, что «политический этикет опасен тем, что здесь могут обмануть и покупатель, и продавец».
До сих пор экономические отношения между Казахстаном и Россией строились как между «старшим» и «младшим» братом. Например, до 2003 года казахский газ (и туркменский) на границе с Россией «Газпром» покупал по 7,0 долларов за 1000 куб. метров, когда на западной границе его продавали уже по 78–83 доллара (транспортировка Оренбург – западная граница стоит около 15 долларов); с 2003 года по 30–33 долларов, когда на границе продавали по 130 долларов.
Условия заключенного Таможенного союза оказались прогнозируемыми и, с точки зрения национальных экономических интересов Казахстана, не выдерживают никакой критики. По сути, Казахстан присоединили к российской таможенной территории: единый таможенный тариф на 92% состоит из российского таможенного кодекса. Около 90% поступлений от всех таможенных пошлин будет поступать в российский бюджет, а Казахстану будет доставаться лишь около 7%. В результате, по оценкам экспертов, только от этого наш государственный бюджет будет непосредственно терять более 500 млн. долларов ежегодно.
Кроме того, делегировано право замены казахстанских таможенных пошлин новому наднациональному органу – Комиссии Таможенного союза, в которой 57% голосов принадлежит России, а Казахстану и Белоруссии – по 21,5%. Другими словами, теперь Москва будет решать, какие пошлины будут на нашей границе.
В угоду России Казахстан более чем двукратно повысил таможенные пошлины на более чем 5 тысяч наименований товаров народного потребления. Это уже больно ударило по карманам всех граждан Казахстана – инфляция только за январь 2010 года составила 1,4%.
Фактически, этот союз защищает интересы российских производителей, причем за счет граждан Казахстана. Известно, что в 90-е годы после разрушения существующих заводов, фабрик и сельхозформирований в Казахстане, в отличие от России и Беларуси, практически нет собственного производства готовой продукции! Поэтому казахстанцы переплачивают за российских производителей.
Грядущий валютный союз, Единое Экономическое Пространство – это отказ от национальной валюты и собственной монетарной политики, делегирование Москве утверждать казахстанские ж–д тарифы, тарифы на газ, электричество. Такое пошаговое «делегирование» экономического суверенитета неминуемо приведет к делегированию и политического суверенитета Москве.
С прошлого года президент РФ Д.Медведев вынашивает идею о превращении российского рубля в международную валюту. Хотя сами российские банкиры утверждают, что российский рубль не может быть таковой, потому что доля российской экономики в мировой экономике незначительна (2,5–3,0%) и зона распространения рубля будет примерно в этих пределах.
Если образуется валютный союз на этом пространстве, то это будет на основе рубля, чего добивается руководство России. Другой валюты не будет. Создание союза равных государств, как в Европе, в СНГ не получится. Имперские аппетиты России не допустят этого. Раз этого не будет, то ни нормального таможенного, ни валютного союза, ни единого пространства не будет. Только народы этих стран, в т.ч. россияне, будут страдать от такого аналога Советского Союза. Этот союз вряд ли будет решать экономические проблемы его членов, особенно России, потому что Россия сама еще не вышла из экономического кризиса. Прошлогодний экономический рост страны составил минус 3%. Автопром лежит на боку. Вследствие этого Таможенный союз создаст больше проблем, чем их решений, и такой союз будет нежизнеспособным. Потому что членам этого союза дополнительно предложить друг другу нечего. Это будет аналог прошлой империи, где определенное время иллюзия благополучия будет довлеть над реальностью. Это будет союз отсталых стран, созданный на руинах не выдержавшей конкуренции империи зла. России, как наследнице этой империи, своим партнерам на данном этапе и в ближайшем будущем, кроме своих отсталых автомобилей, техники, сельхозпродуктов, предложить особенно нечего.
Союз бедных стран может распространить свою бедность еще больше. Например, после объединения ФРГ и ГДР в одно государство для поддержания экономики бывшей ГДР с 15-миллионным населением Германия ежегодно выделяет 15 миллиардов евро. Но эти огромные денежные вливания пока не дают результатов.
Поэтому весь вопрос в нас, в людях, а Таможенный союз или общая валюта – это следствие. Что лучше: Россия, которая имеет выход к океанам, достаточно хорошую систему образования, относительно современные технологии, огромные природные богатства, или Казахстан, который имеет такие же преимущества, но почему-то не может нормально развиваться?
Вся трагедия в том, что за годы суверенитета люди не изменились. Лидеры этих стран также не могут предложить что-то новое. Теперь с появлением Таможенного союза на политическую арену выходят бородины, жириновские, швондеры… Что они могут предложить? Абсолютно ничего!
Это люди прошлого. Российские ученые подсчитали, что к 2015 году от Таможенного союза прибыль российской стороны составит 400 млрд. долларов, а у Белоруссии с Казахстаном – 16 миллиардов долларов. Если нынешний товарооборот между Россией и Казахстаном менее 15 млрд. долларов, то за 5 лет он максимум увеличится в 3–4 раза и составит около 50 млрд. долларов. Если с Белоруссией будет столько же, то получим 100,0 млрд. долларов. К этому добавьте около 10,0–15,0 млрд. долларов товарооборота между Белоруссией и Казахстаном. Всего товарооборота в пространстве Таможенного союза к 2015 году будет 110–120 млрд. долларов. Откуда прибыль в 416,0 млрд. долларов? Чтобы получить такие деньги, товарооборот должен составить около 2,5 триллионов долларов. Это больше, чем ВВП России. Это не экономический расчет, а, скорее всего, бесплатный «сыр-приманка».
Инициаторы Таможенного союза оказались козлами-провокаторами, загоняющими свои народы в ад; а сами грабили и будут грабить страну. В этом их суть, в этом их призвание!
Попытки авторов таможенного, а в будущем – общего валютного союза – это бредовый сон бабуина, и его можно сравнить с попыткой переливания крови младенца 90-летней Бабе-яге с целью сделать из нее Снегурочку.
Главная проблема во всех этих интеграционных процессах – это соблюдение интересов его участников, то есть соблюдение государственных интересов. В этом Таможенном союзе есть интересы некоторых российских политиков в целях восстановления бывшей империи, но здесь нет государственного интереса России, как и интереса русского народа. Кроме того, здесь нет интересов Белоруссии и Казахстана как независимых государств. Возможно, в этом союзе учтены интересы определенных коррупционных группировок, но нет интересов русских, казахов, белорусов – государствообразующих наций, нет интересов государств-участников данного «союза», потому что это аналог бывшего СССР – империи зла. Наиболее приемлемым вариантом для этих государств является отказ от такого союза до проведения всестороннего анализа с учетом опыта Евросоюза и других интеграционных образований. Возможно, после этого появится настоящая Снегурочка.
Жанузак АКИМ,
историк