Было два Мирзояна

satpaev2• Недавно в СМИ появилась информация о том, что в Астане наконец-то отдали дань памяти великому сыну казахского народа Канышу Имантевичу Сатпаеву. Столичная власть переименовала улицу Мирзояна в улицу Сатпаева. Однако реакция некоторых на сие знаменательное событие оказалась несколько неожиданной: нашлись люди, которые не согласились с данным решением горакимата, что, в свою очередь, крайне удивило другого достойного сына казахского народа – писателя Габбаса Кабышулы. Он достал из своего архива статью под собственным авторством и предложил ее редакции нашей газеты для публикации. Что мы и делаем.

Прочитав в газете «Централ Азия Монитор» (2012 год, №3) главу «Левон Мирзоян. Немного солнца в холодной воде» из книги Бигельды Габдуллина «Великое кочевье», я невольно воскликнул: «О, почти ангел?!».

Рассказ был о деятельности Л. И. Мирзояна, первого секретаря ЦК КП(б) Казахстана (1933–1938 гг.), кого казахи, как безымянный чабан из «района близ Аулие-Аты», называли «Мырза-жан». За что?

Да, с приходом нового руководителя многострадальный Казахстан облегченно вздохнул. Людям вернули незаконно отобранный у них скот. Внимание было обращено на отрасли народного хозяйства, на науку, на образование и культуру (безусловно, по совету и при материальной поддержке Кремля).

Работавший в те тяжелые годы в редакциях районных, областных, республиканских газет старый журналист Мадат Аккозин писал в своей документальной повести «Вернуть из забвения» следующее: «Мирзоян после такого предшественника (Голощекина. – Г. К.) явился как спаситель народа. Появилась работа. Отменили карточки на хлеб, его продавали в магазинах за деньги. Начал налаживаться быт людей. Но на смену массовому голоду пришел массовый арест с расстрелами».

К сожалению, так и было. Например, Союз советских писателей (ССП) Казахстана насчитывал около двадцати членов, из них: основополжники казахской письменной литературы Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Сакен Сейфуллин, Ильяс Жансугуров, Беимбет Майлин, а также Абдрахман Айсарин, Орынбек Беков, Абдолла Асылбеков, Мажит Даулетбаев расстреляны по статье «враг народа», а остальные осуждены по тому же обвинению на 10 лет.

Таким образом, ССП был разгромлен. Кем? В первую очередь, давшим санкцию на все это Мирзояном! И его людьми. А также шрейдерами, реденсами и другими «архибдительными» чекистами.

К слову. Хотелось бы привести один пример из не литературной среды. Мирзоян сам назначил Темирбека Жургенова Комиссаром образования, сам и его погубил.

За что? Судя по мемуарам композитора Е. Брусиловского, Т. Жургенов твердо настаивал на уважении государственного, то есть казахского языка, в своем комиссариате все мероприятия проводил на казахском языке, чем, однозначно, «националист» нажил себе врагов со стороны самого «хозяина» и его кадров-пришельцев.

Вот что сказал И. Сталин 5 марта 1937 года на пленуме ЦК ВКП(б) по поводу деятельности Мирзояна: «…Взять, например, товарищей Мирзояна и Вайнова. Первый из них является секретарем краевой партийной организации Казахстана… перетащил с собой в Казахстан из Азербайджана и Урала, где он раньше работал, 30 – 40 человек «своих» людей и расставил их на ответственные посты в Казахстане. Есть, стало быть, своя артель у товарища Мирзояна. Разве нельзя было подобрать работников из местных людей? Конечно, можно было… Я его несколько раз предупреждал, не таскай за собой своих приятелей ни из Азербайджана, ни с Урала, а выдвигай людей в Казахстане, не отгораживайся от местных людей в Казахстане, потому что… – что значит таскать с собой целую группу приятелей, дружков из Азербайджана, которые коренным образом не связаны с Казахстаном? Что значит таскать с собой целую группу приятелей с Урала, которые тоже не связаны с Казахстаном? Это значит, что ты получил некоторую независимость от местных организаций, и, если хотите, некоторую независимость от ЦК. «У него своя группа, у меня своя группа, они мне преданы…». Это значит недоверие местным кадрам…».

«Хвост» Мирзояна был намного больше 30–40 человек. Они – Бадабашьян, Саакасян, Саркисян, Поузбекян, Айрапетян, Ширазян, Асриян, Саумов, Саркисов, Юсупов, Пинхасик, Свердлов, Киселев, Степанов, Кулиев, Камакидзе, Рзаев… занимали ключевые посты и, разумеется, выполняли и перевыполняли свои планы «по ликвидации местных врагов народа». Будь на их месте казахстанские кадры: русский, украинец, уйгур, еврей, армянин, немец… они, я уверен, не проявили бы кровожадную сверхактивность, как эти пришлые «незаменимые»!

Мало того, Мирзоян пишет Л. Кагановичу письмо о том, что здесь, в Казахстане, нет кадров; нужны: в каждую область по 10, для г. Караганды 10-15 человек… В 17 районах нет прокуроров, в 28 районах нет народных судей.

Выходит: одной рукой истребляет местных кадров, а другой рукой просит у Москвы! Значит, ему недостаточно было своих прицепных дружков?!

Известен факт: видный писатель Сабит Муканов, который был хорошим приятелем Мирзояна, написал ему письмо по поводу «разоблачения врагов народа», о погроме в ССП и просился на прием, однако получил отказ.

Выдержка из газетной статьи: «Коммунист – совесть эпохи, если он думает о народе, – считал Мирзоян. – Если коммунист о народе не думает, нам с таким коммунистом не по пути». То есть, не говоря о перечисленных выше коммунистах-писателях, Сабит Муканов тоже не думал о народе, и Мирзояну было не по пути и с ним?

В данной «шершавой» статье, написанной в основном со ссылкой на материалы Т. Достанбаева из г.Тараза, говорится: «…Расстрельные списки поступали из Центра. Наши сегодняшние «добрые друзья» Мирзояна всячески навязывают нам мысль о том, что Левон Исаевич был причастен к зловещим спискам, хотя конкретных фактов привести не могут. А вот то, что он многих людей в Казахстане спас от репрессий, общеизвестно…».

Интересно. Казахи говорят: «Көкек өз атын өзі шақырады», что в переводе звучит: «Кукушка сама себе кличет». То есть получается наоборот: авторы статей, по-моему, не ищут ненужные им факты, не читают ненужные им книги (об этом чуть позже).

В мирзоянский период было арестовано, по пока не уточненным данным, 110 000 человек, из них 25 000 расстреляны. Это – «…то, что он многих людей в Казахстане спас от репрессий»?

Я предлагаю автору статьи и всем «настоящим друзьям» Мирзояна ознакомиться, например, с книгой доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института российской истории РАН, автора восьми монографий по истории СССР Юрия Жукова «Иной Сталин», прочесть хотя бы страницы 445 – 449. Пока же позволю себе привести некоторые выдержки из нее, касающиеся деятельности Мирзояна:

«Лимиты», запрошенные руководителями региональных парторганизаций и утвержденные Политбюро.

…Казахская ССР. Расстрел – 2346. Высылка – 4403…

…цифры «лимитов» по обеим категориям – расстрел, высылка – позволяет назвать поименно тех партократов, кто более других жаждал крови, и отнюдь не в переносном смысле.

Оказалось, что численность намеченных жертв свыше пяти тысяч определили семеро: А. Икрамов – Узбекская ССР, 5441 человек; К. М. Сергеев – Орджоникидзевский (бывший Ставропольский) край, 6133; П. П. Постышев –Куйбышевская область, 6140; Ю. М. Каганович – Горьковская область, 6580; И. М. Варейкис –Дальне-Восточный край, 6698; Л. И. Мирзоян – Казахская ССР, 6749…». «Мырза-жан» на первом месте!

Это из списка «лимитов», поступивших только 11 июля 1937 года. «Лимит» Мирзояна возвращен с плюсом Ежова: расстрел – 2500, а высылка – 5000 человек. Как показывают документальные исследования последних лет, Ежов часто сам лично удовлетворил просьбы «лимитчиков».

«…Мирзоян пытается уменьшить число жертв, но НКВД был всемогущ и ему никак не подвластен», – говорится в статье. В таком случае почему он не задумался о своей совести, чести и не покинул проклятый пост? Может быть, он обращался к постоянно «мрачно думающему» о нем Сталину с просьбой освободить от занимаемой должности и перевести обратно в Азербайджан, Уральск или в другую республику? Нет. Вместо этого…

Из книги Ю. Жукова: «13 июля (1937 года, – Г. К.) первый секретарь ЦК КП(б) Казахстана Л. И. Мирзоян направил в Москву на имя Сталина шифротелеграмму: «Во время съезда Компартии Казахстана кандидатура председателя Казахского ЦИК тов. Кулумбетова после длительного обсуждения на пленуме съезда тайным голосованием была провалена. Основным мотивом отвода и провала был факт перехода в 1919 г. тов. Кулумбетова с оружием в руках на сторону врага. За последние два месяца после съезда ряд арестованных участников контрреволюционной рыскуловской и нурмаковской организации показывают на Кулумбетова как на одного из активных участников этой национал-фашистской организации. Возможно, в ближайшие дни следствие покажет необходимость ареста Кулумбетова. Мы считаем совершенно необходимым освободить Кулумбетова от обязанностей председателя ЦИКа и просим ЦК ВКП(б) утвердить наше предложение об освобождении Кулумбетова от обязанностей председателя ЦИКа. Кандидатуру нового председателя ЦИКа внесем на утверждение Политбюро в ближайшие дни».

Спустя два дня ПБ утвердило предложение Мирзояна. У. Кулумбетов был снят, арестован, расстрелян…».

В этом своем письме, как видите, Мирзоян взял на мушку и Т. Рыскулова и Н. Нурмакова!

Есть копия другого письма Мирзояна Сталину от 1 декабря 1937 года, №2748/Ш, где сказано, что в республике «…репрессировано по первой категории 8 тысяч и по второй категории 8 тысяч человек. По этим двум категориям активного повстанческого, диверсионного и шпионского элемента нами изъято по ликвидированным организациям и группам на 1600 человек больше установленного лимита. Для полной зачистки остатков мы просим разрешить нам дополнительно репрессировать по первой категории 600 человек и по второй категории 1 тысячу человек».

Ну, каков «Мырза-жан»?!

Кто скажет: сколько «лимитов» запросил Мирзоян в течение 5 лет своего бесчинства в Казахстане и сколько «врагов народа» уничтожил? Если бы он вместе с «лимитом» каждый раз посылал расстрельные списки «врагов народа», интересно, на сколько месяцев он обеспечил бы работой аппарат НКВД СССР?

Обратите внимание на формулировки Мирзояна: «с оружием в руках на сторону врага… контрреволюционной рыскуловской и нурмаковской организации… национал-фашистская организация… активного повстанческого, диверсионного и шпионского элемента»!

Как мог на это не верить Кремль, когда сам Мирзоян пишет?! Может быть, все его письма были написаны им под диктовку «неподвластного» ему НКВД? Вот вам и «Мырза-жан» – «Щедрая душа»! Старался обеспечить народ материально – вернул скот, а морально искалечил, физически и духовно истребил – уничтожил весь цвет казахской интеллигенции! Только ли интеллигенции?!

За это ему – памятник, улицы его имени, хвалебные оды?!

Беспечен наш народ. Как писал великий Абай:

«…Жақсы менен жаманды айырмадың,
Бірі қан, бірі май боп екі ұртың…».

То-есть:
«…Не мог распознать добро и зло,
За одной щекой кровь, за другой – сало…».

В последние годы издательствами России выпущены десятки книг о голоде, репрессиях, войне. Почти у всех авторов-антисталинистов главный герой – И. Сталин. И Мирзояна он подвел: велел поехать в Казахстан со своими дружками, образовать там «свою артель» и уничтожать казахский народ, начиная с его интеллигенции – настоящих врагов советского строя.

Я – не сталинист и не антисталинист. Читаю эти книги, ищу в них историческую правду тех лет, сопоставляя факты с обеих сторон. Что интересно, доводы критиков Сталина жидковаты. Прав историк, академик РАН А. Чубарьян: «Многие авторы, «разоблачающие» Сталина, не нуждаются в архивах, нечего бояться мертвого, и пользуются слухами, сплетнями и думают, что они правы».

Еще одно мнение. Телохранитель Сталина А. Рыбин говорит: «…Все, кто сейчас клевещет на него, совершенно не знают этого человека, видели его только издали, в кино или прочитали о нем у писателей, которые тоже ничего толком не знали, для пущего страху все придумав…».
В связи со слухами, сплетнями и выдумками мне вспомнилось содержание беседы И. Сталина с А. Коллонтай в 1939 году, прочитанная мною ранее. Приведу выдержку:

«Многие дела нашей партии и народа будут извращены и оплеваны прежде всего за рубежом, да и в нашей стране тоже. Сионизм, рвущийся к мировому господству, будет жестоко мстить нам за наши успехи и достижения. Он все еще рассматривает Россию как варварскую страну, как сырьевой придаток. И мое имя тоже будет оболгано, оклеветано. Мне припишут множество злодеяний.

Мировой сионизм всеми силами будет стремиться уничтожить наш Союз, чтобы Россия больше никогда не могла подняться. Сила СССР – в дружбе народов. Острие борьбы будет направлено прежде всего на разрыв этой дружбы, на отрыв окраин от России…

С особой силой поднимет голову национализм. Он на какое-то время придавит интернационализм и патриотизм… Возникнут национальные группы внутри наций и конфликты. Появится много вождей-пигмеев, предателей внутри своих наций.

В целом в будущем развитие пойдет более сложными и даже бешеными путями, повороты будут предельно крутыми. Дело идет к тому, что особенно взбудоражится Восток. Возникнут острые противоречия с Западом…».

Не спорю, да, Л. Мирзоян старался делать добро для Казахстана, перечислить чего нет необходимости, в статье все учтено. Однако возникает логичный вопрос: ведь Мирзоян пришел на голое место после Голощекина, то есть необходимые средства и сельхозпродукты он привозил с собой вместе со своими дружками? Кремль просто десантировал его, Мирзояна, и «привет-прощай!»?..

По поводу упомянутого в вышеназванной статье вопроса относительно Казахского филиала АН СССР и АН Казахской ССР. Здесь обходить и объехать имя К. Сатпаева никак не следует, поскольку в этой сфере заслуга Каныша Имантаевича очень велика. Когда он по проблемам меди Жезказгана, геологической науки республики не раз побеседовал с С. Орджоникидзе, руководителями АН СССР, в письме И. Сталину, постоянно подготавливал почву для организации филиала союзной АН, после – саму АН республики. Как пишут в своих трудах и воспоминаниях соратники Каныша Имантаевича, партия и правительство СССР высоко ценили его как великого геолога, большого организатора научных дел.

Потому в 1941 году он был назначен заместителем председателя президиума Казахского филиала АН СССР, а когда была основана АН республики в 1946 году, он стал ее первым президентом! То есть весь комплекс вопросов относительно науки в Казахстане решался в Москве при участии Каныша Имантаевича, а не Мирзояна.

Габбас
КАБЫШУЛЫ

Республиканский еженедельник онлайн