В Алматы на прошлой неделе состоялся уже IV инвестиционный саммит, совет иностранных инвесторов. На этой неделе прошел инвестиционный саммит в Астане. Там же в начале следующего месяца ожидается экономический форум.
В рамках инвестиционного саммита руководство страны собирается свериться с мнением представителей деловых кругов об инвестиционной привлекательности и рисках в посткризисном Казахстане. Несмотря на серьезные проблемы финансового характера и тяжелый экономический кризис, по мнению власти Казахстана, в целом удалось сохранить уровень привлекаемых инвестиций почти в прежних объемах.
Таким образом, власть активно демонстрирует всему миру, что готова быть впереди планеты всей. Однако, как отмечают эксперты, она не оставила за 19 лет надежды на то, что все-таки модернизирует экономику страны, запустит крупные производства, которые станут флагманами казахстанской промышленности, и наконец-то покончит с сырьевой направленностью экономики.
Виктор КОВТУНОВСКИЙ,
политолог:
Все международные форумы, которые регулярно созываются в Казахстане, тот же инвестиционный, который проходил на прошлой неделе в Алматы, на самом деле имеют одну прикладную цель – имиджевую рекламу Нурсултана Назарбаева. Ждать от них реальной отдачи, реальных инвестиций нет никакого смысла. У них такая же судьба, как и у государственных программ, регулярно разрабатываемых и утверждаемых правительством.
Мы помним и программу импортозамещения, и программу прорывных проектов, и попытки создания промышленных кластеров, и амбиции по вхождению в пятьдесят конкурентоспособных стран. Стратегию индустриального инновационного развития на 2003–2015 годы ждет то же самое – через год-два про нее благополучно забудут.
К огромным цифрам привлеченных инвестиций, которые озвучивает наше высшее руководство, я отношусь скептически. Иностранные инвестиции идут только в один сектор – сырьевой. По преимуществу в нефтяной.
Но дело не только в узкой специализации инвесторов. Если беспристрастно разобраться в их бухгалтерии, то выяснится, что своих средств они никогда не вкладывают, а прибыли, получаемые этими так называемыми инвесторами, во много раз больше, чем реальные вложения в нашу страну.
Если мы кинем ретроспективный взгляд на развитие отечественной экономики за последние 20 лет, то увидим, что произошла ее катастрофическая деиндустриализация. Взгляните на товары в наших магазинах, там практически нет ничего, что производится в Казахстане. Даже молоко делают из импортного порошка. И это в стране с традиционным животноводством.
Коррупционный климат, созданный в стране, не предрасполагает к инвестициям. Он стимулирует лишь разворовывание наших природных богатств. Предприятия, которые строятся по правительственным программам за государственный счет, простаивают, они заведомо убыточны, поскольку главной целью этих проектов является не выпуск продукции, а распил бюджетных средств.
Вспомните, несколько лет назад Кайрат Келимбетов обещал наводнить страну дешевыми отечественными компьютерами. Деньги давно потрачены, и что в результате? Никто не посажен и даже не уволен, а Кайрат Нематович продолжает разрабатывать новые инновационные проекты.
Сменить этот коррупционный тренд развития страны можно только одним способом – политической модернизацией, сломом авторитарной системы власти. Инвестиционные форумы этому никак не способствуют.
Мухтар ТАЙЖАН,
экономист-международник:
ИНВЕСТОРА
одними форумами
НЕ ЗАМАНИШЬ
Инвестиции и финансы при необходимости найти всегда можно. В тех же банках сейчас, по словам Григория Марченко, лежат 12 млрд долларов свободных средств. Но в стране нет нормальных проектов, в которые можно было бы вкладывать инвестиции. У нас нет собственного производства, мы даже зубочистки не производим.
Одна из главных причин отсутствия проектов, в которые можно было инвестировать средства, – отсутствие нормального спроса, потребления. Давайте посмотрим программу, предложенную правительством – это список целого ряда предприятий, которые государство намерено построить, вложив в общей сложности более 45 млрд долларов. А это значит, что в определенные сроки должно вернуться около 130–140 млрд долларов. Возможно ли это? Конечно, нет.
Давайте представим, что деньги не разворовали, что действительно построили то, что хотели, – нормальные производства, укомплектованные современным качественным оборудованием. И представим, что в Казахстане нет серьезного дефицита электроэнергии. И заводы стоимостью в миллионы долларов будут работать. Согласимся и с тем, что мы произвели качественный товар. Но кто его купит?
Рассчитывать на внешние рынки не приходится – наша страна чрезмерно удалена от всех транспортных путей. Но не только в этом дело. Мы не конкурентоспособны по цене с тем же Китаем или Вьетнамом, где рабочая сила стоит копейки.
Остается один рынок сбыта – внутренний. Но здесь нет спроса, потому что население бедное, оно не имеет денег в кармане, для того чтобы приобретать услуги или товары.
Что имеют казахстанцы? По официальным данным, на душу населения в Казахстане приходится 8 тысяч долларов дохода в год. В принципе, этого было бы достаточно для стимулирования спроса. Но это миф. Это все равно, что средняя температура по больнице. Даже в Алматы – богатом городе – не каждый житель достигает этого показателя. А что говорить о сельских жителях?
А если нет спроса, то всякие инвестиции теряют смысл. Иностранным инвесторам никакими форумами, хоть алматинскими, хоть астанинскими, мозги не запудрить. Они все прекрасно понимают. Единственная возможность заставить их вкладывать деньги – это дать гарантии возвратности их инвестиций со стороны государства. А такие долги – это нагрузка на население.
Очевидно, что, прежде всего, Казахстан должен закрыть свои внутренние потребности, создать здоровую, а значит, самодостаточную экономику. Помочь подняться среднему классу, который начал было проклевываться в период тучных лет, освободить его от потребительских и ипотечных кредитов, дать возможность зарабатывать. Ведь любое современное общество имеет средний класс, представляющий минимум 50% населения, именно на него и опирается власть, чтобы быть устойчивой. Эта прослойка и делает экономику страны, а крупные предприятия вырастают только в условиях наличия такого класса. А пока люди в Казахстане бедные, мы обречены добывать сырье, развивать только это направление.
Магбат СПАНОВ,
директор Института развития Казахстана:
У нас все
НАОБОРОТ
По словам президента, за годы независимости в казахстанскую экономику было инвестировано около 108 млрд долларов. Таким образом, в среднем ежегодно в страну привлекалось около 5,7 млрд долларов. Это достаточно весомый вклад для Казахстана, поскольку эта цифра приблизительно равна объему ВВП, которого наша страна достигла только в последние годы.
Но при всех плюсах от инвестирования надо обратить внимание на то, что правительство не стремилось следовать золотому правилу экономики – 80% всех вложений в страну должны составлять внутренние инвестиции. К сожалению, у нас все наоборот. Государство упорно стоит на своем и не пытается изменить ситуацию. Оно полностью игнорирует внутренние накопления, которые как раз-таки и составляют от 5 млрд долларов ежегодно. Я могу судить об этом, исходя из сумм накоплений на депозитах, в пенсионных фондах, страховых организациях как физических лиц, так и юридических.
Тем более страна испытывает дефицит инвестиций. Обратите внимание на то, что значительные инвестиции в Казахстане были направлены в строительный сектор, в частности на возведение Астаны. И это правильно, поскольку дефицит жилья в Казахстане сложился еще в советское время, когда была принята программа «Жилье-91», не осуществленная до конца. Казахстану нужно строить порядка 6–7 млн квадратных метров жилья, чтобы закрыть потребность на ближайшие 10 лет. Мы к таким показателям даже не приблизились.
Строительство жилья – это основная социальная составляющая, необходимая для населения. 40 млрд долларов было потрачено на строительство Астаны. Но привлекать в строительство недвижимости для населения нужно гораздо больше, чем сейчас, и сосредотачивать инвестиции не только в одном городе, но и повсеместно, чтобы решить проблему жилья для всех казахстанцев.
Хотя большинство инвестиций были направлены в нужное русло, экономическая эффективность строительства того или иного объекта низкая. Это связано с тем, что многие из предприятий были слишком дороги, а также с коррупционными явлениями в нашей экономике.
Правительство делает упор на развитие горнорудного сектора в ущерб развитию МСБ. Игнорирование этого аспекта может привести к тому, что масса людей, которая, к сожалению, не работает, жестко поставит перед правительством вопрос о занятости, а также своих социальных, экономических и политических правах.