События этой зимы в Казахстане похожи на военные сводки или ситуацию времен разрушения Содома и Гоморры. С одной стороны – непреодолимая сила природы, с другой – тупость, безалаберность, цинизм и непрофессионализм нашей власти. Прорываются плотины и дамбы, заметаются дороги, идут разливы и наводнения, а наши компетентные лица борются с ними только постфактум, т.е. не с причинами, а с последствиями.
Трагедия в печально знаменитом Кызыл-Агаше наконец-то сподвигнула наших чиновников оторвать свои чресла от насиженных до вмятин кресел и заставила их «быть ближе к народу». Но надо понимать, что одним аулом Кызыл-Агаш дело, к несчастью, не ограничивается. Тут и первые тревожные звонки в селах на трассе Алматы-Бишкек, а до этого – непрекращающиеся метели на севере Казахстана, а еще до этого – спорадические наводнения и смертельные бураны на юге. То есть времени, чтобы как-то минимизировать ущерб и избежать смерти людей, было предостаточно. Ведь это не вдруг наступают опасные сезоны, но у нас, как всегда, «зима пришла неожиданно».
Понадобилась трагедия в Кызыл-Агаше, чтобы туда были срочно стянуты техника, врачи, гуманитарная помощь. Но, как сообщают некоторые СМИ, бедствие произошло из-за того, что хозяин плотины, по некоторым данным – отец талдыкорганского прокурора, до последнего не спускал воду, накапливая ее для продажи населению во время весенних полевых работ. Говорят, что за сезон только на воде он делал около полутора миллионов долларов. Нехилая прибавка к семейному бюджету?
Сейчас в Восточном Казахстане с каждым днем увеличивается количество людей, эвакуированных из затопленных поселков. В настоящее время их уже более семи тысяч человек. Затоплены тысячи домов, десятки зимовок, разрушены дороги, снесены мосты. Погибли почти сорок тысяч голов домашнего скота. Села и аулы превратились в нерукотворные озера, люди и скот – основа жизни в ауле – продолжают гибнуть. Самое страшное, что большая вода продолжает прибывать.
В регионе до сих пор из-за бушующих метелей и снежных заносов закрыты почти все трассы республиканского и областного значения.
Под угрозой затопления оказались еще несколько населенных пунктов в Алматинской, Западно-Казахстанской и Жамбылской областях. На днях было закрыто движение на автодороге Астана – Караганда для всех видов автотранспорта. В Карагандинской области из-за метели закрыто движение во всех направлениях для всех видов автотранспорта, то же – в Павлодарской области на автодороге Экибастуз – Караганда. В Западно-Казахстанской области ограничено движение на автодороге Уральск – Саратов для пассажирского автотранспорта. В Актюбинской области закрыто движение для всех видов автотранспорта на участке Хромтау – Карабутак, автодороги Самара – Шымкент, а также на автодороге Карабутак – Костанай.
Тем временем, МЧС предупреждает об угрозе подъема уровней воды на реках и водоемах Восточно-Казахстанской области. А что оно может делать, кроме как только предупреждать? Почему оно не может по-настоящему предотвратить или хотя бы снизить риски чрезвычайных ситуаций, ведь живем мы не в эпоху топоров и лопат, а прогресс работает на нас. Почему правительство в целом и Карим Масимов в частности ждали до последнего, не начиная превентивных спасательных работ?
Если что, мы, далекие от гидрогеологии люди, можем дать ребятам несколько советов, как справляться с паводками. Ведь снег стелился по земле не как партизан из разведроты, крадущийся за языком, а его покров и объемы были видны хоть с земли, хоть с воздуха. Во время подготовки к паводку укрепляются проблемные инженерные объекты. Даются рекомендации по разрушению льда при помощи зачернения. Кроме того, на местах создаются запасы скального грунта для отсыпки проблемных участков защитных сооружений. При необходимости производится подрыв льда на реках или обстреливаются из минометов проблемные участки водоемов. Как видите, много ума не надо. Нужна просто КОМПЕТЕНТНОСТЬ всех, начиная с правительства, заканчивая акимами и акимчиками. А откуда ей взяться, если все силы бросаются на разъяснение Послания президента Назарбаева, да к тому же на это выделяется целый миллиард тенге, на который можно было бы и укрепить дамбы, и провести водостоки, да и просто закупить специальные дистанционные вертолетные установки дробления ледовых заторов.
Но Послание важнее, не поняв его, наш народ ни жить не сможет нормально, ни трудиться производительно, он вообще без разъяснения загнется и будет ходить в дремучем неведении.
Когда президент уже знал о трагедии в Кызыл-Агаше, 13 марта он провел совещание в Ак Орде, где не удосужился предложить всем минутой молчания почтить память погибших. Наши депутаты только на 5-й день трагедии в своем теплом роскошном зале мажилиса почтили память жертв. Наши оперативнейшие телеканалы только на 8-й день трагедии провели прямой эфир – телемост по событиям в Кызыл-Агаше, где вновь в студиях были собраны люди с выученным текстом.
И, наконец, главное. Еще в прошлом номере мы спрашивали: почему в Казахстане до сих пор не объявлен общенародный траур и не только по жертвам Кызыл-Агаша, но и жертвам вообще. К сожалению, для этого есть прецеденты. Может, нашим властям нужно поучиться у стран-коллег по ОБСЕ, как чтут память погибших в европейских странах и по каким случаям там объявляется траур? И там не ожидают, как наша власть, чтобы объявить общенациональный день скорби, когда число жертв переваливало за тысячу. Ведь она, наша власть, в стабильном, процветающем и благоденствующем Казахстане любит масштабы…
Алмат АЗАДИ