В этом году все люди, как один, в едином порыве и, может, со слезами на глазах, с замиранием сердца, трепетом в душе готовятся отметить два юбилея в жизни государства: первый – это 70-летие со дня рождения первого президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева и второй юбилей – 20-летие с того момента, как он впервые, в далеком 1990 году, согласно новым поветриям, стал называться президентом.
Мы предлагаем цикл статей, посвященный двум знаменательным датам, в 20 номерах газеты по количеству лет, проведенных Нурсултаном Назарбаевым на трудном и ответственном посту бессменного президента РК.
В марте 1997 года президент своим указом учредил Национальную нефтегазовую компанию «Казахойл», в которую вошли все государственные предприятия нефтяной и нефтегазовой промышленности Казахстана. Руководителем был назначен Нурлан Балгимбаев, а его заместителем по экономике и финансам – Тимур Кулибаев. Образована первая национальная компания по добыче нефти и газа ЗАО «Национальная нефтегазовая компания «Казахстан», которая с марта вошла в число крупнейших нефтегазовых корпораций, работающих в регионе Центральной Азии. Крупнейшим оператором между Европой и Азией признана нефтетранспортная компания «Казтрансойл». Так, прочно, на долгие годы добыча стратегического сырья и его продажи оказались под контролем узкой группы лиц, которую, в свою очередь, контролирует сам президент. Чтобы не было «левых движений». Тем не менее по недавним разоблачениям экс-главы «БТА банка» Мухтара Аблязова мы можем судить, как, кому и за сколько доставались самые лакомые куски нефтяного пирога, являющегося, по сути, достоянием всего народа Казахстана.
Этот год ознаменовался значительным ростом числа акций протеста граждан по всему Казахстану. Наибольшую остроту они приобрели на юге республики: здесь прошли выступления рабочих Кентау и Жанатаса, жителей Шымкента против коммунальной реформы и т.д. В мае того же года власти Алма-Аты предприняли попытку значительно повысить тарифы на коммунальные услуги. В ответ на это Рабочее движение призвало алмаатинцев выйти на улицы города.
30 мая в Алма-Ате прошла самая мощная акция протеста за всю постсоветскую историю Казахстана. Размах акции и накал страстей были столь мощными, что с трудом удалось удержать людей от штурма правительственных учреждений. Премьер-министр был вынужден личным решением отменить распоряжение местных властей о повышении тарифов на коммунальные услуги. Более ста участников этих акций были привлечены к суду. Против одного из лидеров Рабочего движения – Мадела Исмаилова – было возбуждено уголовное дело за организацию и проведение этой акции, и он был брошен в тюрьму. Суд приговорил его к одному году исправительных работ. В том же 1997 году против М.Исмаилова было возбуждено «новое» уголовное дело – за «оскорбление чести и достоинства президента Республики Казахстан» Н.Назарбаева на митинге 7 ноября. На этом митинге М.Исмаилов назвал его подлецом.
Далее начинается первое поворотное событие в политической истории Казахстана.
В 1997 году Акежан Каже-гельдин, еще будучи премьер-министром, предложил Назарбаеву сказать правду о положении в Казахстане, за что и вынужден был расстаться с креслом премьера. Осенью он, отработав с конца 1994 года до сентября 1997, уходит в отставку с поста премьер-министра. С этого момента обозначилась его оппозиционность к режиму. Под началом А.Кажегельдина была создана оппозиционная политическая партия нового типа – РНПК (Республиканская народная партия Казахстана).
В августе1997 года в Астане в здании Верховного суда республики начался открытый судебный процесс над Акежаном Кажегельдиным. Перед этим в законодательство были приняты поправки, по которым гражданин республики может быть осужден заочно. Небезынтересно и то обстоятельство, что рассмотрение дел высокопоставленных чиновников подпадает под юрисдикцию Верховного суда республики как суда первой инстанции. Нельзя было не заметить, что А. Кажегельдин обвинялся почти в тех же преступлениях, которые инкриминировались его коллегам в СНГ – экс-премьеру Украины Павлу Лазаренко и бывшему руководителю правительства Киргизии Феликсу Кулову. Причем в этих случаях правоохранительные органы стали интересоваться деятельностью этих лиц после того, как они разошлись во взглядах на политику с лидерами своих государств и попытались «сыграть в собственную игру», а проще говоря – обнаружили претензии на овладение высшей властью в государстве. Обвинение Кажегельдину предъявили заочно.
В том же 1997 году Назарбаев меняет тактику в пропаганде, уже не ссылается на разрыв экономических связей с Россией, а обвиняет в нынешних неудачах «тоталитарный» советский режим и репрессии 20–30-х годов прошлого века. С начала 1998 года эта тема ежедневно муссируется СМИ.
10 октября 1997 года Нурсултан Назарбаев впервые выступил с ежегодным Посланием народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». В нем подробно дан анализ того, «где мы находимся», раскрыта «миссия Казахстана», изложены долгосрочные, до 2030 года, «приоритетные цели». Как утверждают, основную часть Стратегии готовил бывший вице-премьер Ержан Утембаев, ныне отбывающий срок за организацию убийства оппозиционного политика Алтынбека Сарсенбаева.
В Стратегии «Казахстан-2030» провозглашен, а вернее, продолжен, курс на самоидентификацию и превращение населения в «казахстанский народ». Это положение подкрепляется следующим постулатом: «Коммунистический режим более чем за 70 лет так и не сформировал единый советский народ… пройдет несколько десятилетий, прежде чем и у нас сформируется и окрепнет это чувство». Чем такая самоидентификация в единый народ отличается от ассимиляции, неизвестно. Президент Н.Назарбаев утверждал, что русским ничего не остается, как в очередной раз ему поверить. Все, кто не хочет самоидентифицироваться по-новому, оказываются нехорошими людьми. После оглашения Послания активизируются русские общественные организации, так или иначе поднимавшие национальный вопрос. Президент лично не скупится на черные краски и заявляет: «Сидорова (руководитель Русского культурного центра и делегат Ассамблеи народов Казахстана) избивает женщину – работника прокуратуры при исполнении ею служебных обязанностей. Один из казачьих «функционеров» устанавливает взрывное устройство в здании телефонной станции. Другие устраивают пьяные драки…» Акима Восточно-Казахстанской области Леонида Десятника в 1997 году сняли с работы и возбудили против него уголовное дело за отказ разогнать митинг русскоязычных граждан. Об этом пишет в казахстанской прессе сам Десятник. Его слова подтверждает президент (из стенограммы выступления Н.Назарбаева на собрании актива Восточно-Казахстанской области 9 апреля 1997 года): «Прокурор области, что вы предприняли по незаконным действиям экстремистов в Усть-Каменогорске? Я предупреждал всех ваших начальников в Алма-Ате. Вам говорю: ГСК, КНБ, областной суд, что вы сделали?.. Я всех сниму вас через неделю! Годовщину, видите ли, они отмечали, как его? – референдума… Кто организовал такие демарши, шабаши здесь? Почему не привлекли к уголовной ответственности до сих пор? Почему несанкционированные митинги не разгоняются в Усть-Каменогорске? Почему не запрещается их проведение?..»
В апреле 1997 года по инициативе Рахата Алиева образуется Департамент налоговой полиции Министерства финансов, который возглавил Абдукалык Налибаев. Потом, при помощи бойцов этой полиции, Алиев начнет отбирать бизнес у других предпринимателей. Те, кто не «вошел» в долю к президентскому зятю, будут вынуждены иметь дело с формально государственным, а по сути – личным военизированным подразделением нынешнего «венского сидельца».
5 ноября 1997 года президентским указом был создан орган внешней разведки «Барлау». Спецслужбу подчинили непосредственно главе государства, а директором «Барлау» назначили генерал-майора Жениса Рыспаева, в прошлом особиста, а на тот момент начальника ГРУ.
Однако независимой от других структур разведка просуществовала меньше года. Уже в сентябре 1998 года «Барлау» вернули в состав Комитета национальной безопасности. Дело в том, что в то время КНБ контролировал зять Назарбаева Рахат Алиев, который пытался создать на основе комитета суперспецслужбу, включив в его состав еще и пограничников.
По инициативе президента в сентябре принята программа «Информатизация системы среднего образования Казахстана». За эту работу Н.А.Назарбаев удостоен звания почетного академика Международной академии информатизации. Дело первоначально закончилось тем, что в каждую пятую школу завезли по несколько компьютеров, для публики один из них подключили к Интернету, провели показательный урок… и все.
Продолжается «географическая оптимизация». В 1997 году Жезказганская область вошла в состав Карагандинской области, а Семипалатинская область была упразднена и вошла в состав Восточно-Казахстанской области.
Талдыкорганская область вошла в состав Алматинской области. В 1997 году Тургайская область разделена между Костанайской и Акмолинской областями. Тем временем, «без отрыва от производства», в декабре 1997 г. Назарбаев избран почетным членом Национальной академии прикладных наук России. А двумя месяцами ранее, 4 октября 1997 года, Назарбаеву была вручена высшая награда Украины – орден Ярослава Мудрого.
Также президент «отправился на небеса». По данным Международного реестра звезд, именем Н.А.Назарбаева 6 июля 1997 г. названа звезда номер Персеус RA 3h 23v Osd 4043.
Таковы, весьма вкратце, события этого года – восьмого года президентства Н.Назарбаева.
Казахстанская хроника
10 января 1997 года подписано трехстороннее соглашение о вечной дружбе между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном.
24 января 1997 года принят Закон «О языках в Республике Казахстан».
19 июня 1997 года принят Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства».
10 декабря 1997 года создан Общенациональный фонд по поддержке малообеспеченных граждан.
Подготовил
Алмат АЗАДИ