ДИСБАЛАНС В ДОХОДАХ – К СОЦИАЛЬНОМУ ВЗРЫВУ

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №35 (399) от 28 сентября 2017 г.

 

Сравнительный анализ


 

В Астане проживает 5% населения, остальные 95 % проживают в регионах. Но в Астану вложено больше 100 млрд. долл. из общих 200 млрд. долл. инвестиций в Казахстан, что составляет ровно 50 % от общей суммы. Полагаю, что такая картина оставляет какое-то странное чувство обделённости в душе обычного человека, который проживает где-то в регионе.

 

Расстояние между нашим казахстанским Жаркентом и китайским приграничным городом Хоргос больше 10 км, а вот расстояние в развитии между двумя городами составляет больше 100 лет. Хоргос словно небольшая Астана в миниатюре, красивые и чистые улицы с современными зданиями в сравнении с Жаркентом, похожим на типичный городок начала прошлого века. А ведь Хоргос был построен на деньги наших казахстанских коммерсантов, которые, покупая товар, оставляли в этом городе большие суммы.

Путешествуя по разбитой трассе между двумя столицами Алматы и Астана, где еще парадоксально не ступала нога программы «Нурлы жол», проезжаешь некоторые аулы в стиле 60-х годов прошлого века. Ощущение, что ты сидишь в машине времени, которая привезла тебя из современной Астаны куда-то в Хрущевский период. Все регионы приняли самое активное участие в финансировании строительства нашей красивой столицы, как говорится, с мира по нитке и икра на батоне. Возможно, пришло время теперь и нашей столице помочь регионам в это трудное время?

В 2016 году в Астане было сдано в эксплуатацию 8 564 квартир, в СКО только 235, а в Павлодарской области всего 361 квартира. В других регионах положение дел лишь немного лучше. Полагаю, что мощь столицы крепнет не от помощи регионов, а от помощи, которая она сама дает регионам. Если мы можем похвастаться нашей столицей, то Китай может гордиться своими тысячами современных городов. И суперсовременный Хоргос где-то вдалеке от столицы Китая на границе с Казахстаном – яркий тому пример. Политика Китая – развивать регионы, а не только столицу Пекин. Почему бы и нам не поучиться у нашего соседа?

В Астане проживает 5% населения, остальные 95 % проживают в регионах. Но в Астану вложено больше 100 млрд. долл. из общих 200 млрд. долл. инвестиций в Казахстан, что составляет ровно 50 % от общей суммы. Полагаю, что такая картина оставляет какое-то странное чувство обделённости в душе обычного человека, который проживает где-то в регионе.

За январь по май 2016 года в Астану было вложено 53,3 млрд. тенге, а в СКО и Павлодарскую область за этот же период было вложено в 20 раз меньше – по 2,7 млрд. тенге. На протяжении долгих лет Астана вкладывала в копилку бюджета страны 6 % от этой суммы и находилась по этому показателю где-то посередине в соревновании между регионами. Сейчас этот показатель равен 11 %. Поэтому полагаю, что сейчас в период резкого спада регионы заслуживают больше инвестиционных вливаний из государственного бюджета, чтобы компенсировать накопившийся дисбаланс.

 

В одном из высказываний акима г. Астаны в 2014 году говорилось, что ВВП Астаны в 2017 году составит 4,7 млн. тенге на одного жителя. В другом отчете того же периода увидел, что в таких регионах, как ЮКО, Жамбылская и Алматинская области, ежегодный ВВП на душу населения составляет около 100 тыс. тенге. Полагаю, что такой дисбаланс в доходах населения привел к резкому росту безработицы в регионах. Наши статисты с гордостью рапортуют, что уровень безработицы в нашей стране ниже, чем в США, и составляет всего 5 %. Извините, но ощущение, что они живут в какой-то другой стране. Может быть, специалисту, который отвечает за этот показатель, стоит выйти из своего кабинета на улицу и спросить у простых людей о том, сколько у нас безработных? Полагаю, что почти все скажут, что треть нашего населения сидит без работы.

Люди не идут в учреждения занятости из-за того, что там предлагают тяжелую работу со смешной зарплатой 20 тысяч тенге в месяц, что хватает только на проезд и обед. Если сейчас в два раза подорожают коммунальные услуги, то вся зарплата будет уходить на оплату тарифов. Полагаю, что низкая зарплата в 20 тысяч тенге – это скрытая форма эксплуатации человека. Другие люди, особенно советской эпохи, как и современные немцы, стесняются обращаться в фонд занятости, хотя в Германии пособие по безработице может составлять 1 500 евро. Поэтому, считаю, что уровень безработицы следует определять согласно опросов людей, а не количества обращения граждан в фонд занятости.

Постоянные сокращения на работе, ежегодные кризисы и блат при устройстве на работу привели к тому, что люди перестали верить государству и начали открывать свой маленький бизнес. Кто-то чистит дома, другие занимаются репетиторством или работают нянькой. Без помощи государства, которое по идее должно было заботиться о гражданах и предоставлять им рабочие места, люди сами нашли способ выживания, получая в среднем по сто долларов ежемесячного дохода.

И теперь таких самозанятых людей у нас насчитывается около 2,7 млн. человек или четверть трудоспособного населения, что примерно одинаково с европейскими показателями, где впервые этот процесс начался в 70-е годы. И теперь в условиях глубоко кризиса, когда люди зарабатывают, возможно, гроши, предлагается обложить их последний способ выживания налогами?! А мудро ли так поступать? Кроме того, только на содержание штата проверяющих инспекторов уйдет больше денег. В нашем госаппарате до сих пор остался старый принцип подбора кадров, например, как на советском предприятии в плановом отделе было 15 человек и в бухгалтерии еще 5 человек. Сейчас же всю эту работу в частном предприятии вместо 20 человек делает всего один бухгалтер.

Допустим, что государство как-то заставит самозанятых людей отдавать 10 % от их выручки в 100 долларов. В итоге это составит сумму 2,7 млн. чел. х 10 долл. = 27 млн. долл. или около 9 млрд. тенге в месяц или 100 млрд. тенге в год. Возможно, можно было сэкономить 435 млрд. тенге на ЭКСПО, чтобы пять лет не облагать налогами 2,7 млн. самозанятых казахстанцев. Они ведь кормят миллионы наших детей – наше будущее поколение. Тем более идея не предоставлять им медицинское обследование, возможно, может подорвать здоровье целой нации.

 

В Казахстане гораздо острее стоит другая проблема. Сейчас существует 30-кратная разница в доходах богатых и бедных людей, хотя в Европе всего 5-кратная разница. По данным международных агентств за 2016 год, все крупные средства аккумулированы в руках всего 0,04% жителей Казахстана, которые считаются долларовыми миллионерами. Это один миллионер на 2,5 тысячи казахстанцев. Это один из самых низких показателей в мире, где в среднем миллионером считается каждый 30-й житель страны. Такая диспропорция в доходах населения и аккумуляции всего богатства Казахстана в руках нескольких человек может привести к социальному взрыву в обществе.

У людей сложилось твердое убеждение, что богатые только богатеют, а бедных обдирают до нитки. Не случайно в мировом рейтинге стран по уровню жизни Казахстан занимает далекое 82-е место, уступая несколько строчек Киргизии, в которой нет богатых природных ресурсов, как у нашей страны. Поэтому настало время, когда нужно менять дисбаланс между богатыми и бедными. Полагаю, что богатым нужно увеличивать налоги, а бедных, наоборот, максимально освобождать, чтобы снизить социальную напряженность в обществе.

Полагаю, что мы должны отчетливо понимать, что за каждым решением правительства стоят судьбы тысяч и миллионов казахстанцев. Нужно всегда помнить, что наша страна занимает третье место в мире по суициду. Из-за падения тенге к доллару, двукратного роста цен и сокращения рабочих мест в Казахстане, особенно в регионах, на 25 % резко увеличилось количество суицидов в прошлом году и составило 4 тысячи случаев против 3 тысяч в 2014 году. Попытки к суициду выросли до 6 тысяч, что говорит о том, что каждый час в нашей стране кто-то самовольно пытается расстаться с жизнью. Ежегодно 10 тысяч казахстанцев в возрасте от 25 до 44 лет готовы добровольно расстаться с жизнью, а это сродни целому городу. В 124 посмертных записках люди говорили, что пошли на это из-за низкого материального положения, а в 49 записках – из-за отсутствия жилья.

Из-за ухудшения жизни наших казахстанцев за последние годы ежегодно распадается больше 50 тысяч браков или около треть вновь образовавшихся семей. Казахстан вошел в позорную десятку стран с самым высоким уровнем разводов. Молодые люди наталкиваются на острые углы материальных проблем, связанных с зарплатой или жилищными условиями, из-за которых возникают постоянные ссоры. Они не чувствуют стабильность и покой, который так важен в каждой семье. Всё это создаёт условия, которые приводят к разводам. Поэтому настало время, когда нашему правительству нужно реально заниматься проблемами бедных и нуждающихся людей, которые по разным оценкам специалистов составляют половину нашего населения страны. В этой жизни мы становимся богаче не от того, что получаем, а от того, что даем людям!

Ержан ОРЫМБЕТОВ,

писатель

 

 

А чем делиться?

 

САМОЗАНЯТЫМ НАДО ДЕЛИТЬСЯ


 

«Медицинское страхование нам поможет вывести из тени самозанятое население. 2 млн 700 тыс. человек, которые так же, как и все официально работающие и уплачивающие налоги граждане, получают бесплатную медицинскую помощь. Их дети получают бесплатное образование, бесплатные профессии – вот теперь будет первая рабочая бесплатная специальность, претендуют на социальную защиту, на пенсии по старости, не уплачивая ни копейки в бюджет страны, в общую копилку – это несправедливо… У нас очень либеральная налоговая политика. Поэтому хочу сказать, что надо иметь совесть, не надо жадничать, надо делиться, платить налоги…» – сказала Дарига Назарбаева на расширенной коллегии Министерства здравоохранения и социального развития РК, передает КазТАГ.

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн