• Ровно неделю назад, 5 декабря, около 17 часов, в продюсерский центр «Ракурс», который готовит материалы для интернет- каналов «16/12» и «А24», нагрянули финансовые полицейские южной столицы. Изъяли всю технику и документацию. Не «арестованными» казались лишь рабочие столы, стулья да скрепки. Работа силовиков напоминала рейдерский захват.
Поводом для «спецоперации» финполовцев якобы стало заявление бывшего сотрудника «Ракурса» Азамата Есбергена, который якобы сообщил им о том, что продюсерский центр финансирует опальный банкир Мухтар Аблязов. Правда, показать само заявление руководителю центра Георгию Архангельскому (на фото) они отказались показать.
Как рассказывают сотрудники «Ракурса» всех их загнали в холл офисае, все личные вещи и средства связи заставили оставить на рабочих местах, кабинеты закрыли, выход заблокировали. Практически всем сразу стало ясно, что больше всего финансовых полицейских интересовал кабинет директора и его ноутбук. «Удивило, с какой легкостью и знанием дела они орудовали на «рабочем столе» компьютера, — сказал нам Георгий Архангельский. — Буквально в несколько кликов мыши финполовцы открыли некий документ, в котором были имена и фамилии известных среди оппозиции людей. Напротив этих фамилий стояли цифры. Но документ этот я видел в первый раз в жизни, на моем компьютере его раньше не было».
А накануне в офисе продюсерского центра произошел скачок напряжения электричества. Утром системные администраторы обнаружили, что из строя выведены три ноутбука и общий архивный сервер. Именно тогда, предполагает Георгий Архангельский, и мог произойти вброс в его ноутбук информации извне. Но доказать это, естественно, невозможно.
После досмотра кабинета директора финансовые полицейские перешли в бухгалтерию. Документы изымали, даже не изучая содержимое папок и договоров. Конфисковали также ноутбуки и жесткие диски сотрудников бухгалтерии.
Досматривать кабинеты архива и видеоинженеров не стали. Упаковали системные блоки компьютеров, жесткие диски и другие носители информации. Изучать их решили уже на своей территории.
Такой же процедуре подверглось и имущество журналистов. По словам корреспондента продюсерского центра Евгении Сазоновой, финансовых полицейских интересовал только один вопрос: «Есть ли в вашем ноутбуке видео с Мухтаром Аблязовым?». Причем ответ журналистов их абсолютно не интересовал. Просмотрев несколько файлов на «рабочем столе», силовики конфисковали и их компьютеры.
«Например, у меня был личный ноутбук, который я покупала за собственные деньги, никакого отношения к компании он не имеет, — рассказывает Евгения Сазонова. — Несколько раз я это об этом говорила сотруднику финансовой полиции. Однако меня никто не слушал. Единственное сказали, что забрать я его смогу после того, как содержимое всех файлов на ноутбуке изучит их специалист. Если «не найдут ничего такого», то вернут. Что такое ищут в компьютере, мне не пояснили».
Кроме техники, досмотру подвергли даже личные блокноты и черновики журналистов. Что конкретно искали — непонятно.
В момент обыска в офисе находилось две видеокамеры. Ни в одной из них не было жесткого диска или флеш-карты. Соответственно, никакого носителя информации в аппаратуре нет. Тем не менее, камеры финполовцы тоже «арестовали».
Сотрудники «Ракурса» с возмущением вспоминают, как вели себя сотрудники финполиции Алматы. Мало того, что они буквально ворвались в офис, будто это было логово международных террористов, так разговаривали по-хамски, в перерывах катались по коридору на офисных стульях, пытались курить в туалетах. Понятые, молодые люди лет чуть более двадцати, явно не в первый раз исполняли эту роль. При изъятии оборудования они присутствовали лишь «для галочки». По всему было видать, что они уже привыкли сотрудничать с финансовыми полицейскими. Возможно, это и есть их «бизнес».
Сейчас работа журналистов полностью парализована. И что немаловажно, финполовцы отказались представить «Ракурсу» документ, разъясняющий «потерпевшей» стороне, на основании чего произошло изъятие собственности продюсерского центра. Обо всем произошедшем коллектив «Ракурса» сообщил в прокуратуру в письменном заявлении.
Журналисты центра не сомневаются: власти надо было парализовать работу «Ракурса» именно накануне 16 декабря — дня национальной трагедии, случившейся два года назад в Жанаозене и Шетпе, так как они готовят острые и правдивые материалы о тех событиях.
«D»
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
ЧТО ИЩУТ «ЧЕКИСТЫ»
у беременной женщины?
Прошлая неделя показала, что казахстанские спецслужбы и правоохранительные органы не зря свой хлеб едят: то трясут журналистов, снимающих не те ролики, то прессуют родственников супруги оппозиционного политика Владимира Козлова.
Алия Турусбекова рассказала на своей странице в «Фейсбуке» о том, что в выходные к ее родителям нагрянули непрошенные гости – сотрудники Комитета национальной безопасности Казахстана.
«Неприятно… с удивлением узнала, что после моего посещения родителей (живут в Есике) к ним сразу же пришли сотрудники КНБ и стали узнавать – зачем я приезжала, что хотела, не оставила ли я там чего-нибудь. Маразм!.. Так как мой отец уже давно знает их методы, то он, не долго думая, послал их подальше. Тогда два орла (кнбшники) решили пристать к тетке, пытаясь ее запугать».
Но прессингом родных Алии дело не ограничилось, спецслужбы, недолго думая, взялись за соседку беременной женщины.
«…Самое мерзкое, что они чем-то зашугали соседку одну, которая теперь вынуждена отслеживать мои приезды и докладывать им (сама призналась). Я-то уже думала, что они остыли к моей скромной персоне – зачем им беременная, сидящая дома женщина?! А, нет… возбуждаются и поныне…» – пишет Алия.
Супруга осужденного на 7,5 лет тюрьмы политика удивляется: «Чего они хотят узнать: мои взгляды? Так я и не скрываю – деньги Аблязова? Так, почти за два года провели 5 обысков в моем доме, доме родителей, офисах, где я работала – не нашли. Может, ищут связи с лицами, находящимися за пределами РК? Также не скрываю – кого знала лично, общаюсь до сих пор. Так чего они ищут?!»
ИАП «Республика»