В этом году все люди, как один, в едином порыве и, может, со слезами на глазах, с замиранием сердца, трепетом в душе готовятся отметить два юбилея в жизни государства: первый – это 70-летие со дня рождения первого президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева и второй юбилей – 20-летие с того момента, как он впервые, в далеком 1990 году, согласно новым поветриям, стал называться президентом.
Мы предлагаем цикл статей, посвященный двум знаменательным датам, в 20 номерах газеты по количеству лет, проведенных Нурсултаном Назарбаевым на трудном и ответственном посту бессменного президента РК.
В этом году начинается история создания финансового резерва правительства, который потом станет началом череды громких разоблачений. Тогда правительство продало 20% акций месторождения Тенгиз, затем началось привлечение инвесторов на шельф Каспийского моря. Поступившие средства составили около 1 млрд. долларов. Руководство страны посчитало, что одновременный приход такой суммы в экономику страны означал бы резкое повышение инфляции и обвал курса тенге. Поэтому было решено перевести деньги на банковский счет. По словам экс-премьера Тасмагамбетова, секретный валютный счет был открыт на Западе. Происходило это втайне от парламента, от народа. На счета западных банков еще в 1996 году были перечислены валютные средства исключительно «для поддержания экономической стабильности в Казахстане – как резерв правительства». Нехилый запас составлял ни много ни мало 1 млрд. долларов, вырученный от продажи 25% акций «Тенгизшевройла» «Мобилу». Потом премьер-министр Тасмагамбетов скажет, что в этом, дескать, не было ничего незаконного, мол, успокойтесь, граждане. На что депутат мажилиса Толен Тохтасынов ответил: «Соответствует ли это законодательству того времени? Однозначно, нет. В Конституции четко указано, что все бюджетные деньги должны проходить через парламент».
А они прошли, через кого бы вы думали? Цитата из документа: «Настоящим Международный фонд развития «Казахстан» назначает своим законным представителем г-на
Н.А.Назарбаева, гражданина Республики Казахстан (паспорт № D 0000001), которому доверяется подписывать любые финансовые документы, контракты и кредитные соглашения, заключаемые от имени и по поручению фонда, а также свободно распоряжаться банковскими счетами фонда». Документ датирован августом 1995 года и подписан президентом фонда Абыкаевым и секретарем фонда Кулибаевым, вторым зятем Назарбаева. Это был первый громкий международный скандал с участием первых лиц государства. Кстати, в 1996 году Financial Times назвала Нурсултана Назарбаева одним из 25 самых богатых людей мира.
23 мая 1996 года распоряжением президента РК была одобрена «Концепция формирования государственной идентичности Республики Казахстан». Суть этого достаточно объемного и крайне маловразумительного документа сразу постичь трудно. На первый взгляд, какое-то хаотичное нагромождение облеченной в наукообразную форму банальности, тавтологических повторов и просто корявых фраз. Например: «Взаимоотношения государства и гражданина определяются взаимодействием государства и общества. Это взаимодействие представляет собой взаимообусловленную связь» и т.п. Но при более приближенном рассмотрении удается различить следующие смыслоформы: «необходимо совпадение самооценки всеми гражданами себя как части единого народа независимого государства», «самооценка всех политических сил, как взаимодействующих на благо этого государства». Особенно хорош тезис: «только такой статус президента, при котором он возвышается над ветвями власти, и является верховным арбитром, обеспечивает их согласованное функционирование, способен в условиях Казахстана гарантировать успешное и необратимое реформирование политической и экономической систем общества». То есть верховная и безоговорочная роль главы государства, а именно Нурсултана Назарбаева в очередной раз укрепляла его шаткую легитимность и оправдывала дальнейшие действия.
К этому году окончательно сформировались две основные группы промышленников, представляющие различные кланы. В частности, «евразийская группа» Ибрагима Шодиева и Алиджана Ибрагимова во главе с Александром Машкевичем, которого в Казахстан привел поэт Олжас Сулейменов. Захватив генеральные отрасли по добыче и производству сырья, безвестные доселе пришельцы из Киргизии и Узбекистана в короткий срок заделались долларовыми миллиардерами, наживаясь на общенародном казахстанском богатстве. Естественно, не будь на то высшей воли в Астане, как знать, может, по-прежнему один из них прозябал бы в Бишкеке, преподавая в вузе, а другой бы наладил производство самсы в Ташкенте.
Понимая, что реформы могут привести к нежелательным для себя последствиям, Н.Назарбаев произносит фразу, на первый взгляд, правильную и под которой все могли бы подписаться. В 1996 году Н.Назарбаев заявил: «…Демократия в крови и хаосе нам не нужна и даром. Основа нашей демократии – политическая, социальная и межнациональная стабильность. Мы не будем экспериментировать на собственном народе только ради того, чтобы нам аплодировали за демократический спринт другие страны». Потом эта фраза получит продолжение в виде примерно такого изречения президента: «Мы не собираемся, задрав штаны, бежать за Западом». То есть Назарбаев и тогда, и сейчас настроил народ на то, что настоящая демократия, если и будет, но точно не при нем, не в его правление, а править он, как видимо, собирается очень долго.
Далее, претворяя в жизнь свой идефикс в условиях веерных отключений электроэнергии по всей стране, невыплате зарплат и пенсий, нехватки медикаментов в больницах и т.д., президент серьезно приступает к переносу столицы из «Города яблок» в «Белую могилу». В конце 1996 года работа по созданию новой столицы Казахстана развернулась уже на большом пространстве и шла с очень большой энергией. Людей начали срывать с места, разлучать с семьями и эшелонами перевозить в заснеженную, промозглую, пронизывающую до костей Акмолу.
Тем временем, Назарбаев бросает одну и начинает играть в другую национальную казахскую игру-забаву для султанов и баев – гольф. Нурсултан Абишевич говорил: «Но мы тоже люди. В 1995 году я решил заниматься теннисом с тренером и даже стал выходить на турниры, где были зрители. Потом побывал в Японии: смотрю – на этажах зданий стоят люди и бьют клюшками по мячу. Спрашиваю: «Что это такое?» А мне говорят: «Это гольф». В то время мы вели переговоры с компанией Mitsubishi, и я предложил им построить в Казахстане поле для гольфа. Свой первый удар я сделал на алма-атинском поле для гольфа в 1996 году, а теперь у нас около 20 гольф-клубов». И если сравнить затраты на обустройство одного гольф-клуба, допустим, с районной больницей, то выйдет, что они сопоставимы. Вот такая забота о массовом спортивном движении зрела в голове у великого теннисиста, а затем и гольфиста. Надо отметить, что «на клюшку» Назарбаев «подсадил» и других своих сородичей и соратников – Тимура Кулибаева, Ахметжана Есимова, Сауата Мынбаева, Владимира Школьника, Нуртая Абыкаева и многих других.
А в это время экономическое положение государства продолжало ухудшаться. Казахстан, считавшийся сельскохозяйственной республикой, утратил свою продовольственную независимость. В 1996 году зерновых произведено в республике только 50% от объема 1991 года. Вдвое снизилось производство мяса, например, поголовье овец с 45 миллионов в 1991 году сократилось до 16 миллионов в 1996 году, и тенденция к снижению численности продолжалась. Изменилась структура питания казахов. Если раньше мясо было обязательным элементом дневного рациона, то тогда в некоторых дальних районах вынуждены были есть комбикорм и кормовую репу. Казахи стали бросать аулы и перебираться в города, и основное занятие населения заключалось в том, чтобы пораспродать остатки того, что не было продано – алюминий с линий электропередач, медь с трансформаторов и электродвигателей и т.д.
Конечно, в такой ситуации надо было найти виноватых и оправдать свою власть, и в докладе, посвященном 10-летию «декабрьских» студенческих выступлений 1986 года, Н.Назарбаев заявил: «Разрыв экономических связей с Россией и размещение иностранных капиталов в Казахстане есть беспрецедентная гарантия нашей независимости…»
И вновь, «без отрыва от производства», ученый Нурсултан Назарбаев в этом году стал почетным членом Белорусской Академии наук, первым почетным иностранным профессором бизнес-колледжа при Восточно-Казахстанском государственном университете, созданного Международной христианской студенческой организацией, ему вручен диплом почетного профессора Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Также бывшему коммунисту и атеисту 13 ноября 1996 г. вручена награда Русской православной церкви – орден Святого благоверного князя Даниила Московского 1 степени.
В 1996 году Кзыл-Ординская область переименована в Кызылординскую, Кустанайская область в Костанайскую.
Таковы, весьма вкратце, события этого года – седьмого года президентства Н.Назарбаева.
Подготовил
Алмат АЗАДИ
Казахстанская хроника
9 января 1996 года утвержден Конституционный совет Республики Казахстан.
10 января 1996 года зарегистрирована Республиканская политическая партия труда.
19 января 1996 года утверждены официальные знаки отличия президента – штандарт и специальный нагрудный знак.
11 марта 1996 года образован Высший судебный совет.
11 марта 1996 года Национальная академия наук, Казахская академия сельскохозяйственных наук и Министерство науки и новых технологий объединены в центральный исполнительный орган в составе правительства – Министерство науки – Академия наук Казахстана.
13 марта 1996 года Указом президента определены статус и полномочия Государственного секретаря Республики Казахстан.
3 апреля 1996 года граждане Казахстана казахской национальности получили возможность привести написание своих фамилий и отчеств в соответствие с исторически сложившимися народными традициями.
13 апреля 1996 года создан Высший экономический совет при президенте Республики Казахстан, призванный способствовать решению экономических проблем стратегического характера.
20 апреля 1996 года учреждено общенациональное общественное движение «Азамат».