Сегодня день рождения Асхата Шарипжанова – независимого журналиста, который погиб при загадочных обстоятельствах летом 2004 года.
Его статьи, написанные ранее, не теряют актуальности и сейчас и были всегда к месту тогда, когда он был корреспондентом газеты «СолDAT» – предшественницы «Общественной позиции».
Предлагаем вам убедиться в этом и вспомнить талантливого публициста, прочитав материал из его книги «Отпуск, уходящий в вечность».
Новый президент – не за горами, но, возможно, он будет декоративным
Итак, Нурсултан Назарбаев на съезде «Отана», прошедшем в Астане 12 марта, публично провозгласил себя председателем этой партии. Бывший исполняющий эти обязанности Амангельды Ермегияев избран его освобожденным заместителем. Появились еще два зама — спикер Мажилиса Жармахан Туякбай и экс-вице-премьер, а ныне «казахмысовец» Александр Павлов.
Причем, согласно новому партийному уставу, назначение на все ключевые посты в партии «Отан» (замы председателя и региональные лидеры) — прерогатива исключительно председателя этой партии. Назарбаев в своем выступлении перед делегатами специально подчеркнул этот момент.
Казалось бы, ну и что? Президент РК и раньше считался неофициальным лидером этой партии, ее почетным председателем. И именно потому должности Сергея Терещенко, а затем Амангельды Ермегияева так и назывались — «и.о.».
Оно вроде бы все и ничего, да вот закавыка: согласно Конституции РК, глава государства не имеет права возглавлять ни одну политическую партию страны. И думать, что Нурсултан Назарбаев попросту забыл этот факт, было бы, мягко говоря, наивно…
Автор этих строк неоднократно пытался размышлять в газете «СолDат» и в «Нави» на тему передачи высшей государственной власти в РК Нурсултаном Назарбаевым своему преемнику без всякого ущерба для безопасности как своей личной, так и семейной. И каждый раз приходил к одному и тому же выводу — эта миссия практически невыполнима. Поскольку особенности казахстанского политического менталитета таковы, что президент РК попросту в этом плане не может доверяться никому. Особенно – при передаче «Нурсултану‑П» своей супервласти в неизменном виде, без урезания полномочий нового президента и передачи части своих былых полномочий парламенту.
Но и этот вариант «политического обрезания» отнюдь не гарантирует безопасности Назарбаева и его Семьи: слабый президент и «бесконтрольный» парламент — этот коктейль будет покруче «молотовского» из-за своей непредсказуемости!
Отсюда неумолимо вытекал только единственный вывод: Нурсултан Абишевич попросту обречен на пожизненный президентский срок. Либо на передачу власти своему кровному родственнику, наподобие азербайджанского варианта. Например — своей дочери Дариге или племяннику Кайрату Сатыбалды (одно время алматинские «пикейные жилеты» всерьез муссировали и такой вариант).
Однако и эти варианты отнюдь небезупречны. Первый – в силу юридических проблем и технических «заморочек» при его воплощении в реальность. Второй — в силу личностных особенностей кандидатов, могущих не устроить исконно вольнолюбивую казахскую элиту, признающую только очень сильную руку. А заботливый папа или дядя, как и все мы, грешные, увы, не вечен…
Но, кажется, «Нурсултан и его команда» смогли решить эту сложнейшую задачу, причем до гениальности просто и красиво. И магическим «иксом», снимающим все проблемы, оказалась… парламентская республика!
Новый президент в таком новом государстве будет исполнять чисто представительские функции. А «большие дела» будут делать премьер-министр и члены его кабинета, назначаемые парламентом.
А кто же будет «рулить» самим парламентом, в том числе и спикерами двух его палат? Правильно — партия, получившая на выборах львиную долю депутатских мандатов! А если она — «вождистского» типа, то точнее — ее всемогущий лидер, царствующий в ней безраздельно! Ведь его партийные полномочия регулируются не Конституцией, внесение изменений в которую — дело громоздкое и чреватое всякими нежелательными сюрпризами, а Уставом партии и только им.
Быть пожизненным партийным лидером не могут запретить никакой Конституционный совет, Верховный суд или Генеральный прокурор. Это, что называется, личное дело партии, в данном случае, «Отана» – кого и в течение какого времени держать в качестве вождя.
Картина большинству поколений казахстанцев знакома до боли — правящая (тогда единственная и неповторимая) партия и ее всемогущие генсеки, которые покидали свой партийный «трон» только в гробу, ногами вперед. Правда, они порой рулили государством и официально, в качестве главы ВСНХ, Председателя совета Министров или Президента СССР…
Мы были глухи к пророческим откровениям Ертысбаева?
Не столь уж важно, кто придумал эту комбинацию: сам Нурсултан Назарбаев, работники его администрации или московские политтехнологи. Главное, что она легко и красиво решает проблему легитимности пожизненного руководства Республикой Казахстан нынешним президентом (или теперь пока еще президентом?).
И если оглянуться с этой точки зрения в недавнее прошлое, то многое становится понятным.
Например, столь спешное, почти ураганное, создание партии «Асар» под руководством Дариги Назарбаевой. И заявление самой дочери президента о том, что оппозиция может отдыхать, потому что ее отец будет возглавлять государство еще в течение 10 лет. Или ее заявка на завоевание «Асаром» парламентского большинства.
Большинства, конечно же, не будет. Но заполонение парламента депутатами от провластных партий — «Отана», Гражданской и Аграрной партии, а теперь и «Асара» — обеспечит стопроцентное послушание высшего органа законодательной власти в стране новому воплощению былой КПСС и его лидеру.
Вариант перехода к «управляемому парламентаризму», возможно, объясняет и причины возвращения Алтынбека Сарсенбаева из России в Казахстан и его молниеносное избрание сопредседателем «Ак Жола»: администрации президента РК мог понадобиться свой «глаз» и «рука», прокладывающая маршрут «Светлого пути» в нужном для власти направлении.
Поскольку эта партия за два года набрала весьма весомую силу, среди ее лидеров могло произойти «головокружение от успехов», а сюрпризы власти в такое горячее время совсем не нужны…
Этот «парламентский» вариант так же логично объясняет и причины раскола в Компартии. Если бы никаких радикальных изменений в госстроительстве не ожидалось, то этот раскол власти и не понадобился бы. Пара-тройка депутатов от КПК никогда погоды в давно уже «карманном» парламенте не делала, зато придавала ему легкий демократический флер.
Зато теперь, когда парламент должен стать главным органом власти в стране, ни один коммунист в него не должен пройти. И, возможно, именно потому Ерасыл Абылкасымов после аудиенции у Назарбаева вдруг воспылал жаждой стать коммунистом, а Косарев сотоварищи вдруг решились отколоться от КПК и создать свою партию — КНПК…
Чтобы там ни говорили о новоявленных «отщепенцах», они в политике — не первый день. И наверняка понимали, что этот шаг перед грядущими парламентскими выборами является не только политическим «убийством» Абдильдина и Тохтасынова, но и политическим «самоубийством» для них самих. Потому, что в новый парламент свежеиспеченная КПРК, как и КПК (даже если ее и быстренько зарегистрируют), не сможет пройти из-за разброда в умах испытанных избирателей – коммунистов и сочувствующих идеям коммунизма. Плюс ярлык «могильщиков Компартии»…
Но, видимо, «раскольникам» сверху поступило предложение, от которого невозможно было отказаться в силу тех или иных причин.
А еще становятся понятными недавние слова Ермухамета Ертысбаева о том, что «перебежчики» из «Отана» в «Асар» и «Ак жол» будут осенью кусать локти, но будет уже поздно. Вестимо, лишиться билета, удостоверяющего принадлежность к реально правящей партии, – о‑очень большая потеря! Так же, как его же слова о том, что все акимы и другие большие чиновники станут действующими членами «Отана», способствующими (законными средствами) победе «своих» кандидатов в парламент в регионах.
И, наконец, становится понятным назначение главным сенатором вернейшего и преданнейшего «нурсултановца» Нуртая Абыкаева и замом председателя партии «Отан» спикера Мажилиса Жармахана Туякбая. Эти меры гарантируют полный контроль над парламентом в момент принятия судьбоносного решения о переходе Республики Казахстан к парламентаризму.
И, вполне возможно, что это решение будет принято вот-вот: до летних каникул рукой подать, а там уже — выборы в новый парламент нового государства. Может быть, поэтому и было затянуто до весны принятие нового закона «О выборах»?
Естественно, что в такой момент менять человека на посту главы Центризбиркома — политической смерти подобно. Испытанная Загипа Балиева, как никогда, будет нужна власти в этот воистину судьбоносный момент.
И потому в бумажных и электронных СМИ РК и была проведена ее пиар кампания в стиле «Мэри Поппинс из Тургеня», рисующая Загипу-ханум в виде белой и пушистой леди Совершенство…
- P.S. Все это, конечно же, только версия, причем — весьма фантастичная. Но кое-какие основания для принятия ее в качестве реальной все же есть, согласитесь.
- Причем этот вариант так же легко и красиво решает вопрос престолонаследия. В момент «X» правящей партией вместо «Отана» становится «Асар» во главе с Даригой Назарбаевой, и все пойдет по испытанному кругу. А пока она будет проходить в парламенте под чутким отцовским руководством «курс молодого Генсека»…