Четверг , 22 мая 2025

Изгнание или бегство?

Извест­ный казах­стан­ский режис­сер Ермек Тур­су­нов поки­нул стра­ну. Об этом он сооб­щил на сво­ей стра­ни­це в Facebook, заявив, что за послед­ние годы неод­но­крат­но стал­ки­вал­ся с запре­та­ми, дав­ле­ни­ем и «невоз­мож­но­стью дышать». По сло­вам Тур­су­но­ва, Мини­стер­ство куль­ту­ры не толь­ко запре­ти­ло про­кат его филь­ма «Бесмой­нак», но и неглас­но пре­пят­ству­ет любым меро­при­я­ти­ям с его участием.

Под дав­ле­ние попа­ли и его дело­вые парт­не­ры, пишет режис­сер. К про­дю­се­ру Кана­ту Торе­баю, его близ­ко­му сорат­ни­ку, нагря­ну­ли с обыс­ком. Сотруд­ни­ки Анти­ко­ра яко­бы что-то иска­ли, но в ито­ге ниче­го не нашли. Торе­бай был достав­лен на допрос и про­вел там весь день, отве­чая, в том чис­ле, на вопро­сы о самом Турсунове.

В эмо­ци­о­наль­ном посте режис­сер пишет:

«В этой стране ста­но­вит­ся опас­но жить. (…) Каж­дый мой шаг вызы­ва­ет нездо­ро­вую реак­цию. Сни­мать кино мне уже не дают. Стра­на катит­ся в про­пасть. Я не хочу в этом участ­во­вать. И не могу боль­ше на это смотреть».

Он назы­ва­ет про­ис­хо­дя­щее систем­ной зачист­кой любых про­яв­ле­ний независимости:

«Навер­ня­ка ару­а­хи созда­те­лей пар­тии «Алаш» шлют нам про­кля­тия с того све­та. (…) Это не мы – это власть всё вре­мя что-то запре­ща­ет, отме­ня­ет, душит».

Уход Тур­су­но­ва вызвал бур­ную реак­цию в соц­се­тях. Кто-то уве­рен: режис­сер про­сто сбе­жал, не желая отве­чать за бюд­жет­ные сред­ства. Но боль­шин­ство на сто­роне Ерме­ка. Они видят в его отъ­ез­де акт про­те­ста чело­ве­ка, кото­рый не захо­тел мирить­ся с уду­ша­ю­щей атмо­сфе­рой и остал­ся верен сво­им принципам.

Мно­гие вспо­ми­на­ют, как режис­сер вышел из Наци­о­наль­но­го сове­та, хлоп­нув две­рью. Его кри­ти­ка «ново­го Казах­ста­на», ост­рые интер­вью и неза­ви­си­мая пози­ция, похо­же, раз­дра­жа­ли слиш­ком силь­но. Он стал неудоб­ным. И, веро­ят­но, нежеланным.

В Анти­кор­руп­ци­он­ной служ­бе поспе­ши­ли заявить: Ермек Тур­су­нов не явля­ет­ся фигу­ран­том рас­сле­до­ва­ния. След­ствен­ные дей­ствия велись по обра­ще­нию дру­го­го режис­се­ра и каса­лись быв­ше­го руко­вод­ства кино­сту­дии «Каза­хфильм», а так­же дея­тель­но­сти ком­па­нии, с кото­рой Тур­су­нов когда-то был связан.

«С самим Тур­су­но­вым след­ствен­ные орга­ны не кон­так­ти­ро­ва­ли. Он не допра­ши­вал­ся, подо­зре­ва­е­мым не при­знан», – сооб­щи­ли в Антикоре.

Слу­чай Ерме­ка Тур­су­но­ва – это не про­сто лич­ный выбор. Когда один из самых извест­ных дея­те­лей куль­ту­ры поки­да­ет стра­ну – это тре­вож­ный симптом.

Қай­рат Қай­кенұ­лы «D»

Республиканский еженедельник онлайн