Пятница , 23 мая 2025

Асхат РАХИМЖАНОВ: ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ «ПРЕЕМНИК» часть элиты пойдет в политику, ЧТОБЫ ЗАЩИТИТЬ НАЖИТОЕ

«Обще­ствен­ная позиция»

(про­ект «DAT» №7 (324) от 18 фев­ра­ля 2016 г.

 

ДАТ-ДИАЛОГ

 

 

 

(Окон­ча­ние. Нача­ло в №6 за 11.02.2016 г.)

 

– Асхат, хочу про­дол­жить раз­го­вор каса­тель­но про­блем моло­де­жи. Рас­по­ла­га­ешь ста­ти­сти­кой об удель­ном весе без­ра­бот­ной моло­де­жи сре­ди без­ра­бот­ных казахстанцев?

– По казах­стан­ско­му зако­но­да­тель­ству воз­раст моло­де­жи счи­та­ет­ся с 14 до 29 лет, рабо­то­спо­соб­ный воз­раст – с 18 лет. Если исхо­дить из того, что у нас моло­де­жи где-то 28%, полу­ча­ет­ся око­ло 4 млн. чело­век. Есть так назы­ва­е­мые само­за­ня­тые, это по сути тоже безработные.

Если при­ни­мать во вни­ма­ние миро­вые стан­дар­ты моло­до­го воз­рас­та, я имею в виду дан­ные Все­мир­ной орга­ни­за­ции здра­во­охра­не­ния, то гра­да­ция идет до 44 лет. Зна­чит, у нас в соста­ве без­ра­бот­ных казах­стан­цев удель­ный вес моло­де­жи чуть ли не поло­ви­на тру­до­спо­соб­но­го населения.

Самый глав­ный ресурс – моло­дежь, имея дипло­мы, но не имея рабо­ты, она про­сто про­па­да­ет. Как-то на Цен­траль­ном рын­ке Аста­ны позна­ко­мил­ся с пар­нем. У него крас­ный диплом, юрист – а рабо­та­ет арба­ке­ром, то есть тол­ка­ет тач­ки. Стыд­но за власть, что вот так вот мы раз­бра­сы­ва­ем­ся сво­им потен­ци­а­лом. Если гла­ва госу­дар­ства гово­рит, что было постро­е­но 800 пред­при­я­тий по про­грам­ме ФИИР, то где эти рабо­чие места? Если есть эта про­грам­ма, создай­те бес­плат­ное обра­зо­ва­ние, пере­ква­ли­фи­ка­цию моло­де­жи на какие-то тех­ни­че­ские спе­ци­аль­но­сти за счет госу­дар­ства. Вер­нет­ся в три раза боль­ше. Поче­му это­го нель­зя сде­лать? Поче­му моло­дежь надо заго­нять в такую ситу­а­цию, когда она не спо­соб­на думать о зав­траш­нем дне, она живет тем, как про­кор­мить­ся сего­дня. Она не зна­ет, как стро­ить семью, как рожать детей и сто­ит ли вооб­ще их рожать, пото­му что не зна­ет, суме­ет ли он, моло­дой чело­век с обра­зо­ва­ни­ем, со спе­ци­аль­но­стью, пол­ный сил, про­кор­мить их. О том, суме­ет ли он дать детям достой­ное обра­зо­ва­ние, он даже не сме­ет думать. Глав­ное – обес­пе­чить детям без­го­лод­ное суще­ство­ва­ние и кры­шу над голо­вой. Вот что страшно.

Я каж­дый день езжу в авто­бу­се. Если рань­ше раз или два раза в неде­лю видел, как моло­дой чело­век не может опла­тить про­езд, то сей­час толь­ко за один про­езд вижу несколь­ких «зай­цев» поне­во­ле. Кон­дук­то­ры уже не выса­жи­ва­ют их, пони­ма­ют все.

У нас народ не такой уж бес­че­ло­веч­ный. Я часто вижу, как вполне при­лич­но оде­тые моло­дые люди рано утром, когда еще не рас­све­ло окон­ча­тель­но, или под покро­вом ночи ковы­ря­ют­ся в мусор­ных кон­тей­не­рах. И это не бом­жи или бичи. Они копа­ют­ся в мусор­ке в тем­ное вре­мя суток, пото­му что им стыд­но. Как слу­чи­лось, что стра­на с такой бога­той куль­ту­рой, тра­ди­ци­я­ми, исто­ри­ей, при­род­ны­ми ресур­са­ми дока­ти­лась до этого?

«Нур Отан», «Ак жол», КНПК кичат­ся, что они у вла­сти, пон­ту­ют­ся, какие-то абстракт­ные циф­ры при­во­дят. Но это при их прав­ле­нии народ в таком поло­же­нии ока­зал­ся. Они вино­ва­ты в том, что мы сей­час нахо­дим­ся чуть ли не на послед­них местах по все­му миру. Какие убеж­де­ния, какая поли­ти­ка может быть в голо­ве моло­до­го чело­ве­ка, когда он хочет кушать, про­сто покушать?

 

– В моем вос­при­я­тии пар­тия «Нур Отан» – это пра­ви­тель­ство, пар­тия чинов­ни­ков. Как отде­лить пар­тию от правительства?

– Сра­щи­ва­ние обще­ствен­ных инсти­ту­тов от орга­нов госу­дар­ствен­ной вла­сти непоз­во­ли­тель­но, пото­му что появ­ля­ет­ся такое явле­ние, как авто­ри­та­ризм, поли­цей­ское кор­по­ра­тив­ное госу­дар­ство. К при­ме­ру, аким Аста­ны явля­ет­ся пред­се­да­те­лем город­ско­го фили­а­ла пар­тии «Нур Отан». Депу­та­ты мас­ли­ха­та, кото­рые долж­ны тре­бо­вать от аки­ма эффек­тив­но­го осво­е­ния бюд­жет­ных средств и т.д., в таких усло­ви­ях не могут ему пере­чить, пото­му что аким может их про­сто лишить член­ства в пар­тии. А у нас, как извест­но, все депу­та­ты мас­ли­ха­тов – выдви­жен­цы от «Нур Ота­на». Лиша­ет­ся член­ства в пар­тии – авто­ма­ти­че­ски лиша­ет­ся депу­тат­ско­го мандата.

Таким обра­зом, у нас внут­ри госу­дар­ствен­ных орга­нов нет дис­кус­сий по важ­ным для стра­ны и наро­да вопро­сам. Все реше­ния, кото­рые выгод­ны вла­сти, при­ни­ма­ют­ся импе­ра­тив­ным мето­дом. При этом зача­стую эти реше­ния не учи­ты­ва­ют инте­ре­сы и про­бле­мы про­сто­го насе­ле­ния. То есть полу­ча­ет­ся закры­тая кор­по­ра­ция госор­га­нов типа ЗАО. И этим хоро­шо при­кры­вать­ся. Как след­ствие, назре­ва­ет какой-то тупик.

Я счи­таю, такая систе­ма обре­че­на на то, что она закро­ет­ся окон­ча­тель­но, и когда весь этот мусор, хлам, кото­рый внут­ри копит­ся и не может най­ти выхо­да, когда-то лоп­нет. Но лоп­нуть она может опять-таки по-раз­но­му: или это будет какой-то двор­цо­вый пере­во­рот, или будут какие-то соци­аль­ные потря­се­ния – вари­ан­тов может быть мно­го, их нуж­но про­счи­ты­вать. ОСДП не раз заяв­ля­ла, что она гото­ва сесть за стол пере­го­во­ров, обсуж­дать про­бле­мы, помо­гать вла­сти решать про­бле­мы. Увы. Власть сопро­тив­ля­ет­ся тако­му диа­ло­гу с оппо­зи­ци­ей. Пола­гаю, нечем будет крыть.

 

– Мно­гие зада­ют­ся вопро­сом: в чем фено­мен пре­мье­ра Кари­ма Маси­мо­ва, что он так дол­го рулит казах­стан­ским пра­ви­тель­ством. Дей­стви­тель­но, в чем, на твой взгляд?

– Да нет ника­ко­го фено­ме­на Маси­мо­ва! Сам по себе он не фено­мен. Это обык­но­вен­ный функ­ци­о­нер, испол­ни­тель воли одно­го чело­ве­ка. И все его пра­ви­тель­ство такое же. Здесь умест­нее гово­рить о фено­мене Назар­ба­е­ва. Маси­мов абсо­лют­но не пат­ри­о­тич­ный чело­век. Зако­ны, раз­ра­ба­ты­ва­е­мые его пра­ви­тель­ством, прак­ти­че­ски анти­на­род­ные. Не спра­ши­ва­ют они мне­ние наро­да. Взять хотя бы вступ­ле­ние Казах­ста­на в Евразий­ский эко­но­ми­че­ский союз. Ни один депу­тат пар­ла­мен­та, ни один член пра­ви­тель­ства не заик­нул­ся, что необ­хо­ди­мо про­ве­сти рефе­рен­дум или хотя бы сде­лать насто­я­щий соцо­прос. Не тот, кото­рый они дела­ют и потом рису­ют резуль­та­ты – нужен ли нам этот Союз или нет. Прак­ти­че­ски ведь вся про­бле­ма сей­час в этом. Санк­ции про­тив Рос­сии – а мы при­це­пом туда же. Как хвост коме­ты – поле­тел и нас обжег.

 

– Как ты счи­та­ешь, изме­нит­ся ли что-то в поли­ти­че­ской систе­ме Казах­ста­на после пред­сто­я­щих 20 мар­та это­го года досроч­ных выборов?

– Фор­мат поли­ти­ки, конеч­но же, дол­жен поме­нять­ся. Инте­гра­ци­он­ные про­цес­сы, думаю, уси­лят­ся. Но все это будет свя­за­но с опе­ра­ци­ей «Пре­ем­ник». Все пре­крас­но пони­ма­ют, что сле­ду­ю­щий после Назар­ба­е­ва пре­зи­дент не будет таким же силь­ным, авто­ри­тар­ным, как он. Остав­лять пре­ем­ни­ку такие пол­но­мо­чия, какие сей­час Назар­ба­е­ву предо­ста­ви­ла Кон­сти­ту­ция, нель­зя. Это будет пагуб­но для систе­мы, кото­рую он создал. Сле­до­ва­тель­но, те шаги по кон­сти­ту­ци­он­ной рефор­ме, о кото­рых гово­рит Назар­ба­ев, логич­ны. То есть уре­зать пол­но­мо­чия пре­зи­ден­та, уси­лить пар­ла­мент. Таким обра­зом, он пере­стра­хо­вы­ва­ет­ся: его соб­ствен­ность, его авто­ри­тет, его семья, то, что он создал для себя – оно не будет под­вер­же­но каким-то изме­не­ни­ям, захва­ту или пере­рас­пре­де­ле­нию. Поэто­му фор­мат поли­ти­че­ских отно­ше­ний в Казах­стане изме­нит­ся однозначно.

 

– А мож­но ли ожи­дать опре­де­лен­ные потеп­ле­ния в поли­ти­ке в сто­ро­ну демо­кра­ти­за­ции после того, как осу­ще­ствят­ся какие-то поли­ти­че­ские реформы?

– Я не исклю­чаю. А до это­го момен­та все будет так же закры­то, как мы уже гово­ри­ли. Все будет в импе­ра­тив­ном порядке.

Поли­то­ло­гия как нау­ка отме­ча­ет, что в пери­од каких-то пере­мен авто­ри­тар­ная систе­ма, осо­бен­но пра­вя­щая эли­та, кото­рая нахо­дит­ся в этой систе­ме, как нико­гда, быва­ет инте­гри­ро­ва­на. Даже если внут­ри нее есть какие-то рас­хож­де­ния насчет того, как надо рас­пре­де­лять финан­со­вые и дру­гие пото­ки, они все рав­но нико­го посто­рон­не­го в эту систе­му не впу­стят, пока меж­ду собой не раз­бе­рут­ся. Любые попыт­ки вме­ша­тель­ства в их игры будут пре­се­кать­ся на кор­ню. Все авто­ри­тар­ные систе­мы так работают.

Потом что-то может изме­нить­ся, может появить­ся несо­глас­ный с резуль­та­та­ми пере­рас­пре­де­ле­ния оли­гарх или из кла­на кто-то взду­ма­ет вый­ти. Все рав­но будет часть эли­ты, кото­рая ока­жет­ся недо­воль­ной раз­ме­ром сво­е­го кус­ка пиро­га. Поняв все это, и что­бы как-то защи­тить свое нажи­тое (поли­ти­ка же стро­ит­ся на эко­но­ми­ке), они будут вынуж­де­ны пой­ти в поли­ти­ку. Поэто­му я не исклю­чаю, что через два-три года про­изой­дет новый виток раз­ви­тия оппо­зи­ци­он­но­го движения.

 

– При таком слу­чае како­ва зада­ча нынеш­ней оппо­зи­ции, как ты ее представляешь?

– Наша зада­ча в целом – мак­си­маль­но объ­еди­нить­ся, несмот­ря ни на какие раз­но­гла­сия, кото­рые у нас были. Мы долж­ны удер­жать нишу обще­ния с наро­дом и пред­став­ле­ния инте­ре­сов наро­да. И в этот момент мы долж­ны выра­бо­тать опре­де­лен­ную так­ти­ку и поли­ти­ку, что­бы прий­ти к вла­сти и реа­ли­зо­вы­вать свою про­грам­му дей­ствий. И этот момент ста­нет реша­ю­щим. А сей­час повли­ять на ситу­а­цию мы не смо­жем. Пото­му что власть в Казах­стане очень закры­та. Но хочу заме­тить, все бит­вы выиг­рать невоз­мож­но, одна­ко при пра­виль­ной стра­те­гии ситу­а­ция посте­пен­но может измениться.

Кро­ме того, не нуж­но забы­вать о смыс­ло­вом содер­жа­нии все­го того, о чем мы с вами гово­ри­ли выше. Об идео­ло­гии, кото­рая в Казах­стане так и не сло­жи­лась. Понят­ное дело, что наци­о­наль­ная идео­ло­гия – это мно­го­ве­ко­вая рабо­та моз­гов интел­ли­ген­ции и интел­лек­ту­аль­ной эли­ты, очень мно­го вре­ме­ни потре­бу­ет­ся в плане под­го­тов­ки, может, лет 10–20, что­бы была сфор­ми­ро­ва­на наци­о­наль­ная идея. Это будет труд­но. Но рабо­тать надо.

 

– А «Мәң­гілік ел», «100 шагов», так назы­ва­е­мая «инсти­ту­ци­о­наль­ная рефор­ма» – они что, по-твоему?

– Та идео­ло­гия, кото­рую пред­ла­га­ет нам нынеш­няя власть, заме­на этой идео­ло­гии каки­ми-то крат­ко­сроч­ны­ми про­грам­ма­ми, не соот­вет­ству­ет дей­стви­тель­но­сти. Она не выво­дит ни народ, ни стра­ну на какой-то новый уро­вень. Она не может отве­тить на вызо­вы совре­мен­но­сти. Гло­ба­ли­за­ция, интер­не­ти­за­ция, авто­ма­ти­за­ция, раз­ви­тие каких-то аль­тер­на­тив­ных про­из­водств – власть ниче­го не дела­ет в этом плане. Она не может отве­тить даже на вопрос, для чего вооб­ще Казах­стан в мире суще­ству­ет. «Казах­стан-2030», «Казах­стан-2050», идео­ло­гия Евразий­ства – мы сей­час видим, что все это идет в нику­да. Мы по наклон­ной не про­сто катим­ся, мы в яму летим.

Госу­дар­ствен­ной вла­сти нуж­на новая идео­ло­гия, кото­рая бы внят­но объ­яс­ни­ла про­сто­му наро­ду, что госу­дар­ство, чинов­ни­ки долж­ны стать соци­аль­но ответ­ствен­ны­ми. В первую оче­редь, пора думать о наро­де, потом уже все осталь­ные вещи – поли­ти­ка и пр. Сна­ча­ла нуж­но обес­пе­чить народ.

Вот гово­рят, осо­бен­но на рос­сий­ских ТВ-кана­лах: загни­ва­ю­щий Запад, Евро­па. Возь­ми­те Фин­лян­дию или Швей­ца­рию. Закон о без­услов­ных дохо­дах насе­ле­ния. В Швей­ца­рии 2,5 тыс. евро каж­дый будет полу­чать в месяц, в Фин­лян­дии – 800 евро. Это есть загни­ва­ю­щий Запад? Госу­дар­ство пла­тит сво­е­му граж­да­ни­ну про­сто за то, что он есть. При­чем там нет неф­тя­ных сква­жин. У нас же, имея нефть, газ, дру­гие при­род­ные дан­ные, за все это надо бороть­ся. Допу­стим, жен­щи­ны спра­ши­ва­ют, как рожать, имея 15 тыс. тен­ге, все­го 30 евро? То есть мы видим, что госу­дар­ство абсо­лют­но без­от­вет­ствен­но перед сво­им наро­дом. И эту идео­ло­гию поваль­ной без­от­вет­ствен­но­сти надо менять.

Та сила, кото­рая пред­ло­жит более рабо­то­спо­соб­ную, более жиз­не­спо­соб­ную идео­ло­гию, в кото­рой про­стой чело­век смо­жет най­ти себя, заду­мать­ся: да, если эта пар­тия при­дет после выбо­ров к вла­сти и сде­ла­ет то-то и то-то, к при­ме­ру, отме­нить част­ную соб­ствен­ность на зем­лю или повы­сит соци­аль­ные посо­бия, пен­сии в разы, чем это дела­ет­ся сей­час, когда повы­ше­ние пен­сий и соци­аль­ных посо­бий в наро­де назы­ва­ют назар­ба­ев­ской подач­кой, – то за эту пар­тию надо голо­со­вать, за этой поли­ти­че­ской силой мож­но идти – рядом с ней и под ее знаменами.

Сей­час дей­ству­ю­щая власть ниче­го это­го не пред­ла­га­ет, и люди, осо­бен­но в аулах, кро­ме назар­ба­ев­ско­го «Нур Ота­на», ниче­го не зна­ют. Искать аль­тер­на­тив­ную инфор­ма­цию они не име­ют воз­мож­но­сти – или в силу инер­ции, разо­ча­ро­ван­но­сти, или в силу заси­лья (изви­ни­те за тав­то­ло­гию) «Хаба­ра» с «Казах­ста­ном», «Ел арной» и про­чи­ми теле­ка­на­ла­ми, где тои, празд­ни­ки, пес­ни и пляс­ки круг­лый год, газе­та­ми «Еге­мен Қаза­қстан» и «Казах­стан­ская прав­да», чьи ста­тьи про­чи­та­ешь и хва­та­ешь­ся за голо­ву: в какой, ока­зы­ва­ет­ся, самой рас­пре­крас­ной, пра­во­вой, спра­вед­ли­вой и про­цве­та­ю­щей стране мы живем!

Такая откро­вен­но лжи­вая про­па­ган­да, круг­лые сут­ки уша­та­ми зали­ва­е­мая в моз­ги и уши про­стых людей, лишен­ных аль­тер­на­тив­ной инфор­ма­ции, зом­би­ру­ю­ще дей­ству­ет на созна­ние одних и оже­сто­ча­ет дру­гих. Ведь про­стые люди, спо­соб­ные адек­ват­но ана­ли­зи­ро­вать все эти «кра­со­ты» и реа­лии сво­ей жиз­ни, не верят ни одно­му сло­ву госу­дар­ствен­ных и оли­гар­хи­че­ских средств мас­со­вой про­па­ган­ды. Оппо­зи­цию, да и вооб­ще вся­кое ина­ко­мыс­лие на казах­стан­ское теле­ви­де­ние не под­пус­ка­ют на пушеч­ный выстрел. Табу.

Самый све­жий при­мер – реги­стра­ция пар­тий­но­го спис­ка. Пока­за­ли все пар­тии, даже их съез­ды. Я смот­рел «Хабар». В новост­ном бло­ке на рус­ском язы­ке нас не пока­за­ли, выда­ли в эфир все­го одну фра­зу: в Цен­триз­бир­ком ОСДП сда­ла спи­сок сво­их кан­ди­да­тов послед­ней. Уже пред­взя­то, уже отсут­ствие рав­ных стар­то­вых воз­мож­но­стей в СМИ. Думаю, ЦИК дол­жен обра­тить на это вни­ма­ние и пре­се­кать подоб­ные вещи. Если мы гово­рим о поли­ти­че­ской кон­ку­рен­ции, власть долж­на обес­пе­чить рав­ные усло­вия для такой кон­ку­рен­ции, а не зани­мать­ся битьем сво­их поли­ти­че­ских оппо­нен­тов испод­тиш­ка силой сосре­до­то­чен­ных в ее руках адми­ни­стра­тив­ных, медий­ных и про­чих ресурсов.

 

– Асхат, осо­бый раз­го­вор о рож­де­нии дви­же­ния «Анти­геп­тил». Насколь­ко мне пом­нит­ся, имен­но аста­нин­ский фили­ал ОСДП сто­ял у его истоков.

– Слу­чай с «Анти­геп­ти­лом» мож­но счи­тать уни­каль­ным. До это­го момен­та не встре­чал ана­ло­гов рож­де­ния подоб­но­го рода граж­дан­ско­го дви­же­ния в исто­рии неза­ви­си­мо­го Казах­ста­на. Раз­ве что анти­ядер­ное дви­же­ние «Нева­да-Семей», но кото­рое, как извест­но, обра­зо­ва­лось до рас­па­да СССР.

У нас все нача­лось с момен­та кру­ше­ния раке­то­но­си­те­ля «Про­тон» 2 июля 2013 года. Пом­ню, как мы, горст­ка моло­дых и не очень моло­дых людей, воз­му­щен­ные оче­ред­ным паде­ни­ем «Про­то­на» на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, собра­лись и реша­ли, что делать, как дове­сти до казах­стан­ской и миро­вой обще­ствен­но­сти всю пагуб­ность исполь­зо­ва­ния геп­ти­ла при запус­ках «Про­то­на» с казах­стан­ской тер­ри­то­рии. Ведь Рос­кос­мос отка­зал­ся от исполь­зо­ва­ния это­го топ­ли­ва при запус­ке раке­то­но­си­те­ля с рос­сий­ской тер­ри­то­рии, ска­жем, в Яку­тии. К сло­ву, ваша газе­та об этом хоро­шо писала.

Тогда мы вышли на акцию про­те­ста и с пла­ка­та­ми при­шли к посоль­ству РФ в Астане. А там уже сто­я­ли авто­бу­сы с «омо­нов­ца­ми», вся тер­ри­то­рия была оцеп­ле­на. Но что было уди­ви­тель­но: на этот раз ребя­та в каму­фля­жах не ста­ли запи­хи­вать нас по авто­за­кам, а мол­ча наблю­да­ли за всем про­ис­хо­дя­щим. Один «омо­но­вец», когда я пошу­тил по это­му пово­ду, тихо ска­зал: мы же тоже пони­ма­ем, что про­ис­хо­дит, ребя­та, не пере­жи­вай­те, мы в душе с вами. Вот такое было.

На дан­ный момент «Анти­геп­тил» объ­еди­ня­ет в себе раз­ных по взгля­дам, поли­ти­че­ской ори­ен­та­ции, воз­рас­ту людей. Наши акции доста­точ­но широ­ко извест­ны обще­ствен­но­сти. И не без осно­ва­ния, с уве­рен­но­стью гово­рю, что бла­го­да­ря «Анти­геп­ти­лу» мно­гие и мно­гие граж­дане Казах­ста­на узна­ли об эко­ло­ги­че­ских про­бле­мах, свя­зан­ных с этим ядом. Хочу обра­тить вни­ма­ние на то, что после наших акций про­те­ста и по пред­ло­же­ни­ям дви­же­ния «Анти­геп­тил» и фили­а­ла ОСДП рос­сий­ская и казах­стан­ская вла­сти рас­смат­ри­ва­ют вопро­сы по запус­ку «Про­то­на» на геп­ти­ло­вом топ­ли­ве с огляд­кой на наши инициативы.

Посмот­ри­те, какая ситу­а­ция в реги­оне, где регу­ляр­но или пери­о­ди­че­ски пада­ет «Про­тон». На зем­ле тра­ва не рас­тет, вода загряз­не­на. Общал­ся с жен­щи­на­ми, житель­ни­ца­ми тех рай­о­нов, они сооб­ща­ли, что мест­ные вра­чи убеж­да­ли делать абор­ты при бере­мен­но­сти до трех меся­цев. Падеж ско­та. В осо­бен­но­сти сай­га­ков – это резуль­тат исполь­зо­ва­ния геп­ти­ла. В про­шлом году дви­же­ние «Анти­геп­тил», Аста­нин­ский фили­ал ОСДП, про­сто актив­ные граж­дане орга­ни­зо­ва­ли «Экс­пе­ди­цию Прав­ды» по местам паде­жа сай­га­ков. Резуль­та­ты экс­пе­ди­ции были пре­зен­то­ва­ны в филь­ме. Мате­ри­а­лы и интер­вью людей дока­зы­ва­ют, что геп­тил – все­му причина.

Я гор­жусь тем, что мы смог­ли орга­ни­зо­вать такое дви­же­ние. Точ­но знаю, что вла­сти уже спо­кой­но спать не смо­гут, зная, что есть такое дви­же­ние. Уве­рен, будут еще тща­тель­ней пла­ни­ро­вать запуски.

 

– Кто твой поли­ти­че­ский кумир?

– Вопрос инте­рес­ный. Каж­дый мой кумир в поли­ти­ке хорош по-сво­е­му. Сра­зу хотел бы выде­лить пер­во­го пре­мьер-мини­стра Син­га­пу­ра Ли Куан Ю. Он создал госу­дар­ствен­ные адми­ни­стра­тив­ные орга­ны, кото­рые рабо­та­ли так эффек­тив­но, что пол­но­стью уни­что­жи­ли кор­руп­цию, что при­ве­ло Син­га­пур к «эко­но­ми­че­ско­му чу­ду». Мне это нра­вит­ся. В Казах­стане тема кор­руп­ции тоже акту­аль­на. Появил­ся бы такой лидер – всем было бы хоро­шо, кро­ме, кор­руп­ци­о­не­ров, конечно.

Мне не про­сто нра­вит­ся, я вос­хи­ща­юсь Жума­бе­ком Таше­но­вым. Он рабо­тал пред­се­да­те­лем Пре­зи­ди­у­ма Вер­хов­но­го Сове­та, затем пред­се­да­те­лем Сове­та мини­стров Казах­ской ССР. Силой сво­ей при­рож­ден­ной дипло­ма­тии, силой сво­е­го сло­ва, силой сво­ей убеж­ден­но­сти он не допу­стил, что­бы Казах­стан раз­дер­ба­ни­ли по тер­ри­то­ри­аль­ным кус­кам – той же Рос­сии, тому же Узбе­ки­ста­ну. Он это сде­лал! Ради сво­ей Роди­ны – Казах­ста­на он не побо­ял­ся пой­ти на откры­тую кон­фрон­та­цию с самим Ники­той Хру­ще­вым. Он пожерт­во­вал сво­ей даль­ней­шей лич­ной карье­рой, но сохра­нил 5 обла­стей Север­но­го Казах­ста­на в соста­ве нашей стра­ны. Жума­бек Таше­нов – это при­мер для под­ра­жа­ния буду­щим и нынеш­ним пра­ви­те­лям наше­го госу­дар­ства. Они долж­ны учить­ся у него пат­ри­о­тиз­му. Кста­ти, в мар­те это­го года ему испол­нил­ся бы 101 год.

 

– Сим­во­лом Аста­ны счи­та­ют «Бай­те­рек»…

– Я знаю, что счи­та­ет­ся сим­во­лом Аста­ны. Это – ветер. Ветер степ­ной, воль­ный, с ног сби­ва­ю­щий. С запа­хом Сво­бо­ды. Ветер пере­мен. Это самый луч­ший символ.

 

– Кого и что читаешь?

– Читаю, в основ­ном, фило­со­фов. Я вооб­ще клас­си­ку не очень люб­лю читать, хотя читал ее мно­го. И Алтын­бек Сар­сен­ба­ев поучал меня читать клас­си­ку, когда в Алма­ты с ним рабо­тал. Раз­ные кни­ги читаю, но боль­ше все­го фило­со­фия нра­вит­ся. Пото­му что счи­таю: она учит мыслить.

 

Жума­би­ке ЖУНУСОВА,

«

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн