«…Если ты все же назвал себя лидером нации, так постарайся хотя бы
после этого соответствовать своему высочайшему статусу. Лидер всей нации – это, прежде всего, полная свобода духа, абсолютная независимость от клановых интриг, равнодушие к материальным благам».
– Булат Мукишевич, страна только что с небывалым размахом отпраздновала День столицы. Ваши впечатления от этого праздника?
– Все прекрасно понимают подлинный смысл этих торжеств – юбилей президента. Именно поэтому двенадцатый день рождения Астаны власть отмечает гораздо шире, чем, например, 10-летие столицы в 2008-м. В условиях кризиса выбрасываются миллионы долларов на приглашение звезд, на всевозможную помпезность… Еще несколько лет назад, смеясь над причудами Туркменбаши, мы гнали от себя мысль, что подобное может произойти у нас.
– И вот – дождались?..
– Вот именно! К сожалению мажилисмена Сыздыкова первый памятник к юбилею президента вырос не на нашей, а на турецкой земле. Царящую в Астане атмосферу подобострастия всегда тонко улавливают зарубежные партнеры, преследующие собственные конкретные интересы. И разве это не повод для впечатляющих «ответов» со стороны наших подхалимов? Словом, опять примитивная игра, стимулирующая соревнование лизоблюдов и в итоге сводящая понятие лидера нации до уровня позолоченной болванки.
Между тем, если ты все же назвал себя лидером нации, так постарайся хотя бы после этого соответствовать своему высочайшему статусу. Лидер всей нации – это, прежде всего, полная свобода духа, абсолютная независимость от клановых интриг, равнодушие к материальным благам. Поэтому теперь президент просто обязан стать равноудаленным от всех олигархических группировок, вывести с экономической и политической арены своих родственников. Он должен выйти из партии «Нур Отан», обеспечить честные выборы, способствовать формированию эффективного парламента и компетентного правительства.
Ни в чем не должно быть никакого фаворитизма. Необходимо повысить экспортные пошлины на нефть еще минимум в десять раз, хотя бы до российского уровня. Пересмотреть нефтяные контракты с зарубежными компаниями по части повышения налогообложения, отменить льготы, вернуть государству горнорудные предприятия, объекты цветной и черной металлургии. Вырученные средства позволят безболезненно на 5 лет освободить от налогообложения весь казахстанский малый и средний бизнес, аграрный сектор. И лишь после укрепления отечественного производства вести речь об условиях вступления страны в Таможенный союз.
И, конечно же, лидеру нации необходимо думать не о лозунговых категориях, а о будущем страны и реальном благополучии народа. Рост пенсий неизмеримо важнее дворцов Астаны, демократизация страны важнее саммита ОБСЕ, народная память важнее бронзовых монументов. Другого пути для истинного лидера не существует.
– Как вы думаете, почему президент, несмотря на наличие столь торжественных поводов и вопреки ожиданиям, так и не объявил об уголовной амнистии?
– Наверное, потому что в стране есть такие заключенные, как Рамазан Есергепов, Евгений Жовтис, Арон Атабек, Мухтар Джакишев. Есть Акежан Кажегельдин, Галымжан Жакиянов, Толен Тохтасынов, Мухтар Аблязов. Ведь если порой амнистируют закоренелых уголовников, сразу возникнет вопрос – а как быть с теми, кто осужден за свою гражданскую позицию и политические взгляды? Поэтому власть продолжает закручивать гайки, ни за что упекает на 4 года правозащитника Ермека Нарымбетова, прессует по выдуманному уголовному делу нашего бывшего однопартийца Айдоса Садыкова.
Эта атмосфера агрессивной нетерпимости, жестокости сгущается, зашкаливает. Может быть, не случайно, что героем светских тусовок Астаны недавно был «поедатель ушей» Майк Тайсон, а не писатель или ученый мирового уровня…
Между тем, сила настоящего лидера нации – это великодушие. Это всепрощение, даже по отношению к тому, кто действительно в чем-то провинился – не говоря о людях, вся вина которых состоит только в их принципах и убеждениях. Ты говоришь о необходимости создать должность комиссара ОБСЕ по межрелигиозной толерантности. Но разве толерантность, терпимость – не универсальное понятие, разве оно не включает и политическую толерантность, которая уже, как воздух, нужна Казахстану?
И потом, просто возникает вопрос – что еще нужно предпринять нашей власти, чтобы окончательно убедиться в полной бесперспективности силовых действий против инакомыслия? Сколько закрывали газету «Республика», сколько «прессовали» Ермурата Бапи с его «Тасжарганом» – разве эти газеты перестали доходить до своих читателей? Несмотря на все репрессии, в стране стало меньше граждан демократических убеждений? Совсем наоборот.
Так что – только терпимость, только компромисс, только диалог.
– Кстати, вчера Нурсултан Назарбаев впервые принимал поздравления в качестве «лидера нации». Как вы прокомментируете запутанную историю, связанную с наделением президента этим новым статусом без его согласия? Что же это было – реализация спущенного сверху сценария или маневр депутатов, решивших действовать помимо воли главы государства?
– Увы, налицо все признаки того, что мы стали свидетелями планомерного воплощения давно созревших замыслов. Казалось бы, президент действительно считает, что лидером нации невозможно стать законодательным путем. Ну, так воспользуйся своим конституционным правом, наложи вето, сними все вопросы. Этого не произошло. При этом сам президент, формально критикуя закон, в этом же выступлении фактически одобрил сами намерения депутатов, тем самым поощряя дальнейшее подхалимство.
Вот так все просто и банально. Не случайно жители Алматы только на первых порах, в начале 90-х, задавались вопросом, почему среди переименований множества улиц вдруг «уцелела» самая центральная, названная в честь красного комиссара Фурманова. (При том, что власти, например, безжалостно стерли с лица города имя Луи Пастера, чьи вакцины спасли миллионы жителей казахской степи). А потом всем стало ясно, что просто теперь у нас появились улицы, оставленные «про запас». Так что планам, в реализации которых приняли участие инициаторы закона о лидере нации, не один десяток лет. Действующий президент изначально рассматривал свою власть как пожизненную.
– Чем же объяснить периодически возникающие слухи о некоем преемнике?
– Вбрасывать подобные слухи – любимая забава вечных правителей. Можно и выгодно выставить себя на фоне заведомо ничтожного преемника, и стравить придворную челядь, и выявить неосторожных честолюбцев. Иными словами, поиграть в кошки-мышки на этой ярмарке человеческого тщеславия.
– В связи с этим как вы относитесь к инициированной коммунистами и партией «Алга» идее об общенародном референдуме по досрочному прекращению полномочий президента Назарбаева?
– Может быть, в связи со всем, что я сказал вам до этого, мой ответ прозвучит несколько неожиданно, тем не менее – отношусь отрицательно. Я убежденный противник казахстанского авторитарного режима, но я всегда говорил, что лозунг «Назарбаев, кет!» в сегодняшних условиях несет двойную опасность. Во-первых, это раскол населения страны. Во-вторых, провоцирование неизбежных жестоких репрессий власти против всех мало-мальски демократически мыслящих граждан, самоубийство так и не развившегося гражданского общества. И то, и другое – путь к большой крови, откату в развитии нашей страны на много лет назад.
Поэтому наша партия продолжает подобно Нельсону Манделе обращаться к власти с одним-единственным главным требованием – проведите честные выборы! Один человек – один голос! Все! И тогда партия«Азат» в период выборов дойдет до каждого казахстанца – вот тогда мы нанесем поистине сокрушительный удар, не по конкретным персонам, а по самой идеологии авторитаризма. Чтобы наши сограждане реально захотели воплотить в своей жизни все преимущества демократии, избавляющей от нищеты, бесправия, каждодневных унижений. Только таким может быть путь к процветающему и поистине стабильному Казахстану!
– Одним из главных событий последних дней стало принятие на референдуме в Кыргызстане новой Конституции. Но при этом многих наших сограждан опыт кыргызской демократии, включившей в себя погромы в Оше и Джелалабаде, прямо скажем, не вдохновляет…
– Нет более опасной ошибки, чем связывать трагические события на юге Кыргызстана с какими-то демократическими процессами. Как раз в этом мы увидели подлинный, кровавый лик авторитаризма, который, несмотря на разные декорации, всегда и везде одинаков. Мы увидели, куда могут завести размноженные акаевыми и бакиевыми нищета и бесправие, убедились, какие методы используют бывшие правители. «Лучше я буду королем утопленников, чем королем бунтовщиков», – сказал в XVI веке испанский король Филипп Второй, приказывая затопить восставший Антверпен. От такого подхода недалеко ушли и диктаторы XXI века.
Но, говоря о Кыргызстане, на самом деле мы всегда будем иметь в виду нашу страну, требовать от Ак Орды создания демократической политической системы как основы предсказуемости и устойчивого развития. Что же касается Кыргызстана, конечно, его еще ждут трудности. Но я верю, в итоге братский народ докажет, что и в нашем регионе можно построить свободное и справедливое государство, можно во всем остаться настоящей «нацией духа».
Первым шагом как раз и стала новая, демократическая Конституция, которая создает эффективный баланс ветвей власти и механизмы реального народовластия. Я знаю нового президента Кыргызстана Розу Отунбаеву, и от всей души желаю ей успеха в строительстве сильного и стабильного Кыргызстана, в котором жизненно заинтересованы и Россия, и Казахстан, и вся Центральная Азия.
– На днях завершилась очередная сессия парламента Казахстана. Как вы можете оценить этот отрезок законотворчества депутатов?
– Скажу так – глядя в последние месяцы на работу наших депутатов, мы особенно ясно убедились, для чего власти понадобилось столь масштабно фальсифицировать выборы 2007 года и превращать парламент в отделение партии «Нур Отан». Отрабатывая свои мягкие кресла, мажилисмены и сенаторы сделали все возможное, чтобы показать – в нашей стране не было и нет никакого кризиса, казахстанцы благоденствуют и думают только о том, как бы по части различных экзотических проектов взять реванш у покойного Туркменбаши.
За все время выпавших на страну социально-экономических испытаний этот парламент не обсудил ни один по-настоящему злободневный вопрос, не принял ни одного закона, который бы реально облегчил положение простых казахстанцев! Поистине судьбоносное событие, способное изменить весь путь нашего развития – Казахстан вступает в Таможенный союз. Кто-нибудь из депутатов хоть раз потребовал от правительства четко доложить народу, в чем заключаются конкретные выгоды такого шага, как это отразится на жизни сограждан в текущем году, в следующем, через пять лет?
Кто-нибудь попробовал задаться вопросом о судьбе незащищенного перед конкуренцией со стороны России отечественного производства, о перспективе дальнейшего роста цен? Да что там ТС! Вы видели хоть малейшие попытки парламента разобраться с произволом наших внутренних естественных монополистов, самозабвенно соревнующихся в гонке цен на электроэнергию, газ, тепло, воду? Страну буквально лихорадило – то идея власти о предоставлении Китаю казахстанской земли, то спущенная из Ак Орды Доктрина национального единства, фактически отменяющая понятие казахской нации. А у так называемых «народных избранников» – тишь да гладь!
Словом, депутаты окончательно провели границу между двумя разными мирами – реальной жизнью народа и «зазеркальем» правящей верхушки, довели до абсурда понятие «марионеточного парламента», дискредитировали сам принцип представительной власти. Таким этот нуротановский парламент и войдет в историю.
– Но разве не выгодно на таком фоне смотрится правительство, фактически взявшее на себя парламентские контрольные функции? Например, премьер Масимов инициировал масштабную проверку исполнения республиканского бюджета и выявил неосвоение более 60 млрд тенге…
– Когда я вижу, как премьер-министр грозится призвать к ответу виновных в этом неосвоении, становится очень любопытно взглянуть, как он будет наказывать сам себя. Вдумайтесь – правительство постоянно твердит о нехватке средств, урезает социальные расходы, повышает пенсии на 50 тенге, как в прошлом году, а в это время 60 миллиардов для чиновников просто оказываются ненужными! Почему? Да потому, что само правительство создало такую бюджетную систему, которая обслуживает, прежде всего, потребности этого чиновного «зазеркалья» и не чувствует реальных нужд и потребностей народа!
Впрочем, насчет этих неосвоенных средств я не беспокоюсь. Обязательно найдут своих «хозяев», бесследно растворятся в бюджетах министерств и очередных «программах развития»… К слову, вы смотрите чемпионат мира по футболу?
– Конечно!..
– Тогда обратите внимание на низкое качество трансляций по каналам «Хабар» и «Ел арна» – до сих пор аналоговое вещание. Между тем, в то время, когда наше правительство продолжает трубить о своем намерении развивать цифровые телевизионные технологии, в большинстве стран этот чемпионат люди уже запросто смотрят в стереоизображении 3D. А между 3D и пределом наших мечтаний – «цифрой» находится еще и HD – хай-дефиниш телевидение. Это я к тому, что, пока мы пишем свои «программы развития» и годами выжимаем из них всевозможные пропагандистские соки, постиндустриальный мир стремительно уходит вперед, оставляя нас в роли безнадежных аутсайдеров.
Посмотрите, сегодня даже африканская страна способна достойно принять футбольный чемпионат мира – построить множество стадионов, гостиниц, создать транспортную инфраструктуру, пригласить в гости всю планету! Мы в Казахстане даже теоретически не можем представить себя в такой роли! Или взять состояние нашего футбола. Оно идет в сравнение с тем, что мы видим на полях ЮАР? При этом по какой-то закономерности именно южные корейцы благополучно преодолевают отборочную группу, а прозябающие в своем мирке северные представители этого же народа терпят три поражения с общим счетом 1:12. По какой-то воле судьбы на чемпионате были представлены все регионы мира, кроме арабского Ближнего Востока и Центральной Азии. А объясняются эти закономерности очень просто. Не признающие конкуренции авторитарные режимы сами будут несостоятельны во всех сферах человеческой жизни – сколько бы они ни твердили о своем мнимом развитии.
– О необходимости повышения своей конкурентоспособности в последнее время много говорит и ваша партия «Азат». Что делаете в этом направлении?
– Последнее из наших событий – собрали более полумиллиона подписей казахстанцев под «Весенним призывом» нашей партии, предусматривающим необходимость избрания легитимного парламента и создания социально ответственного правительства. Кроме прочего, это важно, чтобы укрепить живую связь с населением страны.
Теперь будем развивать контакты, в июле-августе состоятся поездки руководства партии по всем областям страны. Необходимо, чтобы наши предложения, планы всесторонних реформ люди получали «из первых рук», чтобы казахстанцы слышали самые детальные ответы на конкретные вопросы своей жизни.
Словом, работаем над системой более «точечного», эффективного и одновременно более масштабного общения с казахстанцами. С этой целью за последнее время обновили значительную часть руководства региональных филиалов, создали кадровые резервы, открыли новые представительства партии. Ситуация в стране побуждает нас ускорить эту работу.
Сырым ДАТОВ,
«D»