оказался
БУТАФОРИЕЙ?
По сообщениям информагентств, тянувшееся десять лет дело нью-йоркского банкира и юриста Джеймса Гиффена (на фото), обвиняемого в даче многомиллионных взяток высокопоставленным чиновникам Казахстана, закончилось фактически оправданием. Суд отпустил его, поскольку выяснилось, что Гиффен – сотрудник ЦРУ. «Казахгейт» был средством давления на власти Казахстана со стороны США по стратегическим вопросам. Очевидно, американская сторона достигла желаемого результата.
Оперативное дело на Гиффена было открыто в 2000 году, а в 2003 его арестовали и обвинили в даче взяток высшим руководителям Республики Казахстан.
В итоге в пятницу днем судья объявил, что не будет приговаривать Гиффена ни к лишению свободы, ни к гласному надзору, ни к штрафу. Осужденный должен будет заплатить обязательный взнос на судебные расходы в сумме 25 долларов, а его корпорация выплатит штраф в 32 тысячи.
То, что все остальные обвинения с Гиффена были сняты, эксперты связывают с утверждениями защиты господина Гиффена, передавшей суду документы о том, что в Казахстане предприниматель действовал по поручению ЦРУ и госдепартамента США.
Во время оглашения приговора судья Уильям Поли заявил, что он ознакомился с некими секретными документами, касающимися деятельности Джеймса Гиффена, и назвал бизнесмена «настоящим патриотом своей страны».
Наблюдатели в США, пишет в понедельник «Коммерсантъ», были шокированы подобным исходом дела. В интервью радиостанции «Голос Америки» адвокат Майкл Перлис, принимавший участие в разработке закона об иностранной коррупции, назвал приговор «бутафорией, за которой скрывается провал федеральной прокуратуры».
А, может, не будь у Казахстане нефти и других ископаемых, все было бы гораздо честнее? Так что, демократии и вере в справедливость конец?
«D»
Взгляд из-за бугра
Как ОН вернет свою репутацию?
Джеймс Гиффен (на фото слева), нефтяной посредник, бывший в центре когда-то крупнейшего в истории США скандала, связанного с взяточничеством иностранным лицам, стал официально свободным человеком. 69-летний бывший советник президента Казахстана, обвиняемый в передаче 78 млн долларов США от нефтяных компаний правительству Казахстана, пережил более десятка федеральных прокуроров и около двух десятков явки в суд, а также пять заседаний суда в течение семи лет. Сегодня его усилия окупились.
Окружной судья Уильям Поли в приговоре разбирательства в суде Манхэттена объявил о потрясающей капитуляции, сняв все обвинения в международном взяточничестве, отмывании денег и обвинении в мошенничестве против Гиффена в обмен на признание его вины по обвинению в налоговых правонарушениях.
Гиффен, возможно, был менее известен, чем другие предприниматели, проходящие по уголовным делам в последние десятилетия, но он был красочным, чванливым, грубо говоря, пьющим по-черному бабником и… харизматическим элементом по вопросам добычи нефти в Каспийском море. Его карьера началась в 1969 году, когда он начал ездить в Москву в качестве помощника трейдера металлов. Когда Советский Союз распался в 1991 году, бизнес в России иссяк, и Гиффен переехал в Казахстан, который быстро становится одним из самых горячих нефтяных мест на планете.
Гиффену удалось снискать дружбу с человеком, которого он называет Босс: с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Он стал главным переговорщиком по нефти и, как утверждали прокуроры, его личным банкиром. Он также переадресовал $78 млн платежей в Казахстан от компаний Mobil, Amoco и «Тексако» на швейцарские и другие банковские счета, которые он создал на имя …, других ключевых должностных лиц Казахстана и их родственников.
Прокуратура представила подробный отчет по нарезке платежей Гиффена на мелкие дискретные части для передачи на тайные счета в швейцарских банках, как классический метод отмывания денег. Даже наиболее говорливые и экспансивные в суде адвокаты Гиффена не пытались открыто оспаривать факты обвинения. Они просто повторяли, что Гиффен лишь принимал заказы от правительства Казахстана – суверенного государства, имеющего право на свои собственные идеи законности, и выступал, исходя из патриотических интересов Центрального разведывательного управления.
Но, с одной стороны, сотрудники ЦРУ в свое время отрицали, что Гиффен был с ними связан, что в штаб-квартире ЦРУ он появился по собственной воле и говорил с сотрудниками агентства о Казахстане. Этим он отличался от проверенного актива сотрудников на неофициальные задания.
«Он был одним из немногих американцев с устойчивым доступом к высоким уровням власти в регионе», – сказал судья Поли. «Эти отношения, выстроенные в течение всей жизни, были утеряны в день его ареста. Этому испытанию необходимо положить конец. Как г-н Гиффен вернет теперь свою репутацию?» – задал вопрос американский судья.
Стив ЛЕВИН,
редактор журнала
Foreign Policy
(Смысловой перевод с английского. Публикуется с небольшими сокращениями).
Инцидент исчерпан?
Все, что делал Гиффен, заявляла защита, делалось с ведома и санкции властей США, и поэтому, согласно закону, неподсудно.
В доказательство защита представила суду копии докладных записок, которые Гиффен посылал в непоименованные правительственные органы США.
Прокуратура не отрицала доверительных сношений Гиффена с правительственными органами США, но отмечала, что он никогда не был их сотрудником, никогда не вводил их в курс инкриминируемых ему схем и не получал их согласия на сомнительные финансовые операции. В этом году прокуратура пошла на попятную. Возможно, ей просто надоело препираться по поводу секретных документов, которые продолжала требовать защита Гиффена. Возможно, ее убедили доводы защиты.
В августе прокуроры согласились, чтобы Гиффен признал себя виновным в сущей безделице: что, заполняя налоговую декларацию за 1996 год, он не указал подконтрольный ему счет в швейцарском банке.
Его корпорация Mercator одновременно призналась в том, что сделала непоименованному руководителю Казахстана новогодний подарок в виде двух снегоходов общей стоимостью 16 тысяч долларов.
…
Оглашая приговор, судья Поли произнес проникновенную речь, которая больше звучала как адвокатская.
Ссылаясь на виденные им секретные документы, он назвал Гиффена «патриотом своей страны», который «был источником информации для американского правительства и каналом тайных сношений с Советским Союзом и его руководством в период холодной войны».
По словам судьи, Гиффен также содействовал тому, чтобы «тысячи советских евреев эмигрировали в западные страны».
Судья отметил, что судебные расходы Гиффена составили много миллионов долларов, а его корпорация понесла убытки как минимум в 40 млн долларов, и заключил, что 69-летний осужденный был наказан более чем достаточно.
«Инцидент исчерпан!» – резюмировал Поли и быстро вышел из зала, который заполняли американские аристократы, или «патриции», как их здесь называют. В основном это были седовласые мужчины с аккуратными прическами и перманентным загаром, одетые из Brooks Brothers, магазина для джентльменов.
После ухода судьи в зале продолжала стоять тишина, прерываемая лишь регулярными хлопками. К Гиффену, который когда-то был женат на внучке Гарри Гопкинса, одного из ближайших помощников президента Франклина Рузвельта, по очереди подходили друзья и родные, обнимались и долго громко хлопали друг друга по спине.
Владимир КОЗЛОВСКИЙ,
Русская служба Би-би-си,
Нью-Йорк
О чем пишут
Если Гиффен
ШПИОН…
Напомним, что Гиффена обвиняли в даче многомиллионных взяток высшим должностным лицам Казахстана и даже арестовывали, чтобы потом выпустить под залог в 10$ миллионов. Гиффен двадцать лет был «другом Советского Союза» по торговой части и имел давние деловые связи и с Казахстаном. В частности, способствовал приобретению 50% акций Тенгизского месторождения американской компанией Chevron. Коллеги Гиффена так и называли его – «Мистер Казахстан».
Все знали, что Гиффен близок к семье Нурсултана Назарбаева, был советником казахстанского президента и имел казахстанский дипломатический паспорт, хотя продолжал быть гражданином США. Но в 2000 году на Гиффена завели уголовное дело, а три года спустя он был арестован по обвинению в даче взяток президенту… По делу также проходил бывший премьер-министр Казахстана Нурлан Балгимбаев. Гиффену грозили до 20 лет тюрьмы и многомиллионный штраф.
Процесс затянулся на семь лет: защита настаивала на рассмотрении секретных документов из архивов спецслужб США. В бумагах предполагалось найти доказательства того, что на самом деле Гиффен все эти годы работал на ЦРУ. То есть все его «деловые контакты» осуществлялись по заданию спецслужб, под их контролем и с ведома американского правительства. Прокуратура возражала, настаивая, что Гиффен не был штатным сотрудником госорганов США, не ставил их в известность насчет своих «схем» и не спрашивал их согласия на свои «финансовые операции». Но в итоге сняла свои обвинения.
Оглашая приговор, судья Поли назвал Гиффена «патриотом своей страны», который «был источником информации для американского правительства», и заявил, что инцидент исчерпан. Для Гиффена, видимо, да, но не для Казахстана. Если Гиффен шпион ЦРУ, то кто же тогда в этой истории…? И какие секреты «ушли» США с подачи…?
Тамара МЕРЕЖКА,
ИАП «Республика»
ПОЛЕТ СЛОВ
Марк Шулман,
декан юридического факультета университета Пэйс в Нью-Йорке:
«Отказ прокуратуры от первоначальных обвинений может быть связан с недавними переговорами между администрацией США и Казахстаном. После нескольких месяцев консультаций казахское руководство согласилось открыть несколько воздушных коридоров над своей территорией для перевозки военных грузов для американской группировки в Афганистане. Иногда национальные интересы США могут оказаться важнее доводов прокуратуры».
Комментарий по поводу
Булат Абилов:
Нашу власть
ЖДЕТ СУД
истории
Уголовный процесс по «Казахгейту» в полной мере доказал то, что с самого начала практически не вызывало сомнений. Во-первых, убедительно подтверждено: Джеймс Гиффен был и является агентом Центрального разведывательного управления США. Тем самым американское правосудие фактически на весь мир объявило, что руководство Казахстана находилось в тесных взаимоотношениях с агентом американской разведки.
Во-вторых, нам вновь пришлось убедиться – в основе «дела Гиффена» лежит именно та мутная атмосфера, которая изначально обволакивала контракты казахстанской власти с «Шевроном» и другими американскими компаниями. Это в ходе процесса неоднократно подчеркивала прокуратура США, нью-йоркский окружной судья Поли.
Да, ЦРУ не сдает своих агентов – поэтому Гиффен, в силу своей особой важности для правительства США, оказался оправдан. Но что изменилось для Казахстана? Разве суд опроверг существование таинственных счетов КО-1 и КО-2, где аккумулировались данные американскими компаниями взятки? Разве «открылись» засекреченные нашей властью нефтяные контракты и казахстанский народ стал получать реальную выгоду от сырьевых богатств страны?
Напротив, в ходе «Казахгейта» руководство нашей страны продемонстрировало все свои глубоко укоренившиеся коррупционные понятия. Десятки миллионов долларов были потрачены на работу с вашингтонскими лоббистами, на «разводку» ситуации в американских коридорах власти. Мы видели, как в период «обострения» судебного разбирательства шел в ход банальный шантаж – не случайно к американским компаниям в Казахстане периодически предъявлялись налоговые, экологические и другие претензии на миллиарды долларов. Перед американцами откровенно ставился вопрос – или вы спустите «дело» на тормозах, или распрощаетесь с вожделенными месторождениями.
В итоге за океаном сделали «правильные выводы». Гиффен покинул скамью подсудимых и приступит к своей дальнейшей специфической работе. Но все вопросы к нашей власти остались. И ей придется отвечать на них уже не перед окружным судом Нью-Йорка. В будущем ее ждет суд казахстанского народа, суд истории…