Воскресенье , 27 июля 2025

Он писал воздухом между людьми…

Сего­дня в Госу­дар­ствен­ном музее искусств име­ни Абыл­ха­на Касте­е­ва откры­лась выстав­ка, кото­рую труд­но назвать про­сто музей­ным меро­при­я­ти­ем. Это — встре­ча с про­шлым, раз­го­вор без слов, вос­по­ми­на­ние о себе. Выстав­ка назы­ва­ет­ся «Мастер тор­же­ству­ю­ще­го цве­та» и посвя­ще­на 100-летию со дня рож­де­ния Мол­дах­ме­та Кен­ба­е­ва — худож­ни­ка, кото­ро­го по пра­ву назы­ва­ют осно­ва­те­лем наци­о­наль­ной шко­лы живо­пи­си Казах­ста­на.

Свет, лью­щий­ся с холста

Откры­тие про­шло в тёп­лой, почти камер­ной атмо­сфе­ре. Искус­ство­ве­ды, худож­ни­ки, род­ствен­ни­ки масте­ра и обыч­ные зри­те­ли сто­я­ли у поло­тен, не торо­пясь. Каза­лось, тиши­на работ Кен­ба­е­ва пере­те­ка­ла в зал.

- Он писал не крас­кой — он писал воз­ду­хом меж­ду людь­ми. В этом и есть его сила: он не лепил геро­ев, он смот­рел на чело­ве­ка с любо­вью, как на веч­ную цен­ность. И эта любовь — как свет, мяг­кий, неослеп­ля­ю­щий — есть в каж­дой рабо­те, — гово­рит искус­ство­вед Сау­ле Омарова.

Память цве­та

Экс­по­зи­ция охва­ты­ва­ет деся­ти­ле­тия. На ней пред­став­ле­но око­ло 120 про­из­ве­де­ний. От ран­ней «Бесе­ды» (1958), где двое ста­ри­ков сидят в сте­пи, буд­то впи­ты­вая в себя про­стор и мол­ча­ние, до мало­из­вест­ных работ 70‑х, в кото­рых буд­ни пре­вра­ща­ют­ся в поэ­зию: жен­щи­на с ребён­ком, юно­ша с дом­брой, пас­тух на фоне закат­ной дымки.

Нет пате­ти­ки. Нет игры в эпос. Толь­ко прав­да — тёп­лая, род­ная, тихая. Кажет­ся, эти люди на хол­стах живут сво­ей жиз­нью, и ты не смот­ришь на них — ты с ними.

- Я почув­ство­вал не столь­ко про­шлое, сколь­ко сво­е­го деда. Его инто­на­ции, его гла­за. Кен­ба­ев не про­сто рису­ет людей. Он пока­зы­ва­ет, как быть рядом с ними, — поде­лил­ся моло­дой худож­ник Нур­тас Алпысбаев.

Цвет как голос земли

Палит­ра Кен­ба­е­ва — это язык. Он неяр­кий, негром­кий, но зву­чит глу­бо­ко. Здесь нет кри­ча­ще­го цве­та — есть зем­ля, солн­це и тень обла­ков. Охра, сизый степ­ной синий, пыль­ный белый, розо­ва­тый, буд­то выго­рев­ший на вет­ру. Всё — слов­но изнут­ри пей­за­жа, из памяти.

- Кен­ба­ев нико­гда не писал позу. Он писал досто­ин­ство. Не внеш­нее — внут­рен­нее, — гово­рит Омарова.

Место, где встре­ча­ет­ся время

Выстав­ка ста­ла частью боль­шо­го музей­но­го про­ек­та «Худож­ни­ки-юби­ля­ры — 2025» и про­длит­ся до сере­ди­ны сен­тяб­ря. Наря­ду с Кен­ба­е­вым в этом цик­ле вспо­ми­на­ют дру­гих масте­ров, но имен­но он стал глав­ной темой лета в Алматы.

В рам­ках выстав­ки про­хо­дят тема­ти­че­ские экс­кур­сии, кура­тор­ские лек­ции, встре­чи с искус­ство­ве­да­ми и род­ствен­ни­ка­ми худож­ни­ка. В музее обе­ща­ют интер­ак­тив­ные про­грам­мы для моло­дё­жи и кино­по­ка­зы о жиз­ни Кенбаева.

Где и когда

Госу­дар­ствен­ный музей искусств име­ни А. Касте­е­ва, Алматы

Выстав­ка откры­та до 10 авгу­ста  2025 г.

Тема­ти­че­ские собы­тия и рас­пи­са­ние ‑на сай­те музея и в соцсетях.

Поче­му это важно

Мол­дах­мет Кен­ба­ев — не про­сто живо­пи­сец. Он — голос вре­ме­ни, кото­рый не кри­чит. Его кар­ти­ны не сра­жа­ют напо­вал, но оста­ют­ся с тобой. Пото­му что это — не исто­рия про искус­ство. Это исто­рия про чело­ве­ка. Про нас.

Айгуль Таки­ро­ва

Республиканский еженедельник онлайн