Воскресенье , 20 апреля 2025

СТОЛИЦА ПОКАЗУХИ

Нынешняя Астана поражает воображение масштабами своей застройки. Но не только. Иностранные журналисты из «Inde­pen­dent», «Le Figaro» и «The National» побывали в свое время в северной столице Казахстана и поделились  впечатлениями от увиденного на страницах зарубежных изданий.

Астана к настоящемувремени не только обзавелась новыми административными зданиями и предназначенными для проживания чиновного люда жилыми районами, но также сильно разрослась чисто пространственно. Да и населения здесь прибавилось. Сейчас в столице Казахстана проживает уже свыше 600 тысяч человек. К 2030 году административные чины предсказывают увеличение населения Астаны до 1,2 миллионов человек. Но что будет в действительности, как говорится, время покажет.

Каким же был этот город почти двенадцать лет тому назад, когда впервые отмечался День новой столицы?

По словам журналиста из Англии,  подготовившего в свое время специальный репортаж  о новой столице Казахстана для британской газеты «Indepen­dent», это был пыльный городок с населением в 250 тысяч человек, наполненный жилыми домами эпохи Хрущева. Рассказывая о современной Астане, он применяет образное выражение – «сюрреалистическая, архитектурная коллизия денег и власти». И на самом деле, на строительство Астаны тратятся огромные средства.  К примеру, только в 2004 году в развитие этого города с его тогдашним населением в 500 тысяч человек и площадью в 710 квадратных километров было инвестировано, по данным западной прессы, 1,5 миллиарда долларов.

А вот репортер французской газеты «Le Figaro» Жан-Луи Трамбле называет, в какую сумму обошлась столица Казахстана за все время с тех пор, как в нее стали вкладывать деньги именно как в новый центр государства. «Стоимость Астаны на уровне амбиций: 40 миллиардов долларов на настоящее время», – замечает он. И тут же добавляет: «Но, прогуливаясь по улицам, можно увидеть изнанку показухи. Скрытые за палисадами из гофрированного железа астанчане, имеющие очень низкие доходы, чтобы жить в новых кварталах, теснятся в грязных домишках, где водопроводная вода играет в прятки». Примечательно и само название его статьи: «Astana, capitale du kitsch» – «Астана: столица китча».

У газеты «The National», издающейся на английском языке в Объединенных Арабских Эмиратах, несколько иные представления о том, сколько же потрачено на преобразование Астаны. «Расходы трансформации такие же поражающие, как и сами здания», – говорит Дэниэл Бардсли – автор статьи «Astana construction boom rivals the Gulf». И называет сумму. По его словам, расходы колеблются в пределах от 8 млрд (29 млрд дирхемов ОАЭ) до 13 млрд долларов. Лишь 30 процентов всех этих расходов, продолжает он, идет от правительства.

На строительство Астаны в любом случае тратятся миллиарды долларов. «Это  только один город. Было бы лучше, если бы правительство инвестировало деньги во многие города. В других странах люди не знают, что есть Казахстан, они знают только Астану», – пишет Дэниэл Бардсли. «Однако, – отмечает он далее, – не все – в том числе и некоторые жители Астаны – думают, что блеск и лоск столицы центрально-азиатской страны есть лучшее, на что должны тратиться нефтегазовые доходы государства».

«Старики просят подаяние на улицах, так как сумма многих пенсий составляет лишь частицу от того, что они получали в советское время, тогда как другие зарабатывают на жизнь, продавая фрукты или семечки в импровизированных придорожных палатках. Один  из шести жителей Казахстана, как утверждают, живет за чертой бедности», –  описывает он ситуацию в столице Казахстане и в стране в целом.

А «Independent» отмечает, что при знакомстве с новой столицей Казахстана изумление возникает  по большей части не столько из-за преображения Астаны, сколько из-за «пустоты» или, если угодно «пустотелости всего мероприятия». При близком рассмотрении «многие здания выглядят дешевыми и непрочными».

Даже в солидных официальных учреждениях, сообщается в связи с этим, многие дорого выглядящие атрибуты на самом деле изготовлены из заменителей, создающих всего лишь видимость солидного и дорогого материала.

Даже в Ак Орде, резиденции президента РК, вместо мраморных колонн поставлены полые металлические цилиндры, покрашенные под мрамор. Обманчивый зрительный эффект улетучивается при первом же прикосновении к ним: стоит слегка по ним постучать, и обнаруживается, что они полые…

Ерберген САЛЫКОВ

БЕЗДНА

Клэр Нуттал в переданной из Алматы и опубликованной 2 июля изданием «Bu­siness New Europe» статье под названием «BRICKS & MOR­TAR: Capital building in Kazakhstan» говорит о том, что Астана зимой, когда сибирский холод загоняет людей внутрь, кажется опустелой. Но «в июне улицы казахской столицы становятся средоточием людского муравейника активности, так как группы рабочих отчаянно обновляют дороги и готовят новые здания к двойному празднованию дней рождения для Астаны и для президента Нурсултана Назарбаева».

«Наиболее высокого уровня зданием, подлежащим открытию 6 июля – к 12-ой годовщине города – является купол удовольствия «Хан Шатыр», гигантская структура наподобие палатки, спроектированная Норманном Фостером»,– пишет К.Нуттал.

В зарубежных публикациях  этот казахстанский опыт выдающегося английского мастера градостроительства признается то ли самой откровенной халтурой, то ли самым неудачным творением в ряду осуществленных им проектов.

Как бы то ни было, на Западе, видимо, стало общеизвест­ной очевидностью то, что самого большого маху, как архитектор, Норманн Фостер дал в Казахстане, хотя и официальная республиканская, и городская Астана продолжают испытывать большую гордость по поводу названного строительного объекта, возведенного в столице страны.

Издание «Business Week» некоторое время назад со ссылкой на «Transitions Online»  опубликовало материал под названием «Wealth Gap Widening in Kazakhstan», в предисловии к которому говорится следующее:

«Несмотря на экономический бум, повестка дня развития центрально-азиатской страны в зачаточном состоянии, так как большинство выгод достается таким городам, как Астана и Алматы».

Далее в качестве иллюстрации к такому выводу приводится пример маленького города Степногорск в Северном Казахстане, который в феврале 2008 года «пережил отчаянную неделю без воды вслед за тем, как система снабжения обрушилась, находясь долгое время без присмотра». Этот хорошо финансировавшийся в советское время секретный городок за последние годы впал в трудные времена, частично вследствие прекращения деятельности местного металлургического завода, который давал работу многим местным жителям.

Но есть более масштабное объяснение для рушащейся инфраструктуры: канализационные системы в Актобе и Уральске, установки водоснабжения в Усть-Каменогорске и Караганде, аэропорты Петропавловска и Костаная – это, всего лишь несколько примеров.

В итоге лишь такие большие городские пространства, как Астана и Алматы, пользуются реально устойчивым развитием, тогда как периферия отставлена в сторону без извлечения выгоды из плодов экономического бума последних нескольких лет. Стратегический документ  Европейского банка реконструкции и развития за 2006 год, к примеру, обнаружил широкий разрыв между социальными слоями и широкие вариации в доступе к медицинскому обслуживанию, а также в качестве ряда таких основных инфраструктурных услуг, как канализация, чистая вода и центральное отопление.

По данным Министерства финансов, в 2008 году Астана получила приблизительно $1,6 миллиарда в виде трансфертов из государственного бюджета, но внесла обратно лишь около $80 миллионов. Таким образом, даже по официальным данным получается, что столица Казахстана обходится стране, по меньшей мере, в $1,5 млрд ежегодно.

Такими деньгами можно было бы, наверное, полностью закрыть бюджеты половины областей страны. Бывшей столице Алматы, хотя она по численности населения примерно в два раза больше Астаны и имеет куда более обширную инфраструктуру, досталось в 2008 году в виде трансфертов из госбюджета лишь $750 миллионов. Получается, что в реальном выражении главному городу страны достается денег из бюджета в виде трансфертов в 4 с лишним раза больше, чем южной столице.

Ну, а вместе они получают, выходит, $2,35 миллиарда. Для сравнения: весь государственный бюджет Казахстана на 2000 год составлял $2 млрд.

В общем, на основании вышеизложенного текста получается следующая картина: обратная сторона блестящей вывески в виде Астаны – это деградирующие из-за недофинансирования в большинстве своем другие города Казахстана.

Кайрат КАСЫМОВ

По материалам inosmikz.com

Республиканский еженедельник онлайн