Роза Акылбекова, временно исполняющая обязанности директора Казахстанского международного бюро по правам человека, участвовала в работе саммита правозащитников, проходившем на прошлой неделе в Вашингтоне. Мы попросили ее рассказать об этом событии.
– Роза, известно, что на саммит должен был поехать Евгений Жовтис и выступить там с докладом. В связи с тем, что в настоящее время он изолирован от участия в международных форумах, теперь Международное бюро по правам человека из Казахстана представляете вы. Когда состоялось это мероприятие и что там происходило?
– Я участвовала в работе международного саммита по правам человека под названием «Приверженность основным свободам», который проходил в середине февраля в Вашингтоне. Саммит был проведен организациями Freedom House и Human Rights First. Изначально планировалось, что от Казахстана будет Евгений Жовтис, но так как он по понятным причинам не мог поехать, то пригласили меня как временно исполняющего обязанности директора бюро. Однако Евгений подготовил доклад, который был там озвучен.
– Кто зачитал доклад Жовтиса на саммите?
– На второй день саммита, когда начала работать секция по ухудшению условий работы правозащитников, доклад Жовтиса прозвучал первым и его на английском языке зачитал сотрудник Freedom House. Евгений Александрович написал о ситуации с правозащитниками во всем мире и отметил тенденцию отступления от приоритетов прав человека перед геополитическими проблемами государств, новыми угрозами безопасности стран, которые преувеличены настолько, что ухудшают условия выживания не только простого населения планеты, но и ставят под угрозу жизнь самих правозащитников. Доклад Жовтиса оказался созвучен мыслям правозащитников всего мира, и потому выступления многих других участников саммита звучали рефреном по поводу схожих проблем.
– Но в докладе дана достаточно жесткая критика Запада, и политика США также критикуется за двойные стандарты…
– Да, Жовтисом был поднят вопрос об ответственности Запада за то, что сегодня происходит с правами человека на постсоветском пространстве. Он отмечает необязательность требований выполнения обещаний таких стран, как, скажем, Казахстан, Россия, Беларусь.
– Нам известно, что в ходе саммита правозащитников у вас состоялась встреча с президентом США. Удалось ли вам рассказать ему о положении в Казахстане?
– Да, в рамках работы саммита было несколько встреч, и первый день начался именно со встречи с представителями администрации президента и президентом США Бараком Обамой. Делегация состояла из 12 человек – правозащитников из разных стран, в основном тех, где особенно много нарушений прав человека. Президент США стремительно вошел в зал в назначенное время и лично пожал руку каждому из нас. Мы представились и сразу приступили к конкретному разговору. Барак Обама достаточно осведомлен о положении в наших странах и потому задавал уточняющие вопросы. Имя Евгения Жовтиса было для него также знакомо, и он с удовольствием принял пакет документов, приготовленный специально для него. Я успела сказать и о казахстанских журналистах, осужденных за свою профессиональную деятельность. Привела пример с Рамазаном Есергеповым. Президент США попросил нас представить ему лично и его администрации рекомендации по самым важным вопросам, которые он намерен поднять при встречах с главами государств. У меня появилась надежда, что авторитет такого политика может положительно сказаться на судьбе Евгения Жовтиса и других заключенных, которые страдают за результаты своей деятельности.
– Какое впечатление оставил у вас президент США?
– Это очень прагматичный, деловой человек. Он не создает напряжения в отношениях, не имеет вальяжности и не внушает страха и почитания. Это очень демократичный руководитель, который считается с мнением неправительственных организаций. Нам было приятно, что к мнению правозащитников и журналистов из разных стран он прислушивается так же внимательно, как и к своим сотрудникам. Это вызывает восхищение и желание иметь такого же руководителя в своей стране.
– Что ж, будем надеяться, что ваша встреча с президентом США Бараком Обамой поможет повлиять на руководство страны и приведет к тому, что правозащитники и журналисты вернутся к своей деятельности, оказавшись досрочно на свободе.
Розлана ТАУКИНА,
«D»