«Общественная позиция»
(проект «DAT» №27 (344) от 07 июля 2016 г.
Земля раздора: за и против
Самая сложная тема последних недель – земельная реформа. На фоне роста гражданской активности и бурного обсуждения темы на площадках соцсетей пока хранило молчание одно из крупнейших аграрных объединений страны – Союз фермеров Казахстана. Сегодня глава СФК отвечает на вопросы о земельной реформе.
– Ауезхан Камешевич, скажите честно, почему всегда активный Союз фермеров Казахстана в этот раз, говоря простым языком, «поймал тишину», и это на фоне активного, бурного обсуждения земельной реформы в обществе?
– Да, мы держали некоторую паузу, хотя мой телефон разрывался, а в приемной – куча запросов и писем от журналистов. И несколько коротких комментариев в СМИ мы все-таки дали… Во-вторых, чтобы что-то говорить от имени организации, я должен заручиться «поддержкой большинства», то есть такие сложные вопросы мы должны обсуждать внутри, а потом только я могу озвучить какие-то позиции Союза фермеров в прессе. Поэтому, только обсудив проблему с членами центрального совета СФК, с нашими экспертами, с коллегами, я сейчас сижу перед вами и готов ответить на ваши вопросы.
– Хорошо. Давайте по порядку. Почему земельная реформа от Минэкономики, что называется, «не пошла»?
– Год назад мы настойчиво просили не торопиться, привлечь к обсуждению нововведений экспертное сообщество и главное – рядовое население. Есть в Интернете, в СМИ наши прошлогодние выступления: мы направляли письма наверх, обращались к депутатам парламента РК, призывая чиновников провести широкую разъяснительную и аналитическую работу, рассчитав все вероятные последствия нововведений. То, о чем совсем недавно говорил и президент страны. Но наш голос не был услышан. А в результате – митинги на площадях и возмущение в социальных сетях. Хотя сейчас, конечно, страсти немного улеглись.
Более того, изначально ведь Министерство национальной экономики предлагало казахстанским фермерам выкупить арендованные земли в течение года и причем за полную стоимость. Это абсурд! Фермеры ежегодно берут кредиты, только чтобы посеяться, а тут такие расходы. Если я правильно помню, то называлась сумма в 500–600 млрд тенге, которые нужны фермерам для выкупа земли в частную собственность. Для каждого отдельного фермера – затраты на покупку земли слишком велики, но для государства эти 500–600 млрд тенге – не такие уж большие деньги, так почему бы вообще не раздать землю бесплатно тем фермерам, кто работает на земле больше 10 лет и рационально её использует? Во избежание спекуляций можно было бы запретить перепродажу земли в течение 15–20 лет и прописать другие инструменты для защиты национальных интересов…
– Вот с этого места, как говорится, поподробнее. Вы против аренды или продажи земли иностранным гражданам?
– Для начала давайте уясним одну вещь – закон не позволяет иностранцам выкупать казахстанскую землю в частную собственность. Да, для нерезидентов продлены сроки возможной аренды с 15 до 25 лет. Почему продлены сроки? Это, я думаю, понятно. Таким образом интерес к аренде должен вырасти, то есть инвесторы будут уверены в том, что их вложения оправдаются и у них будет время не только окупить проекты, но и заработать на них, что в принципе логично.
– То есть СФК в целом поддерживает идею аренды земли иностранцами?
– До сегодняшнего дня – да. Союз фермеров Казахстана не против аренды земли иностранцами, однако мы настаивали и настаиваем, что необходимо выставить законодательные преграды против спекуляции землей, против коррупции, чтоб механизмы аренды земли были прозрачными, чтобы каждый желающий мог зайти и посмотреть в едином электронном кадастре данные о конечных землепользователях.
Есть ещё вопросы. Например, по лимиту применения иностранной рабочей силы, по увеличению ширины приграничной полосы земли, которая не подлежит аренде и так далее. Более того, не так давно мы обсуждали этот вопрос на заседании Комитета агропромышленного комплекса НПП и пришли к выводу, что оптимальной была бы схема «5 лет + 10 лет +10 лет», то есть первоначально дать на 5 лет в аренду, если условия аренды соблюдаются, исполняются все требования, то можно дать в аренду на 10 лет и потом ещё раз продлить срок аренды на 10 лет. При этом давать землю в аренду в случае производства органической продукции при сельхозпроизводстве или внедрения высокотехнологического и инновационного производства по переработке сельскохозяйственной продукции. Таким образом национальные интересы были бы соблюдены. При этом, если для казахстанских фермеров периодичность обследования почв – 1 раз в 5 лет, то для иностранцев и компаний с иностранным участием сделать периодичность 1 раз в 2 года. Обследование должно проводиться за счет средств самих землепользователей. И, наверное, самое главное – рассмотрение заявок по предоставлению права временного землепользования иностранцам необходимо осуществлять через общественные советы. При этом общественные советы должны быть созданы во всей цепочке вертикальной иерархии, то есть на уровне районов, областей и на республиканском уровне.
Однако, отвечая на ваш вопрос, я специально сказал, что «до сегодняшнего дня», потому что внутри Союза фермеров идут жаркие дискуссии на эту тему. В прошлом году, когда эту тему обсуждали, мы пришли именно к такому общему знаменателю, чтоб разрешить аренду иностранцам, но не исключаю, что после обсуждений, после выездных совещаний официальная позиция Союза фермеров Казахстана может быть пересмотрена. Акцентирую: решение об изменении позиции Союза фермеров обсуждается коллегиально, чуть ли не ежедневно, в ходе видеоконференций внутри нашего объединения. Это могут подтвердить фермеры из регионов. То есть это не просто так взяли и поменяли свою позицию в угоду кому-то или чему-то. Скажу больше. За последние пару недель фермеры из регионов, в частности Южного Казахстана, в ходе видеоконференций очень эмоционально начинают выступать и требовать от меня, как главы СФК, выступить на заседании Земельной комиссии с предложением запретить аренду земли иностранцами. Но мы – демократическое объединение. Обсуждая эти вопросы, мы не должны поддаваться эмоциям. Я им ответил: «Если хотите, чтоб Союз фермеров Казахстана в целом поменял позицию, то нужны конкретные факты, нужны расчеты, нужны протокола заседаний в регионах, что это наше общее решение, что это решение наших членов, а не позиция самого Даринова». С этой целью мы сейчас проводим опрос внутри нашей организации. Повторюсь, если большинством голосов будет утверждена позиция против аренды земли иностранцами – я, как руководитель, буду обязан так нашу позицию и озвучить.
– Какие-то доводы уже были предоставлены против аренды земли?
– Информации много, но нужно отделять эмоции и, собственно, сами факты. К примеру, когда я был в ЮКО, встал один фермер и говорил, якобы в области сейчас проживает около одного миллиона этнических узбеков. Есть казахстанские поселки около границы, жителями которых почти на 80-90 процентов являются представители этой национальности. То есть этот фермер опасается, что из-за близости границы с Узбекистаном факт сдачи земли в аренду узбекам может породить какие-то нездоровые настроения вдоль границы.
Уже прилетев в Астану, я поднял последние статданные и вижу, что в Казахстане всего проживает около 550 тысяч этнических узбеков, то есть миллиона нет по всей стране, не то что в области. Однако это – граждане Казахстана, а ведь есть еще те, кто приехал к своим родным в гости, приехал временно на работу и так далее. При этом почти 90% этнических узбеков – граждан Казахстана, проживает именно в ЮКО. То есть в чем-то этот фермер был прав в своих опасениях. Разумеется, Союз фермеров Казахстана только за добрососедские отношения с братскими народами, но мы помним из истории, что конфликты здесь на границе уже возникали. И мы категорически не желаем, чтобы земельный вопрос стал ещё одним поводом, ещё одним обостряющим фактором.
Акцентирую, речь не только и не столько об узбеках. К примеру, аналогичная ситуация с этническими уйгурами – почти 90% всех их проживает в Алматы и Алматинской области. То есть речь не о конкретной национальности, речь в целом о национальных интересах нашего государства. Если исходить из них, то нужно запретить аренду земли иностранцами вдоль границ Казахстана в полосе «глубиной» как минимум 100–150, а может, даже и в 200 километров, чтобы предотвратить появление каких-то нездоровых настроений вдоль границ нашего государства.
Скажу больше. В свете земельной реформы национальной безопасности угрожают не столько лазейки в Земельном кодексе, интересы иностранных государств или граждан, сколько отечественные бюрократия и коррупция. Никто ведь сегодня не может дать гарантию, что за хорошие деньги тот же иностранец или иностранная компания не сможет полностью управлять «арендованной землей». Или возьмите факты задержания на границе граждан Китая с бирюзовыми паспортами нашей страны. Разве это не может не встревожить рядового казахстанца? Насколько честно и прозрачно будут работать те, кто контролирует рациональное использование арендованных иностранцами земель? И таких вопросов можно задать много.
– Вы упомянули, что внутри Союза фермеров идут дискуссии, но что тогда говорят те, кто за сдачу земли в аренду?
– Об этом я уже упоминал ранее. И главный в том, что сегодня аграрный сектор, как и любой другой сектор экономики, остро нуждается в деньгах. Минсельхоз официально говорит о том, что важная государственная программа «Агробизнес 2020» ежегодно недополучает финансирования примерно на 25–30 процентов от первоначально утвержденных сумм. Денег просто-напросто не хватает. Прибавьте к этому девальвацию нацвалюты, из-за которой покупательская способность наших фермеров на рынке импортной сельскохозяйственной техники или химпрепаратов (своего же не производим почти) сильно «поужалась».
Внутри страны денег нет, это очевидно, поэтому-то и решено было привлечь в отрасль инвесторов, в том числе и за счет сдачи земли в аренду, оживить рынок и вовлечь земли в оборот. Сейчас мы должны выяснить, просчитать, насколько цель оправдывает средства?
Готовы ли мы принять очень простые, очень понятные законы, и главное – готовы ли мы на сто процентов требовать их исполнения и исполнять их сами. Только после этого мы сможем ответить на вопрос о национальных интересах и только после этого мы должны вносить поправки в законодательство.
– То есть вы говорите и о возможности аренды земель иностранцами и тут же – о соблюдении национальных интересов. Не кажется ли вам, что позиция Союза фермеров Казахстана слишком удобная?
– А как, по-вашему, должно быть? Мир вокруг не черно-белый. На стадии обсуждения изменений в Земельный кодекс именно Союз фермеров Казахстана поднимал эту тему, говорил о соблюдении интересов национальной безопасности. В чем вы сейчас пытаетесь уличить и упрекнуть Союз фермеров? Конкретная позиция по земельному вопросу у СФК была и есть. Мы её озвучивали больше года назад, спорили и ругались с чиновниками, пытались донести информацию до депутатов парламента. Кто мешал всем нынешним активистам поднимать эти вопросы на стадии обсуждения законопроекта?! Да и аренда земли иностранцами – это ведь не новшество. Она была раньше, просто сроки продлили. Вспомните: двадцать лет назад законом была разрешена аренда на 99 лет, и тогда почему-то таких вопросов не возникало. Может, проблема гораздо шире? Может, дело и не в земле вовсе? Давайте об этом думать.
– Что вы имеете в виду?
– Я повторюсь. Об этом я говорю постоянно. Во-первых, это бесконечная бюрократия. Какие-то вопросы ежегодно, подчеркиваю, ежегодно обсуждаются и утверждаются месяцами. Например, утверждение нормативов по весенне-полевым работам.
Почему бы не утверждать эти вопросы еще осенью, хотя бы зимой, до декабря, чтобы весной фермеры уже получали деньги. Нет же! У нас только после нового года начинается согласование проекта постановления в министерствах, ведомства пеняют друг на друга, якобы именно их коллеги задерживают. То есть концов не найти. При этом принципиально ничего не меняется, не считая какие-то чисто технических, небольших вопросов. И так каждый год.
Если смотреть шире, то в Казахстане чиновники наверху утратили связь с реальностью. Чаяния и нужды простого народа не видно из окон высоких кабинетов. Например, лишь единицы представляют интересы сельского населения в том же парламенте. Некоторые партии и политики активизируются только перед выборами, вспоминая о проблемах села и сельскохозяйственной отрасли. Поймите, село в Казахстане – это половина населения страны, и проблемы села, сельского хозяйства нельзя игнорировать. Это должны понимать отдельно взятые чиновники. Нужно менять приоритеты в государственной политике в нашей отрасли. Если мы 25 лет поддерживаем государственными дотациями крупный сельскохозяйственный бизнес, а кормят страну мелкие хозяйства – о чем можно говорить? Конкретные доказательства этим моим словам я озвучиваю в каждом своем докладе на ежегодных съездах нашего объединения, приводя цифры и факты. Достаточно вспомнить, например, то, что, по данным Института экономической политики и ряда независимых экспертов, в Казахстане только 6% сельхозпредприятий владеют около 70% всех посевных площадей страны, то есть получают субсидии.
А как же остальные? Аналогично выглядит картина с финоздоровлением, когда 98% средств взяли крупные компании, а мелкие и средние КХ остались «за бортом».
Я уже не говорю о личных подсобных хозяйствах населения, которые многие годы вообще никакой поддержки от государства не видят, но при этом производят львиную долю сельскохозяйственной продукции, в частности, в животноводстве. Сейчас идет обсуждение очень важных вопросов по пастбищам, по кооперации мелких хозяйств, по рациональному использованию земель и так далее. Надеюсь, Союзу фермеров Казахстана удастся внести свою положительную лепту в эти нормативы и механизмы их применения на практике.
Алихан КЕНЖЕ