Министерство сельского хозяйства опять оказалось в орбите крупного коррупционного скандала. Из ведомства пачками увольняют
сотрудников, часть из них на скамье подсудимых. Власть пытается доказать народу, что она активно борется с коррупцией в собственных рядах. Только вот борьба эта какая-то избирательная.
Минсельхоз
повышенного
внимания
В буквальном смысле убийственные данные прозвучали на днях на расширенном совещании, посвященном вопросу противодействия коррупции в Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан. В ведомстве зафиксирован рекордный уровень коррупции. Чиновники «от сохи» настолько оборзели (иначе не скажешь), что превзошли по взяткам «флагманов» коррупции: полицейских и таможенников.
Впечатляет статистика увольнений в Минсельхозе по коррупционным основаниям. В прошлом году из этого ведомства уже уволили более тридцати человек, двенадцать приговорили к различным срокам лишения свободы – то есть каждый десятый сотрудник брал взятки или был так или иначе замешан в коррупционных сделках.
Однако рекордный уровень коррупции в этой структуре совсем не смущает министра Акылбека Куришбаева при всем при том, что в текущем году статистика правонарушений в Министерстве сельского хозяйства не демонстрирует позитивных изменений. С начала года уже уволено пять сотрудников МСХ, уголовные дела возбуждены против семерых, а лидерами по взяточничеству являются Восточно-Казахстанская, Атырауская и Павлодарская области, а также Астана. Во всех бедах действующий министр винит руководителей региональных подразделений Минсельхоза. При этом в эпитетах в адрес областных коллег министр не стесняется. По его мнению, эти руководители «непринципиальны, нечистоплотны и юридически безграмотны». В то же время в центральном аппарате, по его словам, трудятся «честные и порядочные люди». Только вот почему «честных и порядочных» работников привлекают к уголовной ответственности, министр объяснить не удосуживается. Например, за какую такую «честность» по коррупционным статьям совсем недавно были осуждены два руководителя центральных комитетов ведомства? Наверное, из-за великой «порядочности» сейчас находится под стражей и еще один – председатель комитета Госинспекции в АПК Серик Сулейменов.
Напомним, что, согласно данным финпола, Сулейменов косвенно виновен в порче зерна в количестве 5200 тонн на сумму 68,2 миллиона тенге (465 тысяч долларов) и растрате зерна в количестве семи тысяч тонн на сумму 168 миллионов тенге (1,1 миллиона долларов). 15 мая чиновник предложил сотруднику финполиции, проводившему проверку этих фактов, денежное вознаграждение в размере 50 тысяч долларов в обмен на освобождение его от уголовной ответственности. 22 мая обвиняемый был задержан с поличным в момент передачи денег. Во время обыска в кабинете Сулейменова в его личном сейфе были найдены и изъяты 123,4 тысячи долларов и 5,4 миллиона тенге (36 тысяч долларов).
Удивительно, но такой высокий уровень коррумпированности агрочиновников ответсекретарь этого ведомства Евгений Аман объясняет повышенным вниманием к деятельности министерства, его структурных и территориальных подразделений со стороны правоохранительных органов. А теперь представьте, что такое «повышенное внимание» силовики и фискалы проявят в отношении всех министерств. Тогда правительству будет впору принимать «дорожную карту КУИС», так как тюрем катастрофически не будет хватать.
О том, что агросфера тотально изъедена червем коррупции, свидетельствуют и результаты социологических исследований. Так, по данным Ассоциации социологов и политологов, Министерство сельского хозяйства Казахстана в конце прошлого года занимало второе место по уровню коррумпированности среди государственных органов. По индексу коррумпированности Минсельхоз опередило только Министерство внутренних дел. Охват коррупции в сельскохозяйственной сфере составил 82 процента. Так, согласно опросу, 82 из 100 опрошенных респондентов ответили, что давали взятку чиновникам из системы сельского хозяйства.
Кстати, хотелось бы напомнить, что по поводу озвученных результатов исследования со стороны МСХ последовала весьма неоднозначная реакция. Тогда ответсекретарь министерства Евгений Аман подверг сомнению достоверность результатов исследования: «Вообще, мне непонятно, что это за цифра и что это за показатели. Я не буду комментировать. Мне сложно оценить. Я вообще критически отнесся к тем социологическим исследованиям». Теперь же он винит в коррупции, которая расцвела в его ведомстве махровым цветом, правоохранительные органы, которые чрезмерно внимательны к Минсельхозу!
А при «внимательном отношении» со стороны финансовой полиции Казахстана за 5 месяцев текущего года в отношении работников Министерства сельского хозяйства были возбуждены уголовные дела по 34 коррупционным преступлениям, направлено в суд 15 уголовных дел, осуждено 5 лиц. Как выясняется, наиболее подверженными коррупционным преступлениям оказались работники комитета АПК в МСХ. В 2009 году ими совершено 52 коррупционных преступления, Комитетом по водным ресурсам 26 преступлений, Комитетом лесного и охотничьего хозяйства 12 преступлений!
Пусть ответсекретарь и не верит данным социологического опроса, но факты финпола – более чем наглядная картина! Кстати, согласно законодательству, последним лицом, подписывающим финансовые документы в центральных исполнительных органах, является ответственный секретарь. Поэтому понять нервозность г-на Амана вполне можно, если учесть, что озвученная статистика за 5 месяцев этого года является «показателем» работы ответсекретаря, которого назначили в начале декабря прошлого года.
Считать, что это проблема одного ведомства, значит, ничего не знать о казахской коррупции. Увы, но сегодня мы вынуждены констатировать, что это проблема целой отрасли. Деньги, предназначенные для восстановления аграрного сектора экономики страны, воруют, причем безбожно.
Так, отсутствие контроля создало условия для хищения бюджетных средств в дочерних организациях холдинга «КазАгро». Напомним, что с целью реализации государственной политики по стимулированию АПК в 2009 году национальному управляющему холдингу «КазАгро» из Национального фонда было выделено 120 млрд тенге. Однако на практике имели место факты хищения и неэффективного использования этих денег дочерними организациями холдинга, через которые осваиваются выделенные средства.
Так, в текущем году, по сведениям финпола, было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего председателя правления АО «Мал Онимдери» Турыспекова по факту растраты денежных средств в сумме свыше 25 млн тенге. Следующий председатель правления данного АО Саванкулов воровал уже «по-черному», похитив бюджетные средства на сумму 523 млн тенге, выделенных на строительство откормочного комплекса в Западно-Казахстанской области. В настоящее время уголовное дело в отношении горе-руководителя находится в производстве.
«Нур Отан» требует крови
В это время наша «единственная и неповторимая» партия власти в буквальном смысле «вошла в раж». В ходе расширенного совещания на тему «О состоянии работы в МСХ и его территориальных органов по противодействию коррупции» председатель республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП «Нур Отан» Оралбай Абдыкаримов требовал возвести на эшафот коррупции всех, кто знал о коррупционных нарушениях своего начальства (Серика Сулейменова – председателя комитета государственной инспекции в АПК МСХ РК, – Ред.). «По делу Сулейменова надо посмотреть, там же был ряд его заместителей, были начальники отделов управлений, и, хотите сказать, что они не знали, чем занимается их начальник? Почему они не сообщили? …Сейчас надо посмотреть, кто об этом знал. Он же не мог ходить и сам собирать, брать взятки, конечно, были посредники. Есть те, которые знали об этом и молчали, вот их тоже надо привлечь к ответственности. И все работники этого подразделения, по идее, должны подать в отставку», – сказал О.Абдыкаримов.
Уважаемый г-н Абдыкаримов, уж если вы требуете отставки всех работников этого подразделения, которые, скорее всего, не причастны к этому и не виноваты, то почему вы не потребуете отставки самого министра Куришбаева? Будьте последовательны тогда во всем. Почему вы и партия «Нур Отан» в свое время не потребовали проведения специального расследования на предмет причастности бывшего руководства Министерства культуры и информации (министра Е.Ертысбаева и ответсекретаря Е.Бабакумарова, – Ред.), о чем, кстати, достаточно много писала газета «Время», в связи с растратой бюджетных средств по программе развития языков? Или их нынешнее положение советника президента страны и заместителя руководителя канцелярии премьер-министра, а также членство в одноименной партии дает им статус неприкосновенности? Почему вы не потребовали проведения отдельного расследования в отношении экс-министра обороны Даниала Ахметова? Почему только вице-министр Маерманов стал козлом отпущения? Ведь если верить словам сына осужденного Шейкмана, экс-глава оборонного ведомства, будучи премьером, принимал самое непосредственное участие в организации коррупционных схем при закупе вооружения для армии Казахстана. Почему по результатам проверок, проведенных Счетным комитетом, к ответственности привлекают работников только низшего и среднего звена?
В результате проверки деятельности местных исполнительных органов Жамбылской области по использованию средств республиканского бюджета за 2007 – 2008 годы и первое полугодие 2009 года были выявлены финансовые нарушения на общую сумму 1423,6 млн тенге. Все это время акимом области был Б.Жексембин. Однако его освободили от должности акима с формулировкой «в связи с переходом на другую работу». Другой работой оказалась должность Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстан в Республике Узбекистан. Вот и складывается впечатление, что в Казахстане в качестве наказания провинившихся руководителей центральных и местных исполнительных органов власти в худшем случае назначают послами в третьи страны, а в лучшем отправляют пересидеть смутные времена в парламент страны. Благо каждый руководитель ведомства является членом партии «Нур Отан» и в свое время позаботился оказаться в партийном списке.
Коррупция
в наших головах
Несмотря на предпринимаемые титанические усилия, всем нам приходится убеждаться в том, что взяточничество и коррупция в нашей стране непобедимы. В прошлом году финансовой полицией зафиксировано 1 614 коррупционных преступлений, 1 200 уголовных дел передано в суд. За этот период осуждены пять вице-министров, семь судей, 44 акима различных уровней, 58 сотрудников правоохранительных органов, 31 работник системы судебного администрирования. Текущий год тенденций не меняет. Так, только за 4 месяца текущего года органы финансовой полиции возбудили 196 уголовных дел по фактам взяточничества, из них в суды направлено 163. Более половины возбужденных дел ведутся по фактам получения взяток. В общей массе должностные лица получили взяток на сумму 25,5 млн тенге и более 110 тысяч долларов США.
По данным Transparency International , Казахстан находится на 120 месте в мире по индексу восприятия коррупции за 2009 год. Количество баллов, набранных Казахстаном, выросло с 2,2 балла в 2008 году до 2,7. «Показатели Казахстана демонстрируют, что коррупция в этом государстве остается системным явлением, а наиболее проблемными сферами являются судебная система, органы охраны правопорядка, таможенная служба, права собственности, регистрация земельных участков и строительные проекты», – подчеркивается в опубликованном Индексе восприятия коррупции.
Казалось бы, власть с момента основания независимого государства борется с коррупцией. Только вот действительность с каждым годом все более удручает. На наш взгляд, сегодня главная проблема – это коррупция в сознании чиновников, коррупция в головах людей. Еще в 2003 году эксперты исследовательского центра «Сандж» обнародовали отчет «Коррупция в Казахстане глазами депутатов парламента, государственных служащих, предпринимателей и населения», подготовленный по заказу Программы развития ООН. По результатам опроса, 35% госслужащих центрального звена считают допустимым устройство на работу через протекцию родственников и знакомых, 19% – дачу взятки в интересах организации, 15% – услуги в обход существующих процедур, 12% – дачу взятки чиновнику. За прошедшее время ситуация если и изменилась, то, судя по размаху коррупции в органах власти, не в лучшую сторону.
Таким образом, питательной средой, создающей благоприятные условия для коррупции, является терпимое отношение общества. Результаты социологического опроса, проведенного осенью 2006 года консалтинговой исследовательской компанией «Ksilon Astana CG», продемонстрировали очень высокий порог терпимости казахстанцев к коррупции. В общей сложности, более половины, а именно 54,3% опрошенных казахстанцев, вполне терпимо относятся к данному явлению. О том, что коррупцию «необходимо избегать, так как она разрушает общество», в ходе опроса заявили лишь 38% респондентов.
Участившиеся истории с заведением уголовных дел на топ-менеджеров министерств и ведомств, областных акимов, а также национальные холдинги лишний раз дают понять, что бороться с коррупцией или рейдерством, не называя имен, стало бессмысленным. Законы надо не только писать, но и выполнять. Самые распрекрасные поправки, внесенные в Уголовный кодекс, при ханжеском молчании о разоблаченных взяточниках, а также при бесконечном процветании знаменитейших в стране зятьев, их жен и любовниц, по совместительству являющихся бизнес-леди, вызывают не возрастание, а угасание надежд на благие перемены.
Амина БУРАБАЕВА,
«D»