В этом году все люди, как один, в едином порыве и, может, со слезами на глазах, с замиранием сердца, трепетом в душе готовятся отметить два юбилея в жизни государства: первый – это 70-летие со дня рождения первого президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева и второй юбилей – 20-летие с того момента, как он впервые, в далеком 1990 году, согласно новым поветриям, стал называться президентом.
Мы предлагаем цикл статей, посвященный двум знаменательным датам, в 20 номерах газеты по количеству лет, проведенных Нурсултаном Назарбаевым на трудном и ответственном посту бессменного президента РК.
1 марта образован неконституционный орган – Ассамблея народов Казахстана (АНК). Ее первым и поныне действующим председателем стал Н.Назарбаев. Сразу после этого она выполняет отведенную ей роль. 25 марта 1995 года АНК «в целях сохранения единства общества и недопущения глубокой поляризации политической и социальной обстановки в стране» принимает резолюции о необходимости проведения республиканского референдума по продлению полномочий президента РК до 1 декабря 2000 года. Вслед за ней 8 апреля партия «Народное единство Казахстана» совместно с другими – Народным конгрессом Казахстана, Социалистической партией, партией «Возрождение Казахстана», Народно-кооперативная партией – подписали Политическое заявление о проведении всенародного референдума.
Избранный в марте 1994 года парламент не выдержал и к началу 1995 года начал задавать неудобные для Назарбаева «глупые» вопросы: куда девались западные кредиты? Куда идут доходы от двух океанских лайнеров, купленных на бюджетные деньги? И т.д. Начались события, которые значительным образом повлияли на развитие политической ситуации в стране. 6 марта 1995 года Конституционный суд республики огласил постановление, принятое в ходе рассмотрения иска бывшего кандидата в депутаты Т.Квятковской, поставивший под сомнение конституционность некоторых документов Центральной избирательной комиссии по организации и проведению выборов депутатов в Верховный Совет в марте 1994 года. Постановление, по сути, признавало нелегитимность мартовских выборов 1994 года в парламент и полномочий избранных депутатов. К концу марта 1995 года последний состав Верховного Совета был распущен.
29 апреля состоялся республиканский референдум по продлению полномочий президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева до 1 декабря 2000 года.
Референдум обставлялся несколькими этапами операции «Правопорядок», цель которой – заткнуть рот и запугать инакомыслящих. Несмотря на сведения всех оппозиционных наблюдателей, что явка на референдум была менее 50% избирателей, к тому же многие проголосовали против, избирком отчитался, что 89% избирателей проголосовали за продление полномочий.
Предшествовали референдуму обманчивые заверения Назарбаева в том, что уже в конце июня экономический рост составит 15%, и этому обману не было никаких предпосылок, так как кредиты продолжали разворовываться (деньги не вкладывались в реальный сектор экономики – промышленность и сельское хозяйство продолжали деградировать).
Оставшиеся на плаву промышленные предприятия Назарбаев стал передавать в управление иностранным компаниям. Обратите внимание, Назарбаев не продает предприятия, а раздает даром для выкачивания прибыли. К тому же эти инофирмы налоги платят не в Казахстане, а в странах, где они зарегистрированы.
События 6 – 11 марта 1995 года показали изъяны в действующем законодательстве. В этом плане парламентский кризис перерос в кризис конституционный. Конституция 1993 года не предусматривала процедуру разрешения кризисных ситуаций между ветвями государственной власти. Это предопределило кризис представительных органов власти, сложившихся на рубеже 1993–1994 годов, за которым последовали делегирование законодательных функций президенту республики и конституционный кризис в марте 1995 г.
Уже в марте 1995 года президент Казахстана натянет цепь и послушный конституционный суд выполнит то, что от него хотел глава государства. Он вынесет абсолютно конъюнктурное решение о том, что парламентские выборы марта 1994 года, проведенные, кстати, в условиях, когда единственной властью в Казахстане оставался не кто иной, как сам президент, якобы не были безупречными, а потому парламент Казахстана, даже вопреки нормам Конституции, должен быть распущен.
Этим потворством произволу правителя Конституционный суд Казахстана сам «вырыл себе могилу». Ведь Назарбаеву понадобился роспуск неугодного парламента для того, чтобы в его отсутствие провести конституционную реформу, резко усиливавшую его полномочия. КС, как звено судебной власти, канул в Лету: в новой Конституции Казахстана он не был более предусмотрен.
Его место заняла другая структура. При этом только отчасти функции ликвидированного Конституционного суда перешли к вновь созданному органу – Конституционному совету. Нельзя при этом не отметить одну примечательную деталь: в 1995 году в президентском проекте конституции, вынесенном на всенародное обсуждение, фигурировал Конституционный суд, а в тексте конституции, предложенном на референдум – уже Конституционный совет.
В короткий срок был подготовлен проект новой Конституции, обсуждение которого было ограничено одним месяцем. Проект нового Основного Закона поддержали Социалистическая партия, Народно-кооперативная партия, ПНЕК (СНЕК), НКК, Демократическая партия, Республиканская партия, партия Возрождения Казахстана, Федерация профсоюзов. Т.е. почти те же политические силы, которые выразили вотум доверия главе государства при проведении первого референдума.
Против принятия новой Конституции выступили представители ГДК «Азат», движения «ЛАД», Компартии Казахстана, «Рабочего движения», объединения «Правовое развитие Казахстана», независимого профцентра Казахстана, казачества, которые обвиняли главу государства в откате назад от демократии и рассматривали референдум как инструмент трансформации существующего политического режима в более авторитарный.
Между тем референдум, проведенный 30 августа 1995 года, показал организационную и финансовую слабость оппозиции. Летом 1995 года она предложила альтернативный проект Конституции. Однако ей не хватило времени и материальных средств для пропаганды своей концепции конституционной реформы. Максимум, чего добилась «группа Е.Жовтиса», это то, что ее проект был предложен на рассмотрение президенту страны. Итоги референдума закрепили тенденцию формирования жестко централизованной президентской республики и окончательно сняли с повестки дня вопрос о возможности строительства парламентской республики в Казахстане.
По Конституции 1995 года произошло перераспределение властных полномочий в пользу исполнительной власти. Контрольные функции парламента были ограничены. Более того, он лишился главного своего инструмента – контроля над исполнением бюджета. Президент страны получил достаточно власти для проведения своей политики, фактически не зависящей от результатов парламентских выборов. Новая Конституция установила механизмы разделения властей и разрешения возможных политических кризисов. Однако процедура роспуска парламента и импичмент президента не эквивалентны между собой.
В новой структуре влас-ти отсутствовал институт Конституционного суда. Его место занял Конституционный совет с ограниченными полномочиями, по сравнению со своим предшественником. Судебная власть также находидась в зависимом положении от исполнительной.
В сентябре 1995 года было объявлено о проведении референдума в связи с принятием новой Конституции, которая предусматривала введение двухпалатного парламента. Лидер НКК Олжас Сулейменов отправился за рубеж на дипломатическую работу, приняв соответствующее предложение от властей. Партия «Народный конгресс Казахстана» после этого еще больше ослабла, и в дальнейшем ее деятельность постепенно стала сходить на нет.
Существенный отпечаток на избирательную кампанию в двухпалатный парламент в декабре 1995 года наложил новый закон «О выборах в Республике Казахстан». Новое законодательство предусматривала различную процедуру выборов депутатов как верхней (сенат), так и нижней (мажилис) палат парламента.
Бипалатность парламента характерна для федеративного государства. Казахстан же, по Конституции, является унитарным государством. Механизм формирования верхней палаты путем непрямых выборов, назначение 7 сенаторов и выдвижение кандидатуры спикера сената президентом позволяет ему контролировать как сам состав палаты, так и законодательный процесс.
Декабрьские выборы 1995 года после проведения двух референдумов и идеологического поражения оппозиции способствовали оживлению деятельности политических партий и общественных движений республики. Однако по накалу борьбы они явно уступали избирательной кампании 1994 года. Мажоритарная система выборов не способствовала становлению многопартийной системы выборов.
Оппозиция основные усилия направила на формирование единого оппозиционного блока. Она уже заявила об образовании «Народного Фронта», в состав которого вошли гражданское движение «Азамат», «Азат», Коммунистическая партия, Рабочее движение Казахстана, Координационный Совет общественных объединений «Республика», Конфедерация независимых профсоюзов. По замыслам создателей, Народный Фронт должен был стать самостоятельной конструктивной политической силой, способной победить на президентских выборах. Однако запланированные на 1996 год выборы главы государства отменены и перенесены на 2000 год.
А в это время Дарига Назарбаева становится генеральным директором Республиканского государственного предприятия «Агентство «Хабар». «Хабар» преобразовывается в автономную структуру при правительстве РК. Концепция информагентства как самостоятельной и основной телекомпании Казахстана была разработана братьями Шуховыми и министром печати и массовой информации А. Сарсенбаевым. В 1995 году Джезказганская область переименована в Жезказганскую. С 1 января в Казахстане введены новые паспорта и удостоверения личности, постепенно заменившие советские паспорта в красной обложке.
Между делами, «без отрыва от производства», Н.Назарбаев становится академиком Национальной академии наук Республики Казахстан, почетным доктором КИМЭП и почетным гражданином г. Алматы. Таковы, весьма вкратце, события этого года – шестого года президентства Н.Назарбаева.
Подготовил
Алмат АЗАДИ