«Общественная позиция»
(проект «DAT» №32 (396) от 7 сентября 2017 г.
Экспертный анализ
(Продолжение. Начало в предыдущих номерах)
О ПРОБЛЕМАХ ТУБЕРКУЛЕЗА
В настоящее время в Казахстане в отношении туберкулеза создалось предвзятое, искаженное, не соответствующее действительности мнение о том, что туберкулез мы победили, что он более не является серьезной проблемой. Таково мнение чиновников «от туберкулеза». Так ли оно на самом деле?
Как было отмечено, по стандартам ВОЗ, 50 случаев заболевания в стране на 100 тысяч населения считается эпидемией туберкулеза. А у нас в стране этот индикатор в 2 раза выше, значит, у нас ежегодно эпидемия туберкулеза. А этот показатель среди подростков в 2 раза выше (90,9), а среди заключенных – в 20 раз (942,1). Все эти люди ходят среди нас, в школе, в транспорте – везде.
Кроме того, в Казахстане более 20 лет функционирует система «ДОТЦ», которую мы переняли из Европы. Что это такое? Это амбулаторное лечение начальных, легких форм туберкулеза. Случаи туберкулеза в странах Западной Европы, Америке, Израиле – это крайняя редкость. Там практически нет запущенных форм туберкулеза. И следует признать, население там грамотное, цивилизованное, противоэпидемиологические мероприятия в очаге проводятся на высшем уровне. Поэтому «ДОТЦ»-система там приемлема.
А что делается у нас? У нас, во-первых, менталитет населения другой, люди стараются скрыть свое заболевание, особенно более состоятельные семьи. Они лечатся тайно, скрытно, естественно, они на учете не состоят. И эти больные с открытой формой туберкулеза продолжают жить в семьях, вместе с детьми. Как в таких случаях говорят казахи: «Ауыруын жасырған – өледі».
У нас очень много запущенных форм туберкулеза, которые «ДОТЦ»- системой лечить нельзя. У нас плохо поставлено не только лечение, но и противоэпидемиологические мероприятия в очаге. СЭС нет, проверять некому. Еще один немаловажный факт – неверная статистика по туберкулезу, и не только. Сегодняшняя статистика в медицине не соответствует истине. В поликлиниках за «нехорошие» показатели по туберкулезу, и не только, бьют, штрафуют. Поэтому они дают такую цифру, которая их устраивает. Благо, никто не проверяет. Вот и все.
В итоге такого «героического» очковтирательства чиновников по борьбе с туберкулезом, о чем они докладывают с высокой трибуны, сегодня ликвидированы городские и районные туберкулезные больницы, диспансеры. Областная туберкулезная больница сокращена до предела. Больных с туберкулезом принимают в обычных поликлиниках вместе с детьми и другими больными. Что делается с очагом – неизвестно, контактные лица не проверяются. Охват населения флюорографическим осмотром – неизвестно, что происходит с детьми в школах, контроль отсутствует, все идет самотеком. Поэтому заболеваемость среди подростков в 2 раза выше, чем по стране. Что будет дальше?
Все это результат неграмотного, непрофессионального чиновничьего подхода в решении важных государственных проблем. Туберкулез в стране цветет (эпидемия), а мы ликвидировали тубучреждения. Последствия такого подхода будем пожинать через много лет, когда грянет гром, когда потеряем слаженную систему и квалифицированных кадров. Виновных, как всегда, не будет. Ведь в соседней России, где эпидемиологическая ситуация по туберкулезу намного лучше, чем в Казахстане, «ДОТЦ»-систему не внедрили и там тубдиспансеры не ликвидируют.
Справедливости ради надо сказать, что система борьбы с туберкулезом в советское время была намного лучше и эффективнее. Можно было ее сохранить с соответствующей корректировкой для такой страны, как Казахстан, где до сих пор сохраняется высокая заболеваемость, особенно запущенные формы. Мы всем этим поступкам чиновников не даем своевременную объективную оценку и всегда боремся с последствиями.
О СТРАХОВЫХ КОМПАНИЯХ И СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЕ
В стране появилось множество медицинских страховых компаний. Они составляют договора с крупными промышленными предприятиями на медицинское обслуживание их работников, а лечение проводят в государственных больницах или поликлиниках. Другими словами, страховые компании занимаются посредническими услугами. При этом они сами определяют, какие медицинские услуги оплачивать, а какие – нет. Оплачивается в основном экстренная помощь. Это тоже однобокая работа. Плановое оздоровление патологии – это и есть профилактика экстренных заболеваний. В целом медицинские страховые компании выполняют определенный объем работы и значительно разгружают бюджет. Но их финансовая деятельность остается непрозрачной.
К примеру, какая часть от страховых поступлений тратится для лечения больных, а какая – для собственных нужд? Это очень важно, так как эти деньги бюджетные и предназначены для больных. Если судить по тому, как живут сегодня эти компании, то здесь есть много вопросов. Необходим специальный закон, регулирующий деятельность страховых компаний, где все должно быть четко прописано. Нельзя допустить, чтобы они наживались на средствах, предназначенных для лечения больных.
С 2017 года, как было объявлено, начнет функционировать обязательное медицинское страхование (ОМС). Как оно будет работать, пока сказать трудно. Если судить по имеющейся информации, то ясно одно: вероятно, будет дополнительная нагрузка на самого работника, но об этом открыто не говорят. Работник и без того 10% от заработной платы отчисляет в пенсионный фонд, 10% – социальный налог и если еще 3% будет отчислять на ОМС, то ему жить будет не на что.
Кроме того, была информация, что неиспользованные его страховые отчисления якобы на следующий год не переходят. Почему так? Если он отчислял из собственной заработной платы, то это его личная собственность, которая охраняется Конституцией РК (статьи 6,18,26). В этом случае это должно считаться как индивидуальное медицинское страхование и средства должны накапливаться на счету этого человека. Это принципиально важно.
Из какого источника работодатель будет отчислять средства на ОМС? Откуда бюджетные организации (например, школа) найдут средства на это? Значит, должно быть дополнительное финансирование школ. А об этом речь не идет. Поэтому заранее можно предположить, что средства будут удержаны из заработной платы работника, хотя об этом открыто не говорят. Таким образом, будет еще один прецедент, как и пенсионная система, когда государство в принудительном порядке производит отъем личной собственности граждан.
Частные пенсионные фонды ликвидировали, создали ЕНПФ. Прошло 4 года, что изменилось? Сегодня в стране имеется 236 центров ЕНПФ, которые живут на пенсионных отчислениях граждан и фонд практически разворован.
Кроме того, в прессе была информация о том, что руководители ОМС уже успели назначить себе зарплату более 1,7 млн тенге в месяц. Все это вызывает справедливое недовольство населения. Мы хорошо помним ситуацию с ФОМС, где основной причиной, похоронившей его, была неплатежеспособность исполнительного органа (бюджета) за неработающее население. Сегодня в стране порядка 70% населения относятся к социально уязвимым слоям, и нет уверенности в том, что эта история не повторится.
Опять-таки много неясных вопросов. Ясно одно, что ОМС не решит все проблемы сегодняшнего здравоохранения в стране, как об этом громогласно заявляют чиновники. Оно будет лишь дополнительным источником финансирования для здравоохранения и нагрузкой на работника. Индивидуальное медицинское страхование должно быть добровольным, как и во всем мире. Принудительные меры со стороны государства, когда дело касается личной собственности граждан, – недопустимы.
(Продолжение следует)
Миллят КАРАЖИГИТ,
кандидат медицинских наук, независимый
медицинский эксперт
Кстати
Нурсултан Назарбаев: Купи две коровы, дои их… И ПЛАТИ ГОСУДАРСТВУ
Министерство здравоохранения должно решить вопросы доступа к медицинским услугам самозанятых в системе медицинского страхования, сказал президент Нурсултан Назарбаев на совместном заседании обеих палат парламента в понедельник.
«Не могу не остановиться на страховании в медицине. (…) У нас 2,7 млн человек считаются самозанятыми. Я все время задаю вопрос всем министрам социальной защиты – где это такое есть в мире слово «самозанятые». Это самый прямой уход от налогов – вот что это такое. Он должен расплатиться с государством за возможность заниматься своим делом. Он что, безработный? За безработных мы приняли решение – если у тебя нет работы, мы даем микрокредит в деревне. Купи две коровы, дои их и продавай, или посади огород и плати государству. Хорошо поработаешь – в следующем году еще пять раз дадим», – сказал Н. Назарбаев на парламенте.
«Получается, эти 3 млн самозанятых останутся за бортом медицинского страхования? То есть им мы должны, как раньше (обеспечивать доступ к медуслугам), а этим говорим «плати». (…) Давайте разберемся в основах. Я еще раз говорю – наверное, будем переходить, это прогрессивно, я не против, но давайте не спотыкаться опять», – подчеркнул президент.
Напомним, с 1 июля 2017 года вступила в силу норма об обязательной уплате взносов по медстрахованию. Как поясняла председатель правления Фонда социального медицинского страхования Елена Бахмутова, с 1 июля работодатель начинает платить ежемесячно 1% от зарплаты работника, к 2020 году эта ставка постепенно увеличится до 3%. Индивидуальные предприниматели (ИП) и приравненные к ним лица – адвокаты, нотариусы, медиаторы – оплачивают взнос за себя в размере 5% от 2 минимальных зарплат – Т2445,9 в редакции 2017 года. За наемных работников, если они есть, ИП платят как работодатели.
«D»