Вторник , 8 июля 2025

БЛАГОРОДСТВО ЗА ЧУЖОЙ СЧЕТ

Удру­ча­ю­щее впе­чат­ле­ние оста­ви­ли пока­за­ния в суде по делу ста­ти­сти­ков учре­ди­те­ля фир­мы «Мак­центр-Казах­стан» Ержа­на Амир­ха­но­ва. Нет, он не путал­ся и почти не лгал. Как на духу выло­жил все подроб­но­сти того, как и бла­го­да­ря кому его ком­па­ния ока­за­лась в связ­ке с «Киік».

Да, дею­ре г‑н Амир­ха­нов явля­ет­ся вла­дель­цем ком­па-нии. Но на тот момент де-факто все браз­ды управ­ле­ния его пове­де­ни­ем были в руках того же Семе­на Шмер­лин­ка (см. выпуск №428 «DАТа»), с кото­рым он позна­ко­мил­ся когда-то в Москве, а затем позна­ко­мил и сво­е­го род­но­го бра­та – Ерки­на Амир­ха­но­ва, рабо­тав­ше­го пред­се­да­те­лем прав­ле­ния Эксим­бан­ка, где «Мак­центр» и обслуживался.

Это от Шмер­лин­ка Амир­ха­нов узнал о побе­ди­те­ле кон­кур­са на пере­пис­ной инстру­мен­та­рий, по его же сове­ту «Мак­центр» заклю­чил дого­вор с «Киік», а затем пере­за­клю­чил с «Экс­пресс­СтройНС», кото­ро­го «Мак­цен­тру» нашел тоже Шмер­линк. Но это еще цветочки.

По пер­во­му же звон­ку Шмер­лин­ка Амир­ха­нов пере­го­нял «Экс­прес­су» всю сум­му по дого­во­ру – все­го в 10 тран­шей. Опять же по звон­ку сво­е­го все­силь­но­го совет­чи­ка внес гаран­тий­ный взнос за санкт-петер­бург­скую типо­гра­фию «Взлет» для его уча­стия в кон­кур­се – все­го око­ло 10 млн. тен­ге. Свою прось­бу Шмер­линк моти­ви­ро­вал тем, что «Взлет» не явля­ет­ся казах­стан­ским рези­ден­том, а пото­му могут быть про­бле­мы с его уча­сти­ем в кон­кур­се, про­во­ди­мом Агент­ством по статистике.

– Зная, что эти день­ги уйдут как обес­пе­чи­тель­ный взнос в каз­на­чей­ство и в любом слу­чае они к нам потом вер­нут­ся, выиг­ра­ет «Взлет» или нет, я пошел на это, – объ­яс­нит в суде г‑н Амирханов.

В ответ на этот жест бла­го­род­ства Шмер­линк не поску­пил­ся на бла­го­дар­ность. Прав­да, за чужой счет. Тогда он и пред­ло­жил «Мак­цен­тру» заклю­чить дого­вор с «Киік» на изго­тов­ле­ние (посколь­ку «Взлет» не выиг­рал кон­курс) и достав­ку пере­пис­но­го инстру­мен­та­рия. Но ни того, ни дру­го­го не сде­лал и, как мы уже писа­ли в про­шлом номе­ре, делать не соби­рал­ся. «Мак­центр» про­сто пере­за­клю­чил дого­во­ра с дру­ги­ми суб­под­ряд­чи­ка­ми – той же типо­гра­фи­ей и ТОО «Экс­пресс­СтройНС».

Нема­ло­важ­ная деталь. Под­пи­сы­вая дого­во­ра на более чем в 999 млн.  тен­ге, нико­го из руко­вод­ства ТОО «Киік» – ни его учре­ди­те­ля Тур­жа­но­ва, ни гене­раль­но­го дирек­то­ра Ниса­но­ва – Амир­ха­нов в гла­за не видел. Все про­це­дур­ные вопро­сы утря­сал его заме­сти­тель Кон­стан­тин Кюне.

О том, что дого­во­ра с суб­под­ряд­чи­ка­ми были неза­кон­ны­ми, учре­ди­тель  «Мак­цен­тра» узнал уже в ходе пред­ва­ри­тель­но­го след­ствия, когда полу­чил пред­пи­са­ние на арест рас­чет­но­го сче­та фир­мы, на кото­ром еще оста­ва­лось 200 млн. кии­ков­ских денег, кото­рые «Мак­центр» не успел пере­гнать в «Экс­пресс­СтройНС». Эко­но­ми­че­ско­го бла­го­по­лу­чия фир­мам они не при­нес­ли, 200 млн. тен­ге вер­ну­лись в бюджет.

Все­силь­ный маг и вол­шеб­ник Шмер­линк знал о воз­буж­ден­ном финан­со­вой поли­ци­ей уго­лов­ном деле. Одно­го сво­е­го парт­не­ра по биз­не­су – Амир­ха­но­ва успо­ко­ил тем, что пред­при­ни­ма­ет все уси­лия, что­бы «замять это дело и не дать ему ходу», дру­го­го – ген­ди­рек­то­ра ТОО «Экс­пресс­СтройНС» Царе­го­род­це­ва спря­тал куда подаль­ше от орга­нов фин­по­ли­ции, кото­рый, надо пола­гать, не без уча­стия сво­е­го покро­ви­те­ля «умыл ноги» за гра­ни­цу. Впро­чем, как и сам Шмерлинк.

Дру­гой, счи­таю, важ­ный как для судеб­но­го раз­би­ра­тель­ства, так и для орга­нов след­ствия, факт. В отно­ше­ни­ях с Агент­ством по ста­ти­сти­ке «Мак­центр» был дале­ко не нови­чок. В тече­ние 2007 и 2008 годов он выиг­рал шесть тен­де­ров, прав­да, по постав­ке сер­ве­ров и програм­мному обеспечению.

Выиг­ры­ва­ла кон­кур­сы и дру­гая при­над­ле­жа­щая Ержа­ну Амир­ха­но­ву фир­ма – «Интер­ньюс». И опять-таки за все­ми побе­да­ми фирм – вез­де­су­щая длин­ная рука Шмер­лин­ка. Откро­вен­но гово­ря, удив­ля­ет то бес­пре­дель­ное дове­рие, кото­рым поль­зо­вал­ся рос­сий­ский граж­да­нин у казах­стан­ско­го биз­не­сме­на. По пер­во­му звон­ку Шмер­лин­ка Амир­ха­нов выпол­нял любые его просьбы.

В свя­зи с этим воз­ни­ка­ет логич­ный вопрос: а в чем исто­ки тако­го дове­рия? Ведь, согла­си­тесь, в мире биз­не­са, быва­ет, не дове­ря­ют даже род­но­му отцу. Тем более, что речь идет о бас­но­слов­ных сум­мах. Тем более, когда ты свя­зы­ва­ешь­ся с суб­под­ряд­чи­ком, кото­рый ника­ко­го отно­ше­ния к транс­порт­ным пере­воз­кам (в дан­ном слу­чае «Экс­пресс­СтройНС) не имеет.

Любо­пыт­но, что у г‑на Амир­ха­но­ва если даже воз­ни­ка­ли какие-то подо­зре­ния и сомне­ния в закон­но­сти того, что он дела­ет, ника­ки­ми вопро­са­ми сво­е­му покро­ви­те­лю и совет­ни­ку он не доку­чал. Отве­чая на вопро­сы Вене­ры Нур­га­ли­е­вой, адво­ка­та Сери­ка Тур­жа­но­ва, он объ­яс­нил: «Дове­ряя Шмер­лин­ку, я прак­ти­че­ски не вол­но­вал­ся». Был настоль­ко спо­ко­ен, что не удо­су­жил­ся пре­ду­пре­дить Тур­жа­но­ва о том, что во испол­не­ние дого­во­ра с ним пере­за­клю­ча­ет дого­вор с суб­под­ряд­чи­ком, что, по боль­шо­му сче­ту, из сум­мы в почти один млрд. тен­ге «Мак­центр» полу­ча­ет кро­хот­ную при­быль – все­го 19 млн.

… Ни с кем из под­су­ди­мых – ни с учре­ди­те­лем «Киіка» Сери­ком Тур­жа­но­вым, ни с экс-заме­сти­те­ля­ми пред­се­да­те­ля ста­та­гент­ства Нур­ма­ном Бая­но­вым и Бир­ли­ком Мен­ды­ба­е­вым – учре­ди­тель «Мак­цен­тра» Ержан Амир­ха­нов лич­но не зна­ком, нико­гда не общал­ся даже по теле­фо­ну. Заклю­чая дого­вор с «Киіком», даже не инте­ре­со­вал­ся надеж­но­стью этой ком­па­нии, чего нель­зя ска­зать о «Киі­ке». В ходе допро­са сви­де­те­ля Серик Тур­жа­нов напом­нил, что преж­де чем всту­пать в дого­вор­ные отно­ше­ния с «Мак­цен­тром», они про­ве­ри­ли эту фир­му на надежность.

Сего­дня г‑н Амир­ха­нов чув­ству­ет себя если не постра­дав­шим или потер­пев­шим, то чело­ве­ком, кото­ро­го вве­ли в жесто­кое заблуж­де­ние. К Семе­ну Шмер­лин­ку у него теперь совсем иное отно­ше­ние. Но лег­че ли от это­го тем, кто отча­сти бла­го­да­ря и ему сей­час нахо­дит­ся на ска­мье под­су­ди­мых? За вре­мя со дня аре­ста, напри­мер, доч­ка Бир­ли­ка Мен­ды­ба­е­ва сде­ла­ла свои пер­вые в жиз­ни шаги. Отец это­го не увидел.

Кро­ме того, воз­ни­ка­ет вопрос: если было пра­во след­ствие, обви­нив во всех гре­хах под­су­ди­мых, то поче­му от ответ­ствен­но­сти ушли дру­гие дей­ству­ю­щие лица, кото­рые, как выяс­ня­ет­ся в ходе судеб­но­го раз­би­ра­тель­ства, по уши погряз­ли в небла­го­вид­ных делах? Ведь логи­ка про­ста: коль «слад­ку яго­ду рва­ли вме­сте», то и горь­кая чаша долж­на быть на всех одна.

Жума­би­ке ЖУНУСОВА

Республиканский еженедельник онлайн