Удручающее впечатление оставили показания в суде по делу статистиков учредителя фирмы «Макцентр-Казахстан» Ержана Амирханова. Нет, он не путался и почти не лгал. Как на духу выложил все подробности того, как и благодаря кому его компания оказалась в связке с «Киік».
Да, деюре г-н Амирханов является владельцем компа-нии. Но на тот момент де-факто все бразды управления его поведением были в руках того же Семена Шмерлинка (см. выпуск №428 «DАТа»), с которым он познакомился когда-то в Москве, а затем познакомил и своего родного брата – Еркина Амирханова, работавшего председателем правления Эксимбанка, где «Макцентр» и обслуживался.
Это от Шмерлинка Амирханов узнал о победителе конкурса на переписной инструментарий, по его же совету «Макцентр» заключил договор с «Киік», а затем перезаключил с «ЭкспрессСтройНС», которого «Макцентру» нашел тоже Шмерлинк. Но это еще цветочки.
По первому же звонку Шмерлинка Амирханов перегонял «Экспрессу» всю сумму по договору – всего в 10 траншей. Опять же по звонку своего всесильного советчика внес гарантийный взнос за санкт-петербургскую типографию «Взлет» для его участия в конкурсе – всего около 10 млн. тенге. Свою просьбу Шмерлинк мотивировал тем, что «Взлет» не является казахстанским резидентом, а потому могут быть проблемы с его участием в конкурсе, проводимом Агентством по статистике.
– Зная, что эти деньги уйдут как обеспечительный взнос в казначейство и в любом случае они к нам потом вернутся, выиграет «Взлет» или нет, я пошел на это, – объяснит в суде г-н Амирханов.
В ответ на этот жест благородства Шмерлинк не поскупился на благодарность. Правда, за чужой счет. Тогда он и предложил «Макцентру» заключить договор с «Киік» на изготовление (поскольку «Взлет» не выиграл конкурс) и доставку переписного инструментария. Но ни того, ни другого не сделал и, как мы уже писали в прошлом номере, делать не собирался. «Макцентр» просто перезаключил договора с другими субподрядчиками – той же типографией и ТОО «ЭкспрессСтройНС».
Немаловажная деталь. Подписывая договора на более чем в 999 млн. тенге, никого из руководства ТОО «Киік» – ни его учредителя Туржанова, ни генерального директора Нисанова – Амирханов в глаза не видел. Все процедурные вопросы утрясал его заместитель Константин Кюне.
О том, что договора с субподрядчиками были незаконными, учредитель «Макцентра» узнал уже в ходе предварительного следствия, когда получил предписание на арест расчетного счета фирмы, на котором еще оставалось 200 млн. кииковских денег, которые «Макцентр» не успел перегнать в «ЭкспрессСтройНС». Экономического благополучия фирмам они не принесли, 200 млн. тенге вернулись в бюджет.
Всесильный маг и волшебник Шмерлинк знал о возбужденном финансовой полицией уголовном деле. Одного своего партнера по бизнесу – Амирханова успокоил тем, что предпринимает все усилия, чтобы «замять это дело и не дать ему ходу», другого – гендиректора ТОО «ЭкспрессСтройНС» Царегородцева спрятал куда подальше от органов финполиции, который, надо полагать, не без участия своего покровителя «умыл ноги» за границу. Впрочем, как и сам Шмерлинк.
Другой, считаю, важный как для судебного разбирательства, так и для органов следствия, факт. В отношениях с Агентством по статистике «Макцентр» был далеко не новичок. В течение 2007 и 2008 годов он выиграл шесть тендеров, правда, по поставке серверов и программному обеспечению.
Выигрывала конкурсы и другая принадлежащая Ержану Амирханову фирма – «Интерньюс». И опять-таки за всеми победами фирм – вездесущая длинная рука Шмерлинка. Откровенно говоря, удивляет то беспредельное доверие, которым пользовался российский гражданин у казахстанского бизнесмена. По первому звонку Шмерлинка Амирханов выполнял любые его просьбы.
В связи с этим возникает логичный вопрос: а в чем истоки такого доверия? Ведь, согласитесь, в мире бизнеса, бывает, не доверяют даже родному отцу. Тем более, что речь идет о баснословных суммах. Тем более, когда ты связываешься с субподрядчиком, который никакого отношения к транспортным перевозкам (в данном случае «ЭкспрессСтройНС) не имеет.
Любопытно, что у г-на Амирханова если даже возникали какие-то подозрения и сомнения в законности того, что он делает, никакими вопросами своему покровителю и советнику он не докучал. Отвечая на вопросы Венеры Нургалиевой, адвоката Серика Туржанова, он объяснил: «Доверяя Шмерлинку, я практически не волновался». Был настолько спокоен, что не удосужился предупредить Туржанова о том, что во исполнение договора с ним перезаключает договор с субподрядчиком, что, по большому счету, из суммы в почти один млрд. тенге «Макцентр» получает крохотную прибыль – всего 19 млн.
… Ни с кем из подсудимых – ни с учредителем «Киіка» Сериком Туржановым, ни с экс-заместителями председателя статагентства Нурманом Баяновым и Бирликом Мендыбаевым – учредитель «Макцентра» Ержан Амирханов лично не знаком, никогда не общался даже по телефону. Заключая договор с «Киіком», даже не интересовался надежностью этой компании, чего нельзя сказать о «Киіке». В ходе допроса свидетеля Серик Туржанов напомнил, что прежде чем вступать в договорные отношения с «Макцентром», они проверили эту фирму на надежность.
Сегодня г-н Амирханов чувствует себя если не пострадавшим или потерпевшим, то человеком, которого ввели в жестокое заблуждение. К Семену Шмерлинку у него теперь совсем иное отношение. Но легче ли от этого тем, кто отчасти благодаря и ему сейчас находится на скамье подсудимых? За время со дня ареста, например, дочка Бирлика Мендыбаева сделала свои первые в жизни шаги. Отец этого не увидел.
Кроме того, возникает вопрос: если было право следствие, обвинив во всех грехах подсудимых, то почему от ответственности ушли другие действующие лица, которые, как выясняется в ходе судебного разбирательства, по уши погрязли в неблаговидных делах? Ведь логика проста: коль «сладку ягоду рвали вместе», то и горькая чаша должна быть на всех одна.
Жумабике ЖУНУСОВА