ЗА ЧТО ПЛАТИТ казахстанский минюст своему лоббисту $30 000 В МЕСЯЦ?

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №04 (275) от 29 января 2015 г.

 

СКАНДАЛ

 

Казахстан нельзя назвать оазисом демократии: «Индекс демократии», составленный организацией Freedom House, классифицирует режим этой центрально-азиатской страны как «несвободный». Президент Нурсултан Назарбаев правит в девятом по площади государстве мира уже почти 25 лет. В «Индексе коррупции» организации Transpаrency International Казахстан занимает одно из последних – 126-е место.

 

Деловые отношения Швейцарии с этим авторитарным режимом процветают. Казахстан вместе с Ливией и Нигерией относится к важнейшим поставщикам нефти, по данным Федерального ведомства по вопросам энергетики. Из пяти центрально-азиатских республик Казахстан является важнейшим торговым партнером Швейцарской Конфедерации. А с 1992 года наша страна также является членом созданной при МВФ группы государств под названием «Гельветистан».

Однако существует, очевидно, и сотрудничество другого рода – между бывшим послом, а ныне лоббистом Томасом Борером и казахстанской юстицией. Как сообщила в октябре прошлого года газета Le Temps, Борер многократно пытался оказать влияние на швейцарские органы власти в интересах Казахстана. Так, советник якобы  убеждал депутатов Национального совета продвигать интересы этого государства в парламенте. Кроме того, он, как заявляется, предоставлял казахстанским органам юстиции конфиденциальную информацию из Федеральной прокуратуры.

Конкретно речь идет о сотрудничестве в деле Храпунова. Бывший мэр города Алматы живет со своей семьей в Женеве после ссоры с казахстанским режимом. У себя на родине он обвиняется в коррупции и присвоении государственных средств. Казахстанская юстиция выдала через Интерпол ордер на его арест. По запросу [Казахстана] швейцарские государственные органы уже несколько раз предоставляли правовую помощь, однако [казахстанские] органы юстиции до сегодняшнего дня так и не дождались экстрадиции. Тут-то и вступил в игру, как выясняется, Томас Борер, который с 1999 по 2002 год служил послом Швейцарии в Берлине.

Как подробно на основании опубликованных в интернете электронных писем рассказывает газета NZZ в своем сегодняшнем выпуске (21 января 2015 г. – Ред.), первый контакт между Борером и Заместителем Генерального прокурора Казахстана произошел еще в апреле 2013 года. Лоббист многократно предлагал свои услуги посредника в деле Храпунова до того, как в марте 2014 года было достигнуто соглашение о сотрудничестве. Очевидно, что Борер пообещал казахстанским органам юстиции «важную инсайдерскую информацию». Это сотрудничество вознаграждалось суммой в размере 30 000 долларов в месяц. Так говорится в одном из электронных писем.

Швейцарские органы власти в июне прошлого года оставили без удовлетворения запрос Казахстана на экстрадицию потому, что в Казахстане Храпунову не будет гарантирован суд, соответствующий принципам правового государства. В этой связи Борер пообещал, по сообщению Le Temps, «действовать непосредственно через ответственного директора Федерального ведомства юстиции». Однако, как со ссылкой на Федеральное ведомство юстиции пишет NZZ, по вопросу о Храпунове встреча не состоялась.

Однако Борер достиг гораздо большего успеха в оказании влияния на членов парламента. В сентябре прошлого года Кристиан Миш, представитель Швейцарской народной партии в Национальном совете, подал парламентский запрос. Миш является секретарем парламентской группы Швейцария–Казахстан и, по его собственным словам, 14 раз побывал в этой азиатской стране. В запросе Миша говорится, что Храпунов приобрел свое имущество незаконно. Федеральное правительство должно сделать заявление о том, собирается ли оно выдать Храпунова казахстанской юстиции, чтобы тот мог понести «справедливое наказание». Как Миш заявил газете Le Temps, он «общался» с Борером по поводу этого запроса.

Его активная деятельность для Центральной Азии является «нормальной и допустимой», заявил Борер в ответ на вопрос газеты NZZ. Парламентский запрос, который был подан под его влиянием, также не является чем-то необычным. Однако по поводу попавших в открытый доступ электронных писем лоббист не захотел ничего говорить. «Эти электронные письма являются частью моей служебной тайны».

Согласно сообщению газеты Sonntags Zeitung, опубликованному в прошлое воскресенье, Борер подал в отношении Le Temps (издательство Ringier) заявление о краже. По словам консультанта, он, скорее всего, стал жертвой атаки профессиональных хакеров. Журналисты, опубликовавшие добытые в результате хакерской атаки электронные сообщения, нарушили служебную тайну. С 23 декабря 2014 г. это дело расследуется Цюрихской прокуратурой.

Газета Tages-Anzeiger,

Цюрих,

21 января 2015 г.

 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн