В этом году все люди, как один, в едином порыве и, может, со слезами на глазах, с замиранием сердца, трепетом в душе готовятся отметить два юбилея в жизни государства: первый – это 70-летие со дня рождения первого президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева и второй юбилей – 20-летие с того момента, как он впервые, в далеком 1990 году, согласно новым поветриям, стал называться президентом.
Мы предлагаем цикл статей, посвященный двум знаменательным датам, в 20 номерах газеты по количеству лет, проведенных Нурсултаном Назарбаевым на трудном и ответственном посту бессменного президента РК.
Если в 1992–1996 годах Назарбаев еще на словах заигрывал с русским населением, то в 1998 году русское население уже не бралось в расчет. Об этом свидетельствует и «концепция народного образования», где даже не употребляется выражение «русский язык» – только казахский язык и язык обучения, и «Обращение к интеллигенции», где он уже не обещает «рая», а предлагает казахам потерпеть еще 20–30 лет за то, что они за всю историю существования казахского народа получили благодаря ему (Назарбаеву) государственность и суверенитет.
Опровергая своим авторитетом данные всевозможных социологических исследований, Н.Назарбаев убеждает (или пытается убедить сам себя?) в наличии «колоссального сдвига в сознании миллионов» сограждан. «Все эти годы независимости, начиная с 1991 года, я специально отслеживаю один показатель – очень простой, на первый взгляд, но едва ли не самый важный для понимания исторической сути происходящего в стране – сколько жителей Казахстана считают себя гражданами Казахстана. Так вот, в начале 1990-х годов примерно половина населения страны не связывала себя с гражданством Казахстана, в середине 1990-х годов уже две трети считало себя ее гражданами, а по данным 1998 года, уже 85 процентов жителей страны считает своей Родиной только Казахстан и связывает свою будущую судьбу исключительно с перспективами развития своей Родины», – говорил Нурсултан Назарбаев. Правда, при этом он забыл упомянуть, что за это время из страны выехало на постоянное место жительства около 2 миллионов граждан.
16 апреля вышел в свет первый номер проекта и газеты «DАТ», которая впоследствии из-за чересчур «пристального изучения» материалов была вынуждена поменять несколько названий. Сейчас вы держите в руках продолжение проекта под новым названием.
С падением правительства Кажегельдина осенью 1997 года отпали последние препятствия на пути другого президентского зятя – Рахата Алиева – он возглавил налоговую полицию республики. В мае 1998 года он включил в нее Департамент экономической полиции МВД (со всеми его архивами и базами данных), а в октябре того же года занял одновременно пост первого вице-министра государственных доходов – куратора «силовых» подразделений Мингосдоходов: налоговой полиции и таможни.
После финансового кризиса 1998 года, сильно затронувшего экономику Казахстана, Назарбаев неожиданно заговорил о необходимости демократизации политической жизни страны. 30 сентября 1998 года президент Казахстана предложил продолжить дальнейшую демократизацию общества. Эти предложения касались упрощения закона о выборах, уменьшения суммы вступительных взносов, повышения роли политических партий, для представителей которых было выделено дополнительно 10 мест в мажилисе, повышения роли неправительственных организаций. Это предложение президента выглядело справедливым по форме, но обманчивым по содержанию. Дальнейшие действия некоторых ветвей власти покажут, что тем самым глава государства еще больше укреплял личную власть. Западная пресса, начиная с осени 1998 года, пишет о Назарбаеве преимущественно в критическом ключе. Политические лидеры США и стран Западной Европы предпочитают сдержанно либо критически отзываться о ситуации в РК и тормозят реализацию ряда проектов, опасаясь обвинений в сотрудничестве с диктаторским режимом.
В октябре 1998 года депутаты парламента обратились к Назарбаеву с требованием (разрешенным Администрацией президента РК) сократить срок его пребывания на посту президента и как можно раньше провести альтернативные президентские выборы. Немного для блезиру подискутировав с депутатами, Назарбаев согласился, и выборы были назначены на январь 1999 года – на год раньше, чем планировалось. Многие наблюдатели решили, что депутатское обращение было срежиссировано сотрудниками АП, так как оно не дало оппозиции возможности подготовиться к выборам. Затем осенью 1998 года в новую Конституцию внесли изменения, в очередной раз «открывающие путь к вершинам демократии». После поправок в Основной закон, Н.Назарбаев смог переизбираться уже на 7 лет вместо отведенных ранее пяти.
Впрочем, эти события лежали на поверхности, а в это время стали разворачиваться дела, в которых президент тоже был главной фигурой, но уже в другом масштабе. Далее они получат название «Казахгейт». Вот как описывает эти события сайт Flb.ru под заголовком «Казахгейт». Взгляд из Швейцарии»: «Первым нашим собеседником стал бывший российский бизнесмен, а теперь главный свидетель по целому ряду «российских» уголовных дел, которые расследует швейцарская полиция, Фелипп Туровер. Именно с его заявления в 1998 году начался знаменитый международный скандал под названием «Кремлингейт».
FLB: Коррупция в Кремле. Коррупция в Казахстане. Они идентичны? У них общие корни?
Туровер: Общие корни – это золото КПСС. Я не имею в виду какие-то там слитки или миллиарды в швейцарских банках. Они, конечно же, были, но настоящим золотом партии являлась собственность всего СССР, подконтрольная КПСС. Это индустрия, заводы, комбинаты, нефть, газ и прочая, прочая. Именно их и украли сразу же после развала Союза бывшие руководители ЦК, а ныне высокопоставленные чиновники, в том числе и президенты суверенных государств, таких, как Казахстан. Вспомните Тенгиз… Государственная нефть была выгодно обменена на личные виллы, самолеты и миллиардные счета в Швейцарии.
FLB: А можно подробнее?
Туровер: Да, я говорю о сотнях миллионов долларов, принадлежащих Назарбаеву. И поверьте, не только в Швейцарии, а также и в Америке.
FLB: А нет ли среди них денег, полученных от сделок с «Мабетексом», «Меркатой» и другими фигурантами кремлевского скандала времен Ельцина и Бородина?
Туровер: Насчет «Меркаты» информацией я не располагаю, но господин Паколли и его «Мабетекс» построил практически половину Астаны. А как работает Паколли, вы знаете на примере Бородина и Ельцина – банковские счета, многомиллионные «откаты», а проще говоря, взятки. Но самое интересное то, что эту историю почему-то никто серьезно не расследует, как и многие другие похождения Назарбаева и его семьи.
FLB: Как, даже в Швейцарии?
Туровер: Именно так. Как раз сама Швейцария и не заинтересована в расследовании «дела Назарбаева». Обратите внимание на то, что швейцарская полиция располагает такой доказательной базой, что уже сейчас могла бы выдвинуть серьезнейшие обвинения в отмывании денег, коррупции самому президенту и его ближайшему окружению. Но это почему-то не происходит. Все расследования и подтверждающие документы появляются лишь на газетных страницах, а швейцарские прокуроры только и делают, что пугают Назарбаева и его семью. То замораживают сомнительные миллиарды, то их вновь размораживают.
FLB: А в чем же дело?
Туровер: А история тут весьма простая. Дело в том, что Швейцария представляет интересы целого ряда развивающихся стран в Международном валютном фонде и других крупнейших финансовых учреждениях планеты. Среди этих шестнадцати государств особо весомый голос имеет Казахстан, а точнее, Назарбаев. Теперь внимание: если огромный Казахстан откажется от маленькой Швейцарии, как от своего представителя в МВФ, то Швейцария потеряет свое нынешнее место в руководстве Совета Международного валютного фонда. А что это повлечет за собой? А то, что страна банкиров и часов тут же окажется в черном списке стран, не борющихся с коррупцией и отмыванием денег. Где-нибудь между Россией и Казахстаном.
FLB: Получается, что Назарбаев шантажирует швейцарскую полицию, угрожая отозвать у Швейцарии свой голос в МВФ, а Швейцария, соответственно, не имеет возможности предъявить Назарбаеву и его семье обвинение в коррупции и отмывании денег?
Туровер: Именно так и происходит. Поэтому швейцарцы могут только передавать документы по «Казахгейту» в СМИ. И еще расскажу о том, что в 1993 году через некоторых очень и очень сомнительных и темных личностей, чьи имена я пока называть не буду, так как они достаточно известны, была налажена связь между первыми лицами Швейцарии и некоторыми президентами стран бывшего СССР. Я говорю о среднеазиатских странах, в первую очередь о Казахстане. И их голоса в ВМФ просто-напросто покупались за взятки. Президентам открывали счета в швейцарских банках…
И еще советую обратить внимание на то, что в Швейцарии Назарбаева очень многое связывает с бывшим российским премьером Черномырдиным. Самые крупные «денежные потоки» для Назарбаева в Швейцарии организовывал Черномырдин… Казахская нефть, попутный газ, сера и многое другое шло через Россию бесплатным транзитом, а взятки приплывали к… сами знаете, к кому, на швейцарские счета».
В конце осени, 17 нояб-ря 1998 года, в Казахстане образована Гражданская партия. Ее создание и, соответственно, финансирование было поручено великому сыну иудейского народа Александру Машкевичу, ставшему долларовым миллиардером благодаря казахстанским недрам. Потом эта партия на парламентских выборах сольется в экстазе с Аграрной партией Ромина Мадинова, которого тоже пресса называет олигархом, но уже зерновым.
С октября 1998 года резко возросло значение КНБ Казахстана как основного инструмента борьбы с политической оппозицией. При этом целенаправленно избранные КНБ методы борьбы исключили всякую возможность достижения компромисса и разрешения конфликта политическими средствами. Намеренно обостряя политическое противостояние между властью и оппозицией, КНБ в то же время провоцировал усиление и консолидацию оппозиции на базе противодействия силовому давлению властей. Последнее, как представляется, было выгодно Рахату Алиеву и Альнуру Мусаеву.
В декабре 1998 года в Казахстане была утверждена государственная программа борьбы с коррупцией на 1999–2000 годы. Жизнь показала, что ни эта, ни другие последующие программы, как их ни называй, не изменят состояние дел, пока будут действовать выстроенные вертикали и горизонтали сложившейся политической системы.
Тем временем выдающийся ученый, политолог Дарига Назарбаева в 1998 году защитила в МГУ диссертацию «Демократизация политических систем в новых независимых государствах» и получила ученую степень доктора политических наук. А ее отцу, тоже ученому, вручена медаль за №1 Казахского государственного национального университета имени аль-Фараби.
Таковы, весьма вкратце, события этого года – девятого года президентства Н.Назарбаева.
Подготовил
Алмат АЗАДИ