Суббота , 19 апреля 2025

ЭТАПЫ ПРЕЗИДЕНТСКОГО ПУТИ 1993 ГОД

В этом году все люди, как один, в едином порыве и, может, со слезами на глазах, с замиранием сердца, трепетом в душе готовятся отметить два юбилея в жизни государства: первый – это 70-летие со дня рождения первого президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева и второй юбилей – 20-летие с того момента, как он впервые, в далеком 1990 году, согласно новым поветриям, стал называться президентом.

Мы предлагаем цикл статей, посвященный двум знаменательным датам в 20 номерах газеты по количеству лет, проведенных Нурсултаном Назарбаевым на трудном и ответственном посту бессменного президента РК.

29 января на девятой сессии Верховного Совета Республики Казахстан двенадцатого созыва принята первая Конституция суверенного Казахстана. В ней впервые объявлено, что «столица Республики Казахстан – Алматы». Так красавица Алма-Ата постепенно стала превращаться в грязный, хаотичный и перенаселенный Алматы.

В это время Н.Назарбаев столкнулся с общей для всех лидеров постсоветских государств проблемой – излишней активностью и амбициозностью парламента. И решение было найдено. Заявив, что Советы, избранные еще до распада СССР, не являются легитимными органами в условиях нового государства, сторонники Назарбаева инициировали процесс самороспуска мес­тных Советов. Исполнительная власть до весны 1994 года обходилась без парламента.

Осенью 1993 года Назарбаев решит «расчистить» политическое поле от мешающих ему депутатов, благо то же самое только что проделал в Москве Ельцин, расстреляв из танков парламент. Часть депутатов Верховного Совета Казахстана разглядела к тому времени, что за риторикой президента о необходимости форсирования рыночных реформ и изменения политических институтов в республике стоит стремление к установлению жесткой единоличной власти одного человека – главы государства.

Это было время широкомасштабной приватизации – форсированного перераспределения собственности. Властный ресурс играл в этом деле колоссальную роль. Борьба за власть была одновременно борьбой и за собственность.

Народные избранники стали тормозить принятие законов, которые инициировались главой государства. Например, когда Назарбаев предложил парламенту наделить его дополнительными полномочиями (как это было в России), депутаты не только проигнорировали предложение президента, но даже не стали открывать прения по данному вопросу. Одновременно они стали предпринимать шаги к усилению контрольных функций парламента. Только Нурсултан Абишевич делиться властью не хотел.

Президент Казахстана инициировал кампанию по роспуску Советов под предлогом их «архаичности» – дескать, эти органы власти являются наследием советских времен и тормозят прогрессивные реформы. Идею необходимости прекращения работы действующих легислатур и проведения досрочных выборов первым публично сформулировал 11 октября 1993 года соратник Назарбаева – вице-президент Казахстана Ерик Асанбаев.

Была организована соответствующая «инициатива народных масс». В ноябре 1993 года неожиданно пять районных Советов народных депутатов Алма-Аты приняли решение о досрочном прекращении своих полномочий. Депутаты одного из Советов – Алатауского – 16 ноября выступили с открытым письмом, в котором содержался призыв к народным избранникам в других Советах последовать их примеру. Это обосновывалось необходимостью борьбы с «прежним режимом», «избавлением от порочной практики полновластия Советов» (?), которого, как хорошо известно, никогда не было ни в советской, ни, тем более, в постсоветской истории.

В есь «депутатский мятеж местного уровня» напоминал любительскую театральную постановку. Местная инициатива была подхвачена и широко распропагандирована в СМИ. С правовой точки зрения, самороспуск органов представительной власти был сугубо незаконным: законодательство Республики Казахстан в тот период предусматривало лишь возможность отставки депутатов, но не ликвидацию органа власти в целом. Но ничего: политическая целесообразность выше закона!

Президентская команда развернула мощную пропагандистскую кампанию в СМИ по дискредитации представительной ветви власти. Сам президент назначил парламентариям срок, отпущенный для максимально быстрого удовлетворения его пожеланий, вы­глядевших как ультиматум: принять необходимые Назарбаеву акты до 15 декабря. В числе прочих был и весьма примечательный Закон от 10 декабря 1993 года «О временном делегировании президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий».

Последний акт предоставлял президенту, по сути дела, исключительные полномочия – «избирать» высшие судебные органы республики (Верховный суд, Конституционный суд, Высший арбитражный суд), назначать любых министров, Генерального прокурора, председателя правления Национального банка. Самое примечательное, что глава государства получал и законодательные полномочия – он мог издавать указы, обладающие юридической силой законов, причем как обычных, так и конституционных. Он с максимальной выгодой использует это свое право, когда после очередного политического кризиса Верховный Совет, избранный в марте 1994 года, «позабудет» отменить закон от 10 декабря 1993 года, хотя этот акт по заложенным в него нормам должен был действовать только до начала работы вновь избранного парламента.

В этом же году впервые в истории Республики Казахстан была предпринята попытка создания массового политического движения нового, постсоветского типа. Предприняла ее власть. К этой инициативе подтолкнули усиление протестных настроений среди населения (особенно в низовых стратах общества) и попытки альтернативных сил типа Соцпартии расшатать, опираясь на них, позиции режима. В результате появился СНЕК – Союз народного единства Казахстана. Ее лидером стал вице-спикер парламента Куаныш Султанов.

В поисках поддержки в народе впервые была выдвинута идея необходимости «консолидации казахстанского общества» путем «самоидентификации» населения в «подлинных патриотов» и «казахстанцев». Эта мысль прозвучала в уже порядком забытой программной статье Н.Назарбаева 1993 года «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана». Именно осенью 1993 года президент заявил о начале претворения в жизнь «новой идейной платформы», суть которой сводилась к «воспитанию казахстанского патриотизма» путем ряда незатейливых мер, как-то: постулирования «казахского языка как дополнительного фактора консолидации всех казахстанцев», законопослушности, уважения к власти, формирования подлинного патриотизма и настоящей гражданственности путем четкого политического самоопределения личности. Мы видим, что и сегодня президент не отказался от создания «казахстанской нации», не понимая, что эта идея вызывает справедливое отторжение у государствообразующей нации – казахов.

Помимо прочего, продолжалась подготовка к введению в РК собственной валюты. По признанию экс-главы правительства РФ Егора Гайдара, именно Казахстан с весны 1993 года, «оттеснив Украину, прочно занял роль лидера экспорта инфляции в Россию» путем получения и неконтролируемого использования «щедрых технических кредитов» из российского Центробанка. 15 мая 1993 года в Москве подписано Межправительственное соглашение «О взаимных обязательствах и требованиях, связанных с использованием рубля в качестве средства обращения на территории Республики Казахстан», в июне 1993 года ряд руководителей государств-членов СНГ (Казахстан и Россия были в их числе) официально объявили о создании рублевой зоны нового типа, 20 августа 1993 года Назарбаев и Ельцин подписывают в Москве уже второе по счету официальное заявление о том, что обе страны остаются в «рублевой зоне», 23 сентября премьер-министры Казахстана и России подписывают Соглашение «Об объединении денежных систем двух государств». Более того, 12 октября Верховный Совет Казахстана ратифицирует соответствующий договор. «Но тут вмешался «тихим голосом» вице-премьер российского правительства А.Шохин и сказал: «А зачем, Нурсултан Абишевич, Вам запрыгивать в последний вагон уходящего российского поезда (имея в виду рублевую зону)? И Нурсултан Абишевич отважно, уже «ни с кем не созваниваясь», отдает приказ – найти семь миллионов долларов и оплатить «расходы по изготовлению оставшегося объема тенге». 15 ноября становится днем национальной валюты Казахстана.

В 1993 году президент Назарбаев сказал публично, что Карасай батыр является его 8-м предком. Назарбаев рассказал еще, что, когда Карасай батыр и предок его супруги Сары Алпысовны стояли спиной друг к другу, 500 врагов-джунгар не могли подойти к ним.

Этого оказалось достаточно для того, чтобы под малоизвестного Карасая из рода шапрашты была подведена фактологическая база.

Ее дал казахоязычный писатель Балгыбек Кыдырбекулы, который в 1993 году представил обществу книгу «Тyп-тукиянымнан озiме дейiн» («От дальних предков до моих дней»), якобы написанную в XVIII веке неким шапраштинцем Казыбек-беком Тауасарулы.

Текст этого неизвестного доселе «литературного памятника» был издан шикарным, по нашим временам, тиражом – в 300 тысяч экземпляров.

На основе будто бы написанных Казыбек-беком Тауасарулы (а по сути, Балгыбеком Кыдырбекулы) сведений в результате широкомасштабной PR-акции буквально из ничего возник образ могучего Карасай батыра, предка президента Назарбаева.

Каскеленский район (родина Назарбаева) был срочно переименован в Карасайский район. На высоком холме близ села Шамалган вознесся к небу огромный памятник Карасай батыру…

В 1993 году начинает действовать президентская стипендиальная программа «Болашак», в рамках которой сотни молодых казахстанцев направляются на обучение в ведущие вузы мира. Теперь, по прошествии времени можно заявить, что эта программа не оправдала предназначенную цель – приход управленцев «новой волны» и способность вдохнуть в советскую экономику Казахстана свежие идеи.

14 апреля принят Закон Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий». Однако он не охватил льготами и вниманием всех репрессированных казахстанцев. Не были учтены раскулаченные крестьяне, насильно высланные из родных мест, не привлечены по закону к ответственности те, кто был повинен и причастен к незаконным репрессиям в Республике Казахстан. Остались на бумаге и многие другие положения Закона. А с ними, главное, не пришло покаяние.

Таковы, весьма вкратце, события этого года – четвертого года президент­ства Н.Назарбаева.

Подготовил

Алмат АЗАДИ

Республиканский еженедельник онлайн