(Окончание. Начало в предыдущем номере).
Выбить почву…
Если говорить языком политтехнологов, то «мероприятия» по ослаблению позиций Тимура Кулибаева относят к категории «выбить почву под ногами».
Так, началась критика в отношении высокого уровня заработной платы и бонусов у топ-менеджеров и работников головного офиса КМГ, в то время когда на дворе свирепствовал кризис. Последовавшие после этого меры со стороны руководства КМГ, в числе которых сокращение общих и административных расходов на 16 процентов, сокращение штата на 919 человек, снижение структурных подразделений с 4 до 36, отмена бонусов руководителям, пересмотр бизнес-планов на 2009 год с последующим снижением консолидированной себестоимости на 842 млрд. тенге, жаждущих «пустить кровь» Тимуру Аскаровичу не успокоило.
Следующим шагом по расшатыванию «фундамента» под ногами Тимура Кулибаева стала проверка НК «КазМунайГаз» и АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» Администрацией президента РК. Глава государства лично поручил обеспечить прозрачность и эффективность деятельности этих компаний. Тогда же было выявлено, что в компаниях имеются факты несоблюдения норм квалификационных требований при приеме на работу и назначении на вышестоящие должности. Из 52 сотрудников руководящего звена «КазМунайГаза» 25% не соответствовали требованиям утвержденных должностных инструкций.
Из руководства департаментов РД КМГ квалификационным требованиям не соответствовало 40%. Было установлено, что действующая структура управления неэффективна. В обеих компаниях вспомогательные департаменты и службы превышали по количеству производственные подразделения. Помимо этого, в РД КМГ 19% сотрудников относились к руководящему составу. Были выявлены факты дублирования функций целых структурных подразделений компаний.
Также по поручению главы государства был проведена проверка на предмет работы в данных компаниях родственников высокопоставленных лиц. Выяснилось, что в аппарате «КазМунайГаза» их 7,5%, а в «Разведке Добыче «КазМунайГаз» – 2,7%. Из них к руководителям государственных органов отношение имеют 17 сотрудников, депутатам парламента – 8, руководителям проверяемых компаний – 9, бывшим руководителям различных госорганов – 7 человек. Отметим, что это лишь данные, лежащие на поверхности.
Как видим, уровень аффилированности представлен самым широким спектром представителей системы власти в Казахстане. Очевидно, по замыслу разработчиков стратегии по низвержению Кулибаева, данная проверка должна была положить начало по удалению из числа управляющего персонала наиболее одиозных креатур Тимура Аскаровича. Однако, судя по тому, насколько мизерным оказался ожидаемый эффект, дискредитационная кампания «захлебнулась», не набрав обороты. Так, корпоративный сайт нацкомпании сообщил, что «КазМунайГаз» расторг трудовые договоры с некоторыми из своих сотрудников и работников дочернего предприятия «Разведка Добыча «КазМунайГаз» «за недостатки в области реализации кадровой политики, несоблюдение требований правил разработки должностных инструкций и другие нарушения». То есть, по существу, наказали обычных клерков, «ломовых лошадок» нацкомпании. Людей Кулибаева среди них не было. Как видим, позиции казахского миллиардера остаются по-прежнему достаточно сильными.
У каждого свои тараканы
Очень интересное замечание сделал один из комментаторов об опубликованных компромат-материалах. Дословно это прозвучало так: «Не важно, в чем Аблязов обвиняет Кулибаева – важно то, что этот процесс освещают на всю республику, а это уже наводит на размышления». То есть кто-то, помимо Аблязова, в этом очень заинтересован.
На создание негативного фона вокруг «детища» Тимура Кулибаева, который должен бумерангом ударить по нему самому, «окруженцы» президента направили действия многих СМИ. Даже собственные отчеты РД «КазМунайГаза» по итогам года были откомментированы в негативной тональности во многих средствах информации.
«Лейтмотивом» стала информация о том, что «Караул!!! Чистая прибыль РД КМГ в 2009 году снизилась на 13%… А без учета дохода от курсовой разницы за вычетом налога чистая прибыль снизилась на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года». Конечно, указываются причины плачевной ситуации, в числе которых девальвация тенге, падение средней цены реализации нефти, введение нового Налогового кодекса, увеличение операционных расходов и тарифов и даже погодные условия.
Однако не указывается главный аргумент! Полученные результаты были ожидаемы, и, в принципе, их основные параметры были спрогнозированы еще в конце 2008 года во время утверждения бюджета компании на 2009 год. Уже тогда было заявлено о снижении производственных планов по причине нерентабельности добычи нефти при существующих низких ценах.
Тем не менее, дело было сделано, и в ситуации, пока общественность начала активно смаковать подробности скандальных документов, опубликованных Мухтаром Аблязовым, цифры годового отчета стали дополнительным раздражителем, одновременно усиливающим эффект разыгранной комбинации.
Напомним, что по заявлению Мухтара Аблязова Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью начало доследственную проверку о расхищении заместителем председателя правления «Самрук-Казына» Тимуром Кулибаевым активов национальной компании «КазМунайГаз» и АО «СНПС «Актобемунайгаз» и получении взятки в 165,9 миллиона долларов. По информации М. Аблязова, «чистый доход, полученный Т.Кулибаевым от перепродажи долей в ТОО «КазМунайГаз-Тельф» и ТОО «СП «Матин», составил порядка $310 млн.».
Вся эта карусель была бы очень смешна, если бы не было так грустно. Удивляет синхронность появления компромата на Кулибаева со стороны экс-главы «БТА банка» г-на Аблязова и действий старой гвардии. Если судить по датам документов, то Аблязов знал о якобы существовавших махинациях уже минимум как 6 – 7 лет. Тогда чем можно объяснить его столь продолжительное молчание? Если же документы поступили к нему недавно, то это является еще одним свидетельством того, что окружение президента сильно заинтересовано в ослаблении позиций Тимура Кулибаева. Однако мы больше склонны думать, что ни президент, ни его окружение, стремящееся ослабить Кулибаева, не были готовы к такому выбросу компромата. И каждый из них в сложившейся ситуации ориентируется, исходя из собственных интересов.
Очарование национальной политики
До тех пор, пока Аблязов не опубликовал имеющийся у него компромат на Тимура Кулибаева, глава государства был относительно спокоен и, в принципе, контролировал ситуацию по обузданию своего близкого родственника. То был управляемый конфликт, который, судя по всему, не должен был достичь своей критической точки. Однако вмешательство в ход комбинации находящегося в эмиграции Аблязова кардинально изменило ситуацию, и сегодня сложно сказать, с кем еще этот управляемый конфликт сыграет злую шутку.
По большому счету, у Аблязова свой торг с президентом. Экс-глава «БТА банка» четко усвоил то, что у Нурсултана Абишевича слабое место – это члены его семьи. Поэтому любая компрометирующая информация касательно его близких родственников будет бить наотмашь по самому Назарбаеву. Бороться с главой государства Аблязов будет, сливая один за другим компромат на его близких. Надо отдать должное изощренности г-на Аблязова, сумевшего вылить ушат грязи в адрес зятя и произвести аналогичные действия в отношении президента страны.
Во всем этом удивляет молчание наших нуротановских депутатов парламента. Проявляя чрезмерную активность в борьбе за здоровье молодого поколения из-за энергетического напитка «Ред булл»,который, как выяснилось, не вреден, наши избранники народа «сыграли в молчанку» в отношении скандальных документов, якобы свидетельствующих о Т.Кулибаеве как о расхитителе и коррупционере.
Эта история распродаже за бесценок ценных природных ресурсов Казахстана иностранным государствам – тест «на вшивость» всех независимых ветвей власти. В конце концов, Мухтара Джакишева же арестовали вначале именно по этой причине. Если они сейчас эту историю распродаже «Актобемунайгаза» «замолчат», то всему миру покажут истинное лицо и двойные стандарты власти.
Ожидание бесполезно?
Следует ожидать, что для проформы финполовцы ограничат свое «ковыряние» на стадии доследственной проверки. Это будет большой спектакль, в котором Тимур Аскарович сыграет главную роль – несправедливо обвиненного, но сумевшего доказать всему миру, что он «профессионал высшей пробы с незапятнанной репутацией», а наветы политических врагов – это просто грязная политика, и не более того.
После будет сказано, что Кулибаев, мол, чист и ничего предосудительного не совершал. Оснований для возбуждения уголовного дела, скорее всего, не будет найдено. Так что казахстанский миллиардер получит «железобетонный» аргумент в пользу своей «кристально чистой репутации». А власть в очередной раз воспользуется ситуацией и при этом обретет возможность заявить, что сказанное Аблязовым – ложь. А за намеренную дискредитацию Кулибаева ему могут припаять заочно еще пару-тройку лет. Кстати, сам же Кулибаев получит карт-бланш для проведения кампании по нейтрализации медиа-активов Аблязова в Казахстане.
Хотя возможны вариации. Типа, отдельные нарушения были, но Кулибаев к ним не имеет никакого отношения.
Тем не менее, Тимур Кулибаев попал на крючок Назарбаева. И, независимо от результатов доследственной проверки финпола, у президента до конца жизни, как у главного кукловода, в руках будут находиться веревочки, с помощью которых он будет управлять действиями своего среднего зятя. В противном случае того постигнет участь Рахата Алиева.
Однако мы больше склоняемся к версии о том, что никакое уголовное дело против зятя президента не будет возбуждено, так как все слитые Аблязовым документы в конечном итоге могут оказаться уголовными делами в отношении других членов большой и дружной фамилии. А в этом не заинтересован, в первую очередь, глава семьи. Поэтому реакция главы государства на заседании Совета предпринимателей Казахстана была неожиданной.
Он не похвалил Генпрокурора за то, что тот стоит на страже закона, даже если в его нарушении подозревается президентский зять. Вместо этого Нурсултан Назарбаев обрушился на Нурлана Смагулова, который вместе с рядом других известных в Казахстане людей в 2003 году обратился к президенту с просьбой о помиловании Мухтара Аблязова, приговоренного к нескольким годам тюремного заключения.
В другой цивилизованной стране подобные обвинения в адрес любого политика или топ-менеджера вынудили бы хотя бы на период следствия уйти в отставку ответственных лиц. Но только не у нас.
Айна АДАЙ