«Общественная позиция»
(проект «DAT» №11 (282) от 19 марта 2015 г.
Выборы-2015: ЗА
Эксперт
Проведение внеочередных президентских выборов в Казахстане – это очень распространенная практика. Хотел бы напомнить, что выборы 2011 года также были внеочередными. С точки зрения политтехнологий здесь нет ничего удивительного. Честно говоря, сам избирательный механизм очень хорошо отработан, – отвечает Досым Сатпаев на вопросы ИА «Новости-Казахстан».
Первый, самый главный вопрос состоит в том, будут ли эти президентские выборы последними для действующего главы государства? Если данный избирательный процесс с участием главы государства будет последним для него с точки зрения получения поста президента, то возникает второй вопрос: будут ли эти выборы определенным началом для подготовки страны к преемственности власти? Начнет ли президент в течение нового президентского срока все-таки реализовывать программу, связанную с преемственностью власти. Если на эти два вопроса в ближайшее время будут определены более или менее четкие ответы, то тогда эти выборы будут сильно отличаться от того, что было раньше.
Возникает еще один вопрос: будет ли после президентских выборов определенная конституционная реформа? Я лично считаю, что в любом случае в стране уже должна произойти конституционная реформа с точки зрения усиления роли парламента. Тем более, что после президентских выборов должны пройти парламентские, и очень бы не хотелось, чтобы парламентские выборы напоминали бы хождение по кругу. Все-таки давно пора провести серьезную парламентскую, партийную реформу. Для того, чтобы парламент стал представлять из себя сильного игрока на политической сцене, он должен состоять из сильных, авторитетных электоральных политических партий. То есть если вы сказали «А», то нужно сказать «Б».
Я думаю, эти вопросы более важны, чем все ненужные дискуссии о том, досрочные или не досрочные президентские выборы. Даже если бы выборы проводились в следующем году, я думаю, что в любом случае все хорошо понимают, что у президента Назарбаева альтернативы не было бы, если бы он снова выдвинул себя в качестве кандидата.
Возникает такое ощущение, что во власти понимают, что 2015 год будет сложным в социально-экономическом плане. Еще в прошлом году президент настаивал на том, чтобы правительство держало ситуацию под контролем, чтобы уровень социальной напряженности не рос. Но в начале этого года уже видно, что, например, от войны санкций, от войны с реэкспортом, которую Россия ведет с Белоруссией и частично Казахстаном, от падения курса российского рубля серьезно стали страдать отдельные отрасли казахстанской экономики, уже сейчас в довольно сложном положении оказались некоторые крупные добывающие компании Казахстана в нефтегазовой, в горнорудных сферах. Уже сейчас возникают вопросы о том, как сохранить стабильность трудовых коллективов.
Я думаю, что власть понимает, что этот год в социально-экономическом плане будет очень тяжелый, поэтому, может быть, опасается, что в следующем году уровень доверия к власти будет падать. Может быть, ускорение по досрочным президентским выборам объясняется и этим фактором. Власть, может быть, опасается каких-то новых социальных конфликтов.
Но здесь нужно очень четко разделять два момента: доверие населения к правительству, структурам государственной власти и доверие населения к президенту. Как показывает практика, многие граждане страны могут не доверять чиновникам, правительству, критиковать, но при этом определенная часть населения может поддержать главу государства…
Участие главы государства в президентской кампании в любом случае предполагает, что остальные конкуренты – это больше массовка. Определенная их задача – это создать некую иллюзию конкуренции, определенной политической борьбы. В этом плане они у меня большого интереса не вызывают, кто бы ни был конкурентом главы государства… С политической точки зрения, я думаю, они серьезного интереса представлять не будут. Это можно посмотреть даже по предыдущей президентской кампании, многих из них уже забыли.