Палестинские родственники бывшего зятя Назарбаева Рахата Алиева оказались владельцами многочисленных активов в Казахстане. На сайте вновь открывающихся «Московских новостей» известный эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов опубликовал некоторые подробности судебного дела, которое рассматривается в американском суде. По сведениям газеты, «правительство Казахстана выступает в качестве ответчика в ведущемся в США судебном процессе по иску, поданному против него близким родственником Алиева, гражданином Ливана Иссамом Хорани и его братом. Ливанцы требуют вернуть им бизнес, незаконно отнятый у них в Казахстане сразу после того, как в 2007 году брат жены Иссама Хорани Рахат Алиев попал в опалу. Цена вопроса – больше двух миллиардов долларов: братьям Хорани в Казахстане принадлежали нефтяная компания, медиахолдинг…».
Среди богачей, наживших миллиардные состояния в Казахстане, очень велика доля иностранцев. Это никого не удивляет: такая уж у нас гостеприимная страна. В Казахстане они все равны – американец, индус, кореец, израильтянин, узбек… Кто бы ни был, он имеет все шансы получить изрядный кусок природных богатств, стать миллиардером и поселиться в Лондоне.
Теперь выясняется, что среди воротил казахского бизнеса до недавних пор были и палестинцы. Как эти босоногие выходцы из беженских лагерей, нашедшие приют в Ливане, оказались столь ловкими бизнесменами, что смогли создать целую промышленную империю в Казахстане?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, редакция обратилась к представителям Международной комиссии по расследованию коррупции в руководстве Казахстана. Эта организация была создана в Западной Европе покойным оппозиционным политиком Заманбеком Нуркадиловым. В течение пяти лет она собирает и публикует материалы о самых скандальных случаях казахстанской правительственной коррупции.
После трагической гибели Заманбека Нуркадилова эксперты комиссии работают исключительно анонимно, собирая информацию как внутри страны, так и за рубежом. Поэтому наш собеседник предпочитает скрывать свое настоящее имя и просит называть его просто Арсен. Вот что он пояснил по поводу миллиардного иска против правительства Республики Казахстан.
Комиссия Заманбека Нуркадилова внимательно следит за ходом судебных процессов, в которых истцами выступают бизнесмены ливанско-палестинского происхождения Иссам Хорани, Девинчи Хорани и Кассем Омар. Они обвиняют правительство Казахстана в том, что оно незаконно конфисковало их собственность в стране общей стоимостью примерно в два миллиарда долларов США.
Анализируя структуру собственности этих бизнесменов, невозможно не обратить внимания, что они стали самыми таинственными миллиардерами: в 2003–2005 гг. они неизвестным образом приобрели у неустановленных владельцев разнообразные активы в Казахстане за неназванные суммы.
Так Девинчи Хорани оказался в 2004 году владельцем 92% акций компании Caratube International Oil Company, стоимость которой в 2007 г. он уже оценивал в миллиард долларов. Поскольку за три года эта стоимость вряд ли могла вырасти десятикратно, резонно предположить, что компанию г-н Д. Хорани приобрел за несколько сотен миллионов долларов. У кого, с разрешения какого государственного органа, из каких средств, через какой банк?.. Все эти вопросы в исках братья Хорани и их свояк Омар обходят.
Братья Хорани, оказывается, были не просто казахскими бизнесменами, но и медиамагнатами, контролировавшими информационный рынок страны: Иссам владел 50% знаменитого конгломерата Alma Media, в который входили телеканалы, радиостанции, газеты, журналы, интернет-порталы, книжные издательства, кабельные сети, элитная недвижимость… Все это имущество Иссам Хорани, по его словам, приобрел в 2003–2004 гг., а оценивается оно им в иске не менее чем в сотни миллионов долларов. Где, на каком аукционе или у кого он купил «Алма Медиа», из многочисленных исков понять невозможно.
Он и его жена Гульшат завладели 100% акций телеканала КТК. Этот актив был в свое время с нуля создан известным медиаменеджером Борисом Гиллером. В 1999г. вместе с газетой «Караван» и типографией «Франклин» телеканал был выкуплен у Гиллера структурами Нурлана Каппарова, владельца корпорации «Акцепт». Сразу после этого все это имущество перешло к Рахату Алиеву, о чем легко можно узнать, подняв публикации казахской прессы в 1999 г.
Возможно, ответить на вопрос о способе приобретения «Алма Медиа» супругами Хорани позволяет информация о том, что Гульшат Хорани является родной сестрой Рахата Алиева. Естественно предположить, что телеканал КТК был просто переоформлен в 2004 г. Рахатом Алиевым на сестру и зятя. Точно так же, как «Сахарный центр», акции которого в 2005 г. оказались в собственности Кассема Омара. Этот бизнесмен ворвался в деловой мир Казахстана стремительно и в то же время нетрадиционно, приобретя не только долю в «Сахарном центре», который неразрывно связан с именем Р. Алиева, но также и птицефабрики компании Ruby Roz Agricol. К. Омар оказался собственником этих сельхозпредприятий в 2004 г. и тут же прикупил к ним 100% «Кокчетавских авиалиний» вместе с комплексом аэропорта.
Иссаму и Девинчи Хорани в равных долях – по 50% – принадлежала также фармацевтическая компания Pharma Industry Corporation. Ее владельцами братья стали в 2006 г., а в иске ее стоимость они оценивают в десятки миллионов долларов.
Этот скорбный список можно продолжать. Но и так понятно, что все эти компании оказались в руках родственников Рахата Алиева в результате масштабной операции по сокрытию своих активов. Общеизвестно, что в 1990 годах, будучи самым влиятельным «силовиком» в стране, Р. Алиев хищнически и хаотично захватывал всевозможные бизнесы – от нефтяных компаний до ликероводочных заводов.
Но в начале 2000-х (после скандального падения в результате совместной акции лидеров «Демвыбора Казахстана») зять президента понял, что даже брак с Даригой Назарбаевой не гарантирует вечного расположения тестя. Он решил воспользоваться классическим воровским приемом, который называется «жаронуть», то есть спрятать краденое на время у разных барыг. В роли этих барыг и выступили сестра Рахата Алиева, ее муж и его многочисленные родственники. Сегодня они выступают в судах в роле несправедливо обобранных инвесторов и требуют от правительства Казахстана компенсации за утерянное имущество.
Сам Рахат Алиев в поддержку этих требований заверил в американских судах под присягой, что все Хорани и Омар – добросовестные успешные инвесторы, которые вложили в экономику Казахстана миллионы, если не миллиарды долларов.
Удивительно, что власти Казахстана трусливо прячут голову в песок, замалчивая этот иск и рискуя проиграть все суды. Вместо того чтобы затравленно ждать, когда прозвучит приговор, следует смело раскрыть всю цепочку преступлений, связанных с этой собственностью, вернуть ее законным владельцам и таким образом лишить семейство Алиевых-Хорани любой надежды еще раз обогатиться за счет казахского народа.
Комиссия Заманбека Нуркадилова готова оказать помощь казахским властям в расследовании этого знакового для страны дела. Мы будем следить за ходом судебных процессов, и информировать граждан Казахстана о принятых решениях.
«D»
Личное мнение
В Египте была Интернет-революция
Наконец-то свершилось то, чего ждали все интернет-пользователи мира. Социальные сети, бурно ворвавшиеся в наше сознание и нашу жизнь в начале 2000 годов, сами того не представляя, не предполагали, что однажды они начнут менять мир. Если раньше памятники вождям революций Ленину, Мао Цзэдуну ставили в городах, то в будущем отцам-основателям интернет-технологий, таким, как зачинатель Facebook Марк Цукербергер, создателям Google – Сергею Брину и Лари Пейджу и многим другим, сумевшим своими стараниями изменить мир, памятники уже есть во Всемирной сети.
Впервые о социальных сетях, как инструменте революции, заговорили после того, как простая молдавская правозащитница и журналистка сумела мобилизовать тысячи участников для митинга против коммунистического режима в Молдавии. Тогда, как известно, под давлением общественности пал режим Воронова, управлявшего страной без малого почти 20 лет.
Теперь пришла пора и арабского мира, который вот уже несколько месяцев сотрясает волна митингов, протестов и шествий против авторитарного режима.
Впервые заговорили об Интернет-революции, прорыве социальных сетей, как средстве достижения политических целей.
В Интернете беспорядки в Египте уже прозвали «твиттерной революцией» из-за активности блогеров, которые, как предполагается, и спровоцировали это «протестное цунами». В последние недели египетские Twitter и Facebook бурлили. Там стали появляться группы и странички, где пользователи открыто призывали митинговать против руководства страны.
Например, в группе на Facebook под названием «6 апреля» числятся около 35 тысяч человек. А ведь есть еще и другие. Через Интернет, как полагают наблюдатели, шла и координация действий демонстрантов. Поэтому власти первым делом блокировали этот канал связи. До сих пор сеть в стране работает с большими перебоями.
На помощь египтянам пришла корпорация Google. Она предоставила жителям страны возможность отправлять сообщения в Twitter без подключения к Интернету – через телефон. Для этого необходимо набрать номер и отправить голосовое сообщение, которое автоматически переправляется на Twitter.
В это время в китайском аналоге микроблогов Twitter введен запрет на слово «Египет». В ответ на поисковый запрос китайский сервис выдает ссылки закона. Также власти КНР ограничили поток информации о событиях в Египте. Официальные средства массовой информации дают минимум видеосюжетов уличных протестов и скупые сводки. А ведущие мировые СМИ пытаются предугадать последствия египетского кризиса. По мнению обозревателей, они будут глобальными и затронут не только арабский мир, но и Европу и США.
Египет для Запада очень важен. Во-первых, это самая населенная арабская страна (около 80 миллионов жителей). Она своего рода интеллектуальный и культурный центр арабского мира. Большинство выдающихся арабских писателей, философов, ученых – египтяне. Во-вторых, Египет контролирует Суэцкий канал – важную транспортную артерию. В-третьих, египетско-израильские мирные соглашения очень важны для ближневосточного мирного процесса. Эксперты опасаются, что в случае свержения режима Мубарака к власти могут прийти исламисты. И последствия окажутся непредсказуемыми.
«Твиттерная революция» в Египте набирает обороты с большой скоростью, несмотря на то, что в стране продолжает плохо работать телефонная связь. Ощущаются проблемы с наличными, банкоматы из-за неполадок с Интернетом работают с перебоями. Оппозиция заявляет, что сформировала единый национальный фронт. Любые переговоры протестующие исключают.
Айнель МЕДЕЛЬХАН