«Общественная позиция»
(проект «DAT» №40 (404) от 02 ноября 2017 г.
«Не государство – где владыкою один»
(Окончание. Начало в №39 (403) от 26 октября с.г.)
Ты слишком долго был «бойцом идеологического фронта» и теперь, что поделаешь, не изменяешь, судя по твоему поведению, ни на йоту эту свою благоприобретенную натуру. Повторяю, ты не один, клюнувший на удочку или вправду заглотивший ее в сонме советских партайгеноссе.
Ах, если бы ты знал, что «нет ничего гибельнее апофеоза наших заблуждений, этого благоговейного отношения к призрачным химерам», как писал задолго до нас Ф. Бэкон. Если не знал, тоже нет особой крамолы – твой антипод, то бишь я, автор этих самых строк, узнал об этом замечании великого английского философа, историка, политика, основоположника эмпиризма, тоже гораздо позже, чем следовало, только что при написании настоящего послания к тебе.
Но дело, вернее – беда в том, что ты, сдается, вообще не заморачиваешь себя вопросами более высокого порядка, нежели повседневности, – философии, этой царицы наук, рассматривающей проблемы реальности, причинности, истинности и рациональности, которая, согласно Эпикуру, «… и есть учение о том, как направить человека по пути, ведущему к счастью, избавляющему от страданий в его земной жизни». К великому огорчению, и позже, много лет спустя, как бы кто ни надеялся среди твоих сограждан на лучшее в твоем поведении уже не назначенного, а избранного правителя, у тебя ни в голове, ни в душе так и не произошло инсайта – озарения, вспышки, освещающей истину, своего рода квантового скачка сознания. Проще говоря, ты не достиг, не мечтая о высшем, даже нормального уразумения не то что природы вещей, сущности бытия, а доступного визуальному наблюдению обычного состояния реальной действительности.
Хотя, не сомневаюсь, ты в свое время явно слышал глас, который исторгало во всей стране и республике миллионоустое большинство о правде и справедливости во всем, как в практике, так и в политике, но непреклонно оставался на уме, когда дело касалось к госпоже жизненной удаче, то есть к вещам более прозаическим, ведущим к твоей собственной личной выгоде, зная наверняка, что поднятые эпохальной бурей массового энтузиазма людей всякий ветер стихнет, а волны улягут, и вновь начнется, прежде всего для подобных тебе правителей, кому настоящий пир, да хоть во время чумы. И наступили-таки для таких субъектов, как ты, субъектов, кому «где хорошо, там и Отечество» (по-моему, так сказал Чаадаев, кстати, тоже тюрк по родословной), для тебя благословенные времена всевозможных, но для других – вовсе невозможных, манипуляций-спекуляций на новом витке хозяйственного развития страны, и ты мысленно быстро экстраполировал случившиеся исторические события на свое собственное ближайшее будущее, сулившее фантастические возможности, лишь прикрыв их смысловым камуфляжем, что-де что ни делается, все ради народного блага, и давал понять, что ты, дескать, уже самолично едва ли не главный и единственно верный проводник и осуществитель ожиданий-чаяний всего населения, позабыв обращение великого Абая к потомкам, в том числе и чуть ли в первую очередь к тебе: «Правитель плох – И, видит бог, Как плохо бедному люду. Взгляни на съезд, Съезди в уезд – Несправедливость всюду!» или «Прочти мои слова, обдумай их в тиши, Награда нам за труд милей, чем барыши. Корысть позорит нас, нельзя прожить достойно Без светлого ума, без пламенной души»…
Если ты, собственной персоной, не только благодаря своему гибкому позвоночку, но и природной сметливости и старанию нашел большое понимание и поддержку в республике, возглавляемой в то время Д.А. Кунаевым, который и назначил тебя на должность премьер-министра, то есть тебе удалось прямиком попасть в тогдашнюю правящую элиту Казахстана – гораздо высокий ярус жития-бытия, чем до сих пор. Там ты автоматически стал полноценным членом ЦК Компартии республики. Тогда вовсю еще гуляла поговорка о всесилии занимаемой подобными тебе людьми должности: «Сначала был матриархат, потом патриархат, теперь секретариат». Там ты приобрел определенный хозяйственно-обиходный опыт, затем стал успешно сотрудничать с заменившим его человеком, присланным из Центра, Г.В. Колбиным.
А когда, спустя недолгое время, после разыгравшихся, похожих на горный обвал, известных бурных политических событий вследствие знакового события в жизни и партии, и всего государства – устроенной М.С. Горбачевым знаменитой перестройки, с тобой, всегда державшим нос по ветру, разумеется, было установлено, что вполне естественно, знакомство в коридорах верховной власти уже непосредственно в Московском Кремле, откуда постоянно дергались все еще крепкие нитки-шупальцы управления во всех концах и уголках единой державы. Там ты, ни у кого нет и быть не может сомнения, сумел показать себя с положительной стороны, приобрел определенный авторитет, вместе с чем приходит и соответствующий вес во взаимоотношениях с курировавшими всеми делами в Казахстане вышестоящими товарищами, от кого зависела твоя дальнейшая судьба. А когда ты приближался к завоеванию их полного доверия, разыгрались нешуточные пертурбации во всей системе Советской власти, в частности, в ее высших эшелонах, в том числе Верховном Совете СССР, приобретшем теперь реальную силу вместо прежней декоративной вывески, тебе оставалось просто удачно попасть в последний вагон уходящего, как казалось, в небытие, советского поезда, непрерывно чадившего до последнего прощального гудка, означавшего «гуд бай» всем своим незадачливым пассажирам.
Однако при всем при том ты не должен был забывать, что за тобой, на твоей совести оставались кармические долги, семена которых следует сжечь раньше, чем им удастся вырасти в беды, для чего впоследствии следовало отдавать их всем обманутым тобой соотечественникам. Однако ты об этом особо не озаботился и до сих пор не озабочен, хотя давно должен был усвоить непреклонный житейский урок: недобрые очищаются от скверны в аду-преисподней, что, кстати говоря, мастерски, по-своему даже красочно описано у нашего с тобой общего учителя стихотворной словесности великого Данте Алигьери, автора бессмертной «Божественной комедии»…
Ты даешь подрастающему поколению дурной пример тягой и к накопительству, граничащей с алчностью, и к мишурному блеску, и к самообожанию. Кто-кто, но именно ты, казалось бы, потомок гордых, но не чванливых предков-степняков, должен был знать и всегда помнить их четкое и строгое предупреждение: «Самовосхваление человека – это начало его конца». Разве не о том же примерно говорил первоучитель нашего мудрого соседа – китайской нации, коим является, напоминаю тебе, Конфуций, автор книги «Изречения»: «Стыдись быть бедным и незнатным, когда в стране есть путь; Стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути». Это прежде всего ты должен был проложить в суверенном государстве Казахстане названный первым в этом лучшем из заветов древности в пределах нравственной памяти человечества благой путь, ведь по-настоящему умный правитель должен интериоризировать все лучшие нормы и правила, воплощенные и в национальном, и в интернациональном этикете, превратив их в безотчетную потребность сегодняшнего дня…
Итак, господин т.н. елбасы, в дальнейшем тебе приходилось иметь дело не только с членами партии или ее ЦК, а с избирателями – более реальной и строгой силой, перед которой ты начал кивать головой и вилять хвостом, опять убаюкивая их сказочными переменами к лучшему в скором времени, при этом сохраняя тиранию всевластия уже на другом посту – президента. Всяческие мысли, роившиеся в твоей, то есть одной-единственной, зато главной по административно-властной структуре голове государства, рикошетировали волей-неволей на головы всех других граждан, возбуждая или, наоборот, подавляя в них витальную силу – волю к жизни.
И вот сейчас, спустя срок жизни целого людского поколения, ты по-прежнему находясь почти в том же облачении агитатора-пропагандиста, но занимая высшую ступень законодательной, юридической и исполнительной власти (тут нет ни противоречия, ни преувеличения), вещаешь все о том же: Казахстан вот-вот войдет в число высокоразвитых государств мира, то ли в течение десяти- или двадцатилетия, то ли всего-навсего через полвека, трудно разобраться в существе вопроса, если судить по названиям целой кучи написанных тобой трудов и принятых в Казахстане документов относительно экономического развития, сплошь программного характера и стратегического значения, типа «2030», «2050», «100 конкретных шагов», «Пять институциональных критериев», «Нурлы жол», «Нурлы жер» или, извините, что-то еще в этом роде и сорте, которые ты, будучи, допускаю, единоличным автором всех этих сплошь «лучистих» так называемых новшеств, запихал в бездонную корзину вместе со всем прочим литературным хламом. Увы, реальных результатов от этих «шедевров» экономической науки ждать придется, боюсь, не скоро, если нечаянно не проснется и, поднатужившись, не свистнет рак на горе…
Тебя, господин т.н. елбасы, во всех твоих начинаниях поддерживают и потакают твоим амбициям правителя, как это делал ты сам в свое время в отношении всех своих боссов как в республике, так и в Союзе, кому не лень, весь твой, разросшийся до неприличия чиновничий аппарат, начиная от собственных двух зятьев (один из которых занимал одну из ключевых позиций во власти, но кончил свою жизнь весьма печально, а другой до сих пор продолжает править в высшем эшелоне бизнеса), заканчивая приученными «собаками на сене», то бишь твоими проверенными и преданными якобы соратниками-друзьями, которые в унисон с тобой предлагают теперь соотечественникам еще туже затянуть пояса. Сколько времени народ занят этим нехитрым упражнением – затягиванием пояса, можете посудить по одному лишь примеру: со времени введения в Казахстане национальной валюты тенге в обращение в 1993 году ее курс по отношению к американскому доллару (как точно так же к российскому рублю) подешевел, как минимум, стократно.
И это после осуществления, вернее бесплодной попытки осуществления множества так называемых крупных, даже фундаментальных реформ в жизни государства! Разве не была принята на расширенном заседании Политсовета партии «Нур Отан» 17 января 2008 года Программа реализации платформы «За процветание Казахстана и благополучие казахстанцев: как мы улучшим жизнь каждого гражданина», а 6 февраля того же года глава государства не выступил на совместном заседании палат парламента с посланием народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики»? Разве не было принято 13 октября на расширенном заседании правительства с участием акимов областей, городов Астаны и Алматы решение об образовании на базе двух крупнейших государственных холдингов – «Казына» и «Самрук» – фонда национального благосостояния «Самрук-Казына»? Разве не была принята 25 ноября того же года «антикризисная программа совместных действий правительства, Национального банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка с привлечением фонда «Самрук-Казына» и холдинга «КазАгро»?
Где и каковы результаты этих мероприятий сейчас, когда с той поры минуло без малого девять лет (!), то есть время, в течение которого начинают эродировать даже камни? Они ниже нуля, о чем говорят сухие, бесстрастные и, конечно, безутешные цифры.
В прошлом, 2016, году, согласно данным того же Комитета по статистике, реальные доходы населения сократились на 4,5% по сравнению с предыдущим годом, то есть произошло самое значительное падение уровня жизни населения за последние 16 лет, и число малообеспеченных стало гораздо больше и, что еще печальнее, эта тенденция, то есть обнищание масс сохраняется, экономическое положение государства неизменно катится по наклонной. Только за год, с февраля прошлого года по февраль нынешнего, цены на продовольственные продукты в Казахстане выросли в среднем на 10, в том числе на хлеб – на 13,1, а на отдельные товары до 30%. А по подсчетам мажилисмена Т. Сыздыкова, цены на основные виды товаров по 24 наиболее значимым наименованиям за последнее время (в марте месяце) подскочили практически в два раза.
А каково сейчас реальное состояние дел в экономике, я не имею на этот счет никаких конкретных данных, а оперировать посторонними мнениями-суждениями, пусть они исходят от моих самых близких и знакомых людей, которым я верю-доверяю и которые мне подсказывают их, я просто не имею твердого основания их озвучивать, поэтому пишу, без разгонистого почерка, не занимаясь бесплодным любопытством, стараясь обуздать-унять всякую аффектацию в моем положении поэта и гражданина, в сердце которого сидит заноза и которое исполнено эмпатии – способности переживать чужие страдания, в данном конкретном случае пронизано любовью к землякам и болью за их сегодняшний беспросветный быт, только то, что наверняка знаю сам, и привожу, как видите, достоверные факты.
Не только и не столько автомобилисты, подавляющее большинство рядовых казахстанцев взвыли с самого же начала этого года оттого, что цена на бензин за месяц подскочила дважды, а спустя некоторое время случилось ее третье по счету повышение, как будто подтверждая правоту байроновской иронии: «Известно, в марте млеет каждый кот, А в мае людям маяться черед»… Это было бы действительно смешно и забавно, если бы не было так тягостно и грустно на душе, ибо подорожай любое топливо, особенно такой его широко востребованный вид – бензин, это неизбежно потянет за собой цены целой цепи товаров народного потребления, в особенности – хлеба, который есть всему голова.
Тем не менее, не хочется не то что утверждать, даже думать, что это целенаправленная преднамеренность или следствие зловещего замысла властей, но ясно, это и далеко не случайность, не простое стечение обстоятельств, а закономерный результат слабой, если только не порочной, экономической мысли, отсутствия разумной, компетентной политики правительства и лично президента, субъектов, мало или плохо считающихся с непреложными законами реальности, бесконечно, с неотступным упорством, без конца придумывая отвлеченные, нежизнеспособные, выходит, на поверку, высосанные из пальца концепции.
Минул и май, и июнь, стоит уже осень («очей очарование», для поэтических натур, но не для влачащих жалкое, нисколько не преувеличивая и не преуменьшая, к горькому сожалению, существование людей труда), но, похоже, у Головы страны, то есть т.н. елбасы, по этому поводу особо не трещит – не идет кругом голова, коли он еще не созывал какого-либо неотложно-чрезвычайного заседания или собрания и не намерен, судя по всему, предпринимать какие-либо экстренно-реальные меры, чтобы немедленно выправить такое сложившееся в стране аховое положение, непонятно вообще, где такие жизнетрепещущие вопросы для всего народонаселения страны решаются или, во всяком случае, должны как-то решаться, пусть либо полюбовно, либо в более жестком варианте с теми нерадивыми хозяевами положения – частными лицами или государственными структурами, от чьей деятельности это зависит, ибо оставлять сию ситуацию в таком подвешенном состоянии может выйти дороже и себе, и, не дай бог, обществу в целом.
Грош цена всем так называемым головокружительным успехам и достижениям, о чем иной раз любят и готовы шегольнуть-расхорохориться, якобы во всеоружии, твои по сути квазигосударственные мужи и сам, в том числе и в первую голову бравируешь сам, к месту ли, не к месту, лишь бы лишний раз взболтнуть, тем стараясь обелить-отмазать собственно виноватую высокую власть перед малосведущей аудиторией не только собственной, случается, и какой-нибудь другой страны. Скорее эта страна добилась бы многократно, может – неимоверного большего, чем голо и сухо перечисляемое в этой химерической картине действительности, имей она такие же сказочные богатства и возможности их освоить, как Казахстан.
А ведь конечная цель, от альфы до омеги, всякой хозяйственной деятельности, работы существующих или вводимых в строй все новых предприятий: электростанций ли, элеваторов ли, локомотивов ли, выращивание зерна ли, скота ли на земле, добыча ли из недр ее миллионов тонн нефти, миллиардов кубометров газа, это прежде всего интересы и благо людей, то есть самих создателей-строителей всего этого, обеспечение их насущных нужд и разумных потребностей в еде, жилье, других жизненно необходимых вещах для них, для их детей и внуков, таких, как здоровье, образование, полноценный отдых, культурный и профессиональный рост, без чего трудно представить себе само существование рода гомо-сапиенса.
Когда у государства нет такого элементарного и сущностного одновременно понимания подобных простых вещей, трудно ожидать от него гарантии гражданину, реальной перспективы достойной жизни и будущего.
Амангали СУЛТАНОВ,
писатель
г.Москва