Понедельник , 7 июля 2025

Балташ ТУРСУМБАЕВ: Когда народ безмолвствует, власть творит, что вздумается

baltur– Бал­таш Мол­даб­а­е­вич, в минув­шие выход­ные в Алма­ты про­ка­ти­лась вол­на митин­гов. Высту­па­ют ипо­теч­ни­ки, доль­щи­ки, обще­ствен­ные дея­те­ли…. Акции про­хо­дят по раз­ным при­чи­нам. Мно­гих аре­сто­вы­ва­ют, как пра­ви­ло, за нару­ше­ние обще­ствен­но­го поряд­ка, за деста­би­ли­за­цию обще­ства. Како­ва в этом слу­чае пози­ция партии?

– Если будут аре­сто­вы­вать невин­ных наших сограж­дан, кото­рые про­во­дят акции и участ­ву­ют в них, высту­пая в защи­ту наро­да, мы, конеч­но же, будем вста­вать на их пози­цию. Вы же пони­ма­е­те, если чело­ве­ка аре­сто­вы­ва­ют, это край­няя мера. Одно дело, когда аре­сту под­вер­га­ет­ся пре­ступ­ник, совер­шив­ший кра­жу, убий­ство, или за нане­се­ние телес­ных повре­жде­ний дру­гим лицам. Край­нюю меру надо при­ме­нять, если чело­век свя­зан с тер­ро­риз­мом и экс­тре­миз­мом, ради­каль­ны­ми рели­ги­я­ми. И совсем по–другому выгля­дит, если чело­век вышел на пло­щадь, что­бы таким обра­зом защи­тить инте­ре­сы наро­да, выра­зить свою граж­дан­скую пози­цию, тре­буя от вла­стей пре­кра­тить гра­бить народ. Мы будем тако­го чело­ве­ка защищать. 

Вла­сти пыта­ют­ся запу­гать народ силой. Но веч­но пугать народ тоже нель­зя. При силь­ном и дли­тель­ном натя­же­нии уди­ла рвут­ся. Рано или позд­но народ все рав­но вый­дет на улицы. 

– Гото­ва ли ваша пар­тия под­дер­жать людей, высту­пив­ших про­тив нынеш­ней деваль­ва­ции наци­о­наль­ной валюты?

– Давай­те вна­ча­ле опре­де­лим­ся с тер­ми­на­ми. Что такое ОСДП? Это Обще­на­ци­о­наль­ная соци­ал-демо­кра­ти­че­ская пар­тия. Что такое соци­а­лизм? Это социально–ориентированное обще­ство. Наше обще­ство после пере­хо­да от соци­а­лиз­ма до сих пор не может най­ти свое место. Вро­де бы ста­ли стро­ить капи­та­лизм. Но есть капи­та­лизм с чело­ве­че­ским лицом, а есть капи­та­лизм гра­би­те­лей, где без вся­ких эко­но­ми­че­ских обос­но­ва­ний всем пра­вит неболь­шая куч­ка людей. Изна­чаль­но про­грам­ма пра­ви­тель­ства, его идео­ло­гия были постав­ле­ны на ограб­ле­ние наро­да. Вен­цом того, к чему они идут, демон­стри­ру­ет оче­ред­ная деваль­ва­ция тен­ге. В ито­ге и сред­ний класс, и класс мало­иму­щих обни­щал в один день на 20%.

Теперь сател­ли­ты вла­сти в лице пра­ви­тель­ства, пред­се­да­те­лей агентств – бол­та­ют, что попа­ло, то, что на ум при­хо­дит в попыт­ке оправ­дать свои дей­ствия. При этом дума­ют, что народ это­му пове­рит. Нет, народ не поверит! 

Вот, к при­ме­ру, министр сель­ско­го хозяй­ства гово­рит, что цена на хлеб не повы­сит­ся. Ну как она не повы­сить­ся?! Это же ложь обык­но­вен­ная, что­бы люди на ули­цы не вышли и при­вык­ли к этой нище­те. Нуж­но все­го 15–20 дней, а потом отпу­стят цены, и тот же хлеб подо­ро­жа­ет ров­но на 20%.
С дру­гой сто­ро­ны, министр неф­ти тоже гово­рит: «Мы цену не будем повы­шать». Как он не будет повы­шать?! В этом про­из­вод­стве Казах­стан участ­ву­ет все­го лишь на 7–8%. Все осталь­ное добы­ва­ет­ся ино­стран­ны­ми ком­па­ни­я­ми. Но они же не будут про­да­вать свою про­дук­цию в тен­ге. Они будут про­да­вать в дол­ла­рах. Соот­вет­ствен­но, как ни кру­ти, цены на бен­зин и дизтоп­ли­во тоже под­ни­мут­ся. Такая прак­ти­ка дей­ству­ет уже дав­но. И не надо думать, что народ ниче­го не зна­ет и все­му верит. 

Если бы мы были экс­пор­те­ра­ми того же мяса, молоч­ной, бака­лей­ной и про­чей про­дук­ции, тогда мож­но было бы и доль­ше цены дер­жать. Но мы ведь все импор­ти­ру­ем. 60% мяс­ной про­дук­ции на сего­дняш­ний день мы заку­па­ем и заво­зим в страну. 

– В соци­аль­ных сетях уже появи­лось нема­ло раз­мыш­ле­ний по это­му пово­ду. Есть те, кто откро­вен­но тре­бу­ет ухо­да пра­ви­тель­ства в отстав­ку, а есть те, кто еще сомне­ва­ет­ся и верит в «доб­ро­го царя». Что вы по это­му пово­ду думаете?

– В соци­аль­ных сетях соби­ра­ет­ся раз­ный народ. Не имея воз­мож­но­сти выска­зать­ся вжи­вую, люди исполь­зу­ют любые иные воз­мож­но­сти. Понят­но, кто–то верит спи­чрай­те­рам, напи­сав­шим речи пре­зи­ден­ту, а кто–то нет. Все же пре­крас­но пони­ма­ют, что пре­зи­дент зачи­ты­ва­ет то, что ему пишет его окру­же­ние. Ведь за весь дли­тель­ный пери­од он тща­тель­но под­би­рал свое окру­же­ние, помощ­ни­ков, все­воз­мож­ных «писак». Шел селек­тив­ный отбор. Даже жур­на­лист­ский пул, кото­рый име­ет к нему доступ, под­би­рал­ся из тех людей, кото­рым толь­ко намек­ни, и они, абсо­лют­но ни о чем не думая, что угод­но напи­шут. Но зато за это они полу­ча­ют высо­кую зара­бот­ную пла­ту, и даже какие–то соци­аль­ные льготы. 

– В Казах­стане деваль­ва­ция тен­ге про­во­дит­ся не пер­вый раз. Деваль­ва­ция была в 1999 году, затем в 2009–м. Но, ска­жем, в 2009 году в самый раз­гар эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са народ отно­си­тель­но спо­кой­но вос­при­нял этот шаг глав­но­го регу­ля­то­ра стра­ны. Это про­шло один раз, вто­рой, зна­чит, навер­ное, и этот раз пройдет?

– Когда народ без­молв­ству­ет, власть тво­рит что взду­ма­ет­ся, а имен­но то, что выгод­но тому узко­му кру­гу, кото­рый окру­жа­ет пре­зи­ден­та. Все это дела­ет­ся для того, что­бы не созда­ва­лось граж­дан­ское обще­ство, что­бы с утра до вече­ра чело­век думал лишь о сво­ей лич­ной про­бле­ме, где зара­бо­тать, да как семью про­кор­мить. А как это сде­лать? Ответ прост: посто­ян­но грабить.

– Но даже если гипо­те­ти­че­ски пред­по­ло­жить, что дей­ству­ю­щее пра­ви­тель­ство уйдет в отстав­ку. Но где гаран­тия, что его пре­ем­ни­ки не будут делать того же самого?

– Я все­гда гово­рил и гово­рю, что у нас пре­мьер-министр – это не само­сто­я­тель­ное лицо, а про­сто один из помощ­ни­ков пре­зи­ден­та. Если сей­час каких–нибудь мини­стров убе­рут, от это­го ниче­го не изме­нит­ся. Вспом­ни­те ста­рое пра­ви­ло, кото­рое зна­ют даже пер­во­класс­ни­ки: «От пере­ме­ны мест сла­га­е­мых – сум­ма не меня­ет­ся». Сей­час в усло­вии уже опре­де­ле­но, что сум­ма будет такая – обни­ща­ние наро­да. Им оста­ет­ся толь­ко решать зада­чу, как это сделать. 

Если людей во вла­сти будет изби­рать и выдви­гать сам народ, исхо­дя не из пар­тий­ной при­над­леж­но­сти кан­ди­да­та, а из того, как этот чело­век бес­по­ко­ит­ся о сво­ем наро­де и что он для него уже сде­лал, то такой чело­век, при­дя во власть, будет про­дол­жать рабо­тать так, как нуж­но наро­ду, а не горст­ке оли­гар­хов. Вот тогда такое пра­ви­тель­ство мож­но будет назвать народным. 

– Понят­но. А что гово­рит ОСДП?

ОСДП уже сде­ла­ла заяв­ле­ние. Сле­ду­ю­щим нашим шагом будет круг­лый стол, куда мы при­гла­сим пред­ста­ви­те­лей наро­да, рядо­вых граж­дан, кото­рые еже­днев­но стал­ки­ва­ют­ся с нашей дей­стви­тель­но­стью, поку­пая про­дук­ты и това­ры пер­вой необ­хо­ди­мо­сти. При­чем не в каких–нибудь супер­мар­ке­тах, а на база­рах. Пусть они ска­жут все, что думают.

Сле­ду­ю­щий момент. В первую оче­редь деваль­ва­ция уда­ри­ла по тем людям, кто зави­сит от бюд­жет­ных денег. Это учи­те­ля, работ­ни­ки меди­ци­ны, пен­си­о­не­ры, кото­рые от нача­ла одно­го меся­ца до нача­ла сле­ду­ю­ще­го счи­та­ли свои копей­ки, сту­ден­ты. Все эти люди одно­мо­мент­но обед­не­ли на 20%. А что зна­чит эти 20%? Это не что иное, как мед­лен­ный голод. 

– Если все–таки про­изой­дут мас­со­вые демон­стра­ции, гото­ва ли ОСДП их воз­гла­вить? Ведь сей­час на поли­ти­че­ском поле стра­ны фак­ти­че­ски не оста­лось дру­гих оппо­зи­ци­он­ных партий.
– Неваж­но, кто ока­жет­ся во гла­ве. Мы или умные про­грес­сив­ные граж­дане вне пар­тии. Мы ведь гово­рим, что если пар­тии не дают зани­мать­ся сво­ей дея­тель­но­стью, то все­гда най­дут­ся дру­гие люди, и мы к ним просто–напросто присоединимся. 

Мадия ТОРЕБАЕВА

Республиканский еженедельник онлайн