«Общественная позиция»
(проект «DAT» №18 (335) от 05 мая 2016 г.
Журналистское расследование
Как стало известно из источников в Нацбюро по противодействию коррупции, оперативно-следственная группа по делу Матаева в авральном порядке завершает следствие. Финполовцы его несколько раз продляли, но не найдя явных фактов хищения бюджетных средств, получили грозное указание с Астаны и пытаются сколотить обвинительное заключение для передачи в прокуратуру.
Здесь же нас ждут два решения – или отправят из-за сырого материала обратно в финпол для дорасследования, или направят в суд, что наиболее вероятно, учитывая, что против председателя Союза журналистов Казахстана сейчас направлены силы всех госорганов.
Подтверждением этого стал недавний вердикт межрайонного экономического суда, где по иску ГАСК Алматы вынесено противоречивое решение о сносе здания Национального пресс-клуба. Парадокс этого решения заключается в том, что руководство госархстройконтроля в свое время подписало документы по принятию здания в эксплуатацию, а через десять лет оспорило решение городского акимата, плюнув на указ президента о легализации имущества, которое по действующему законодательству не должно пересматриваться ни по каким обстоятельствам.
Это является прямым ударом по репутации главы государства, который недавно, в очередной раз, объявил о такой акции в целях пополнения республиканского бюджета и возврата денег, спрятанных в офшорах. Такой подставы, наверное, не ожидал и сам Назарбаев, который лично давал поручение передать здание под пресс-клуб перед переездом госорганов в Астану.
Думаем, что этот документ будет обнародован на предстоящем суде как часть защиты от рейдерского захвата активов пресс-клуба. Хотя судья уже после процесса в кулуарах настоятельно просил не упоминать о рейдерстве, уповая на беспристрастность и объективность. Но кто ему поверит на слово, когда есть собственноручно подписанный им документ? Думаете, есть ли надежда на апелляцию и кассацию? Однозначно, нет. Если кто-то думает, что иск ГАСК и решение суда были приняты самостоятельно, то глубоко ошибается. Такие решения в отношении публичной общественной организации и ее известного руководителя не принимаются на уровне города.
Насколько нам известно из достоверных источников, это решение принималось в Астане, куда несколько раз летали на согласование городские чиновники. Им прямо намекнули, делайте то, что вам велено. Тем более, что активной защиты на процессе со стороны руководителя клуба не будет, так как он находится под домашним арестом. Так и случилось.
Кстати, это нам подтвердили и в самом акимате, где прямо сказали о том, что «Байбек здесь не причем. Зачем ему сейчас ненужные головные боли. Зачем ему нужен оппонент в лице Матаева в политической перспективе». К слову, Байбек еще в партии «Нур Отан» ощутил силу прессы, когда стал известен общественности и социальным сетям благодаря КазТАГ, который выдавал его перлы «про мойку посуды, а затем купании детей, об экономии тепла из-за остывших батарей, про сына одноклассника президента».
Чтобы объективно взглянуть на сложившуюся ситуацию, мы попросили дать комментарий одного из иностранных журналистов, аккредитованного в Казахстане, при условии не называть его имя.
«У меня нет сомнений, что снос здания пресс-клуба, налоговые проверки и, наконец, возбужденное уголовное дело в отношении главы Союза журналистов Казахстана есть не что иное, как целенаправленный заказ с политической окраской. К сожалению, в Казахстане это резонансное дело не освещается в должной мере и об этом по понятным причинам не пишет местная пресса, однако для зарубежной такого рода цензуры нет. По имеющимся информационным источникам в качестве потенциального заказчика называют фамилию главы президентской администрации Нигматулина», – сообщил он.
«Если на суде, который, надеюсь, будет открытым, озвучат эту персону, то к нему как минимум возникнут закономерные вопросы, на которые необходимо будет давать исчерпывающие ответы, в противном случае на карьере высокопоставленного чиновника можно поставить крест. Если он разрешит данную ситуацию без применения административных ресурсов, как это принято в цивилизованном мире, и даст возможность суду объективно принять решение по этому делу, это будет очевидным прогрессом Казахстана в глазах мировой общественности. Я понимаю, что открытое общество с действительно свободным словом и чиновники, применяющие действующие законы во благо народа, – вопрос, остро стоящий не только в Казахстане, но и у его центральноазиатских соседей. Но Казахстан и в этой сфере должен быть примером движения и развития», – отметил иностранный журналист.
Хочется отметить, что аналогичного мнения придерживается и многие авторитетные независимые журналисты на западе, которые проинформировали Европарламент о гонениях журналистов в Казахстане, где 156 депутатов приняли соответствующую резолюцию о состоянии свободы слова в Казахстане в целом и персонально по Матаеву в частности.
Теперь, по данным источников в администрации, дело Матаева стало головной болью для его руководителя, потому что, во-первых, приобрело международный резонанс, а во-вторых, сильно насторожило ближайшее окружение президента, которым он такими громкими делами в отношении высоких чинов, бизнесменов разных мастей и журналистов показывает слишком очевидное желание прийти к реальной власти.
Однако напомним, что помимо демонстрации силы в такого рода громких делах, руководителю администрации стоило бы позаботиться о делах насущных, таких, как решение вопросов по земле, а именно своевременному реагированию на несанкционированные митинги в ряде регионов, развертыванию своеобразного штаба оперативного реагирования для разъяснения позиции власти по данному вопросу во избежание беспорядков. Очередным провалом во внутренней политике, которого глава администрации должен был просчитать и принять превентивные меры, можно считать и задержание активистов перед пресс-конференцией в Алматы, которых принудительно доставили на беседу, жестко пожурили и персонально развезли по домам.
В ближайшее время ожидается проведение общенациональной акции по земельному вопросу во всех областях Казахстана, и мы полагаем, что в администрации понимают, что возможные аресты или карательные меры в отношении активистов могут вызвать еще большее напряжение, которое выльется в беспорядки, и тогда народ остановить уже будет невозможно…
Денис КАРАМАНОВ,
«D»