«Общественная позиция»
(проект «DAT» №3 (367) от 26 января 2017 г.
Cкандал
Выносимые судебные решения в отношении общественных деятелей в современном Казахстане наводят на мысль, что Фемиде от стыда хочется снять повязку и посмотреть в глаза нашим судьям.
В стране назревает очередной скандал, но уже с участием боксеров. Надеемся на то, что суд благосклонно отнесется к чаяниям спортсменов, которые просят вернуть свои призовые, заработанные кровью и потом, в прямом смысле этого слова.
По сообщениям республиканских СМИ, боксеры-чемпионы WSB подали в суд на профессиональный боксерский клуб «Astana Arlans», обвинив его руководство в невыплате призовых в размере 400 тысяч долларов США за победу в пятом сезоне Всемирной серии бокса WSB. Истцами по делу выступают 24 человека, в том числе Ерик Альжанов, Самат Башенов, Бейбит Есжанов, Мардан Берикбаев, Жомарт Ержан, Мухамеджан Еркин, Кайрат Ералиев, Мирас Жакупов, Нурдаулет Жарманов, Ержан Мусафиров, Закир Сафиуллин и Мейрболат Тоитов. Чтобы внести ясность в ситуацию, мы связались с экс-главным тренером боксерского клуба «Astana Arlans» Бейбитом Есжановым (на фото).
– Бейбит мырза, расскажите, пожалуйста, вкратце о самом клубе профессионального бокса «Astana Arlans» и складывающейся вокруг нее ситуации в целом, в том числе и о проблемах спортсменов.
– Клуб «Astana Arlans» создан Казахстанской Федерацией бокса в 2010 году. Спустя три года его передали в президентский клуб «Астана» под патронажем АО «ФНБ Самрук-Казына». С того момента и начались проблемы у клуба, причем совсем не спортивного характера. В этих условиях стало невозможно дальше работать, месяцами задерживалась зарплата. Особенно если учесть, что боксерский сезон длится всего 5 месяцев. То есть в январе начали, а в конце мая закончили. Оставшиеся 7 месяцев мы сидим дома без зарплаты. Ну, это же не дело, у нас тоже есть семьи и родители, которым надо помогать. Поэтому, несмотря на то, что я стоял у истоков создания клуба и являлся главным тренером, я был вынужден принять решение оставить клуб.
Что касается поданного судебного иска, то в 2015 году клуб «Astana Arlans» стал победителем Всемирной серии бокса (WSB). В качестве главного приза AIBA выделила призовые в сумме 400 тысяч долларов США, из которых некоторую часть перечислили Федерации бокса Казахстана, а остальные деньги должны были поделить между спортсменами и работниками клуба. Однако эти деньги до спортсменов так и не дошли, что и стало причиной их обращения в судебные инстанции.
– А сколько боксеров и тренеров состоят в клубе?
– Я не располагаю сведениями нынешнего штата клуба, так как произошли сокращения, но в 2015 году в клубе было 30 боксеров и 6 тренеров, если включить медработников и менеджеров, то насчитывалось около 50 человек. Сейчас, по моим предположениям, осталось 4 тренера и чуть больше 20 боксеров.
– Как и на что живут спортсмены? Оказывается ли поддержка со стороны государства?
– Со стороны государства никакой поддержки нет. А бюджет клуба утверждается в начале сезона. Поскольку клуб находится под патронажем АО «Самрук-Казына», то и защита бюджета осуществляется непосредственно перед руководством фонда. Обеспечение клуба осуществляется только в период сезона, то есть заработная плата спортсменов и тренеров выплачиваются только полгода.
– Можно ли сделать вывод, что традиционное мнение о том, что боксеры-чемпионы являются состоятельными людьми и купаются в роскоши, ошибочно?
– Да, вы правы. У боксеров есть деньги только в период сезона, а в остальное время они представлены сами себе.
– А на что они тогда живут? Может, подрабатывают на тренерской работе или выступают в каких-то других соревнованиях?
– Если есть заинтересованность в наших боксерах со стороны региональных федераций, то еще есть какая-то поддержка. А если ее нет, то я даже не знаю, на что и как они живут. Каждый сам по себе выживает. У многих есть кредиты, которые еще больше усугубляют ситуацию.
– В чем заключается проблема, почему выделенные деньги не дошли до законного адресата, то есть до боксеров и тренерского состава?
– Как раз-таки ответ на этот вопрос нас очень интересует. Но его необходимо задать непосредственно руководству фонда «Самрук-Казына» в лице нынешнего сенатора Дархана Калетаева в его бытность управляющим директором фонда.
– Помимо невыплаты призовых денег, какие существуют проблемы в клубе?
– Как я уже сказал, первые проблемы у клуба «Astana Arlans» начались, когда его передали в состав президентского клуба «Астана». Мы столкнулись с тем, что месяцами задерживали зарплату, по полгода тянули выплату премиальных. За время существования клуба сменилось 6 президентов! О чем это говорит? Это говорит о том, что наши чиновники не умеют ни работать, ни руководить! Особенно в спорте.
– Если не секрет, сколько получает среднестатистический боксер клуба?
– Насколько мне известно, произошло сокращение размера заработной платы спортсменов. Но в хорошие времена, в зависимости от класса боксёров, они получали приличные зарплаты, но это, конечно, по казахстанским меркам. У иностранных спортсменов совсем другие цифры. Например, олимпийский чемпион Данияр Елеусинов получал 700 тысяч тенге. Средний боксер получал 400 тысяч. В настоящее время с учетом сокращения бюджета боксер получает около 200 тысяч тенге. Но точную цифру назвать не могу.
– Многие любители бокса, в том числе читатели нашей газеты, внимательно наблюдают за вашей ситуацией. Есть ли у вас пожелания для них?
– Мы в лице вашей газеты «Общественная позиция» просим поддержки со стороны наших болельщиков, чтобы поддержали нашу команду в это непростое для спортсменов время. Вот такое у нас пожелание.
– Спасибо вам за интервью!
Азамат
ШОРМАНХАНУЛЫ,
«D»
От редакции: Мы будем внимательно следить за ходом судебного процесса и освещать его на страницах нашей газеты. Мы не можем утверждать, кто «приделал ноги» к призовым 400 тыс. долларам США, но раз это произошло при Дархане Калетаеве в его бытность управляющим директором фонда «Самрук-Казына», то логично утверждать, что часть вины лежит и на нем. Остается только напомнить господину Калетаеву его же жизненные принципы, которые он озвучил в одном из своих интервью: «Не обманывать, не обещать того, что не смогу сделать. Если пообещал, буду делать все от меня зависящее».