Военный суд Акмолинского гарнизона приговорил бывшего заместителя командующего Военно-воздушными силами Министерства обороны РК генерала Аскара Бульдешева к лишению свободы сроком на 8,5 года за превышение должностных полномочий. Осужденный генерал не признал своей вины. А между тем один из причастных к государственной закупке по этому скандальному делу полковник Нуржан Муканов ко Дню защитника Отечества получил звание генерала авиации.
Бульдешева обвинили в превышении служебных полномочий при издании приказа о приемке в эксплуатацию неисправной военной техники.
Пока шел суд над Бульдешевым, его прямой начальник Сорокин ушел на пенсию, другой – начальник контрразведки ВВС МО РК Батуллин продолжает доблестно служить во славу нашего Отечества.
В деле Бульдешева, как кажется, много противоречий.
Так, поводом для его ареста послужил рапорт Батуллина, который сообщает, что 22 декабря 2012 года Бульдешев подписал фиктивный акт на сумму 114 млн. 508 тыс. 350 тенге по приемке военного имущества. Однако это никак нельзя ни понять, ни объяснить. По той причине, что необходимые изделия к военной технике были поставлены в рамках трехстороннего контракта на поставку между Главным управлением по материально-техническому снабжению (ГУМТО), МО, ТОО «RG Trade». Акт был составлен не по качественным параметрам, а по количеству поставленной техники.
Решение о поставке необходимых изделий было принято по общему согласию между командующим ВВС РК генерал-лейтенантом А. Сорокиным и командующим ПВО РК Н. Мукановым. К этому договору Бульдешев никакого отношения не имел. Более того, нет его подписи в документе о выделении средств по государственному заказу!
Бульдешев включился в исполнение этого решения лишь после того, как стоящее над ним руководство его подписало. Другими словами, он был лишь исполнителем его воли. Ни к изданию приказа, ни на поставку изделий к технике он не имел никакого отношения. Можно ли в таком случае квалифицировать как должностное преступление исполнение указующего свыше перста?
Как следует из материалов уголовного дела, в проведенном тендере на поставку изделий военной техники для ВВС выиграло ТОО «RG Trade» (Т. Жумаханов). Договор на поставку был подписан в конце третьего квартала 2012 года. Мало того, что Жумаханов не торопился исполнить задание, он растянул сроки поставки. Как ответственный за прием деталей техники Бульдешев докладывал своему руководству: если ТОО не выполнит в срок задание, то, согласно постановлению правительства №1039, предлагал осуществить поставку через «Казспецэкспорт».
По показаниям представителя ГУМТО (начальник генерал-майор Б.Майкеев), поставка через «Казспецэкспорт» оказалась бы слишком затратной.
В итоге Жумаханов поставил детали техники слишком поздно. Вдобавок ко всему на Бульдешева навалилась другая проблема. Утвержденный в качестве председателя комиссии Гладков наотрез отказался принимать технику под предлогом отсутствия специалистов. А командующий ПВО полковник, а ныне генерал Н.Муканов на звонки Бульдешева не отвечал.
В связи с этим возникает вопрос: что было бы, если в тот момент послушались Гладкова и не приняли изделия техники? Версия ответа: тогда Бульдешева обвинили бы в ослаблении боевой готовности нашей обороны! Ведь до этого всю необходимую технику пытались осуществлять через частные фирмы. По факту поставки (2008-2010г.г.) некачественных изделий военной техники МО сотряла не один скандал. Расследования вроде бы велись, но результатов никаких. Так, в ходе расследования одного из них оказалось, что Т. Жумаханов хоть и имел возможность поставки военных изделий, но не имел лицензии на поставку военной техники. Об этом Бульдешев узнал позже. Почему к ответственности тогда привлечен Бульдешев, который не имел никакого отношения к тендерной комиссии, а не ее члены?
Но сроки договора поджимали, Бульдешев опасался, чтобы выделенные средства не пропали, поэтому принял детали техники, тем самым выполнив условия поставки по договору. Тем более, что ВВС действительно испытывали потребность в этой технике.
При этом учитывал он и то обстоятельство, что, окажись технические изделия неисправными и некачественными, то в течение года их можно заменить или вернуть средства обратно. Все эти моменты оговорены в трехстороннем договоре. Поэтому он принял военное имущество по количеству, а проверить его на качество – дело времени, отпущенного договором.
Однако не только один Бульдешев, но Минобороны враз лишилось возможности проверить поставленную технику на качество.
Как выяснилось в суде, приняв изделия по количеству, с 28 декабря 2012 года по 10 января 2013 года Бульдешев ушел в очередной трудовой отпуск. Перед этим он поручил полковнику А. Омарбекову проинформировать высшее командование о проведении испытаний изделий на соответствие качеству. Что тот и сделал. Однако руководство никак не отреагировало.
А далее нагрянула проверка, изделия, долго ждавшие своего часа в хранилище, не прошли испытание. Крайним оказались Бульдешев и Жумаханов.
По словам защитника экс-генерала Б. Бидилдаева, с самого начала не было никаких оснований возбуждать уголовное дело. Можно было решить проблему в рамках гражданско-правовых отношений, на худой конец – рассмотреть правонарушение в дисциплинарном порядке.
По закону в случае несоответствия изделий качеству при проведении испытаний, причем в присутствии исполнителя, и обнаружении неисправных деталей, вся ответственность за отказ в приеме ложится на него. Однако испытания были проведены после того, как Жумаханов оказался за решеткой, 4 из 11 изделий оказались с дефектами. И вышло так, что некому даже было в это время вплотную заниматься приемкой – восстановить дефектные изделия или же вернуть денежные средства за них, так как исполнитель заказа (Жумаханов) и приемщик изделий (Бульдешев) находились уже в следственном изоляторе.
К сожалению, Казахстан упустил возможность заменить неисправные детали, согласно условиям контракта поставки в течение года, или же возместить убытки в сумме 45 560 100 тенге. И этот факт дает повод, чтобы задаться вопросом: а может, кому-то было выгодно, сфабриковав уголовное дело, засадить за решетку Бульдешева?
По крайней мере, на то подталкивает следующий факт, озвученный в суде.
В день приемки изделий в подразделении, которым командует А. Мырзабеков, произошло вот что.
22 декабря 2012 года в 09.10 через КПП подразделения прошел руководитель ТОО «RG Trade» Жумаханов, в 11.30 он покинул войсковую часть № 55065. Специалисты, зарегистрированные в книге регистрации как «члены комиссии», пришли в 10.00 и до 11.40 находились на территории. То есть они прибыли в подразделение после Жумаханова и ушли тоже после него. Но именно в это время Бульдешеву доложили, что «специалисты не явились».
Спрашивается, зачем, с какой целью надо было дезинформировать Бульдешева? Чей приказ выполняли служивые?
Следует также отметить, что перед Бульдешевым не стояла задача по выявлению качества поставленных изделий военной техники. Он должен был проверить их на предмет соответствия количеству.
Кстати, о качестве. 30 октября 2012 года в подразделении №55065 безо всякой проверки на соответствие качеству, без проведения каких-то испытаний в течение дня приняли все технические изделия, поставленные «Укробороносервис».
Несмотря на то, что отсутствовал один из членов комиссии, в итоге был подписан акт приемки изделий стоимостью $57 814 и $68 226. Это как бы штрих к нелепости обвинения в отношении Бульдешева.
Адвокат генерала еще на стадии предварительного следствия обращался с жалобами к генпрокурору РК, главному военному прокурору с требованием отменить постановление о привлечении в качестве обвиняемого А.Бульдешева и прекращении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления в действиях своего подзащитного.
По мнению другого адвоката Бульдешева, уголовное дело возбуждено без всяких оснований и в немыслимые сроки. Его подзащитный всего лишь добросовестно выполнял приказы главнокомандующего ВВС РК и своего непосредственного начальника Сорокина, который, кстати, подтвердил, что Бульдешев выполнял его приказ, и он имел полномочия изменить состав комиссии. «Я не пойму, почему Бульдешев – очень добросовестный, преданный своему делу офицер, находится под арестом», – говорил он. Печально, но факт. Сегодня в Казахстане в авиации не осталось ни одного из тех 10 офицеров, которые в свое время вместе с Аскаром Бульдешевым окончили Академию авиации. Все они добровольно уволились из армии. Почему?
Гульмира ТОЙБОЛДИНА,
«D»
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
НА ОЧЕРЕДИ – генерал Майкеев
Предварительное слушание по делу заместителя министра обороны Багдата Майкеева ожидается на днях в Алматы.
Генерала, позиционировавшего себя непримиримым борцом с коррупцией, обвиняют во взяточничестве. Он обвиняется по статьям «получение взятки», «дача взятки» и «незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств».
Напоминаем, что генерал Багдат Майкеев – четвертый из генералов Министерства обороны Казахстана, в течение последних лет обвиненных в коррупционном преступлении. Выше мы писали о том, что генерал-майор Аскар Бульдешев был осужден на восемь с половиной лет по обвинению в хищении более миллионов тенге (около одного миллиона долларов по курсу тенге в то время).
Бывший начальник главного управления вооружений Министерства обороны генерал-майор Алмаз Асенов в июле 2013 года был осужден на 11 лет по обвинению в получении взятки в 200 тысяч долларов США.
Пять лет назад, в апреле 2009 года, был арестован заместитель министра обороны генерал-лейтенант Кажимурат Маерманов. В феврале 2010 года он был осужден на 11 лет по обвинению в совершении коррупционных преступлений, злоупотреблении властью и получении взятки.
В отношении всех этих осужденных генералов суды вынесли решение о ходатайстве перед президентом Казахстана о лишении осужденных высшего воинского звания и государственных наград.