Законопроект «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» созрел в мажилисе парламента. На прошлой неделе его там презентовали.
Его правопреемник, принятый в январе 1992 года, когда мы ни сном, ни духом не ведали, что такое религиозный экстремизм, по сути формулировки названия был более демократичным – «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях».
Наивно романтическим 1990-м пришел конец, на смену как-то кому незаметно, а кому явно для обывательского восприятия пришли хиджабы и религиозно-экстремистские группировки под самыми что ни на есть богоугодными атрибутами и одеждами.
Ситуация сегодня в Казахстане такова, что в законодательном порядке он должен ответить на мировые религиозно-экстремистские вызовы.
В новом законопроекте регулируются общие вопросы религиозной деятельности: создания, государственной регистрации, реорганизации, ликвидации религиозных объединений, их статус, имущественные правоотношения, а также вопросы миссионерской и благотворительной деятельности. Отдельные статьи посвящены религиоведческой экспертизе, изданию и распространению религиозной литературы, проведению религиозных обрядов и церемоний, международным связям верующих и религиозных объединений.
В законопроекте предусматривается административная ответственность за те нарушения, за которые в ряде стран мира, например, во Франции, Марокко, Алжире, привлекаются к уголовной.
По словам председателя Агентства РК по делам религий Кайрата Лама Шариф, основным нововведением является определение статуса религиозного объединения. Местные религиозные объединения могут создаваться при численности их членов не менее 50 верующих, исповедующих одно вероучение, региональные – не менее 500, республиканские – не менее 5 тыс. граждан РК.
На сегодня в Казахстане насчитывается около 4,5 тыс. религиозных объединений. В данное время вновь созданное агентство проводит экспертизу их деятельности. Оно реагирует на вызовы, связанные, скажем, с ношением хиджаба.
– Хиджаб – это одежда не казахская, это одежда арабских женщин. Никто не принуждает казахских женщин носить его. Наши женщины не должны путать казахское с арабским. Но если казахская женщина носит хиджаб, на это у нее есть свои убеждения. Но в нашей священной книге есть ссылки на ношение головного убора и одежды женщинам-мусульманкам, – сказал Кайрат Лама Шариф на презентации в мажилисе законопроекта «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».
Между тем возникает ряд вопросов. Почему, например, так громко молчит Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) в защите своей паствы, которая наряду с АП РК кормит его и содержит. Неужели думки приходят к имамам только в предвыборный период, когда идет абсолютно не связанная с религией агитация в пользу президента Назарбаева и его светской партии, на пороге которой люди сжигают себя от безысходности. И как понимать противоречивые слова казахского Ламы, то бишь Шарифа в отношении хиджаба? Если нельзя, но очень хочется, то можно? Или – если очень не хочется, но надо, то необязательно?
К сожалению, практика показывает, что власть у нас, к прискорбию, как всегда крепка задним умом. И то через 5 раз.
Жумабике ЖУНУСОВА,
Алмат АЗАДИ,
«D»
Тем временем
Штраф за молитвы
По сообщению КазТАГ, в государственных учреждениях, медицинских и образовательных организациях Казахстана будет запрещено открытие молельных комнат, сообщил председатель агентства по делам религий Кайрат Лама Шариф (на фото).
Данная норма, по его словам, прописана в новом законопроекте «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».
«Молитвенных комнат в государственных учреждениях, учебных заведениях, больницах и воинских частях больше не будет. Это (открытие и наличие молельных комнат – КазТАГ) будет облагаться определенным штрафом», – сказал он.
Глава агентства уточнил, что запрет на молельные комнаты не распространяется на аэропорты и железнодорожные вокзалы, так как они не принадлежат государству.
Постскриптум
ЧТО-ТО С ПАМЯТЬЮ АКОРДЫ ТАЛО…
Заголовок данной статьи родился из просьбы советника президента РК по политическим вопросам во время его встречи с главой миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за выборами Дааном Эвертс, главой центра ОБСЕ в Астане Александром Кельчевским (на фото вверху) и советником БДИПЧ/ОБСЕ по выборам Александром Шлыком.
На открытии презентации Итогового отчета миссии БДИПЧ/ОБСЕ в астанинском отеле «Пекин палас» г-н Кельчевский, извиняясь за возможную неточность перевода, сказал, что во время встречи Ермухамет Ертысбаев попросил их: «Пожалуйста, продолжайте напоминать нашей стране об ее обязательствах перед обществом, перед ОБСЕ».
Судя по этому, Акорда время от времени, особенно когда дело касается обязательств РК перед международным сообществом, позволяет себе впадать в амнезию.
И не только. Представители властных органов настолько уверовали в собственную непогрешимость, прикрываясь имиджем нашей страны как «демократического авангарда» на постсоветском пространстве, что позволяют себе игнорировать такое важное для судьбы страны мероприятие, как презентация Итогового отчета БДИПЧ/ОБСЕ.
Мало того что не пришел на презентацию советник президента, так и депутаты парламента в ус не подули! Из пятерых приглашенных депутатов «удостоил» чести БДИПЧ/ОБСЕ лишь один – Талгатбек Абайдильдин. Да и то, так и не открыв рот, сделал презрительное «фи» и удалился восвояси спустя час после начала презентации.
Между тем разговор о выборах по-казахстански состоялся весьма интересный. Даан Эвертс настаивал на том, чтобы рекомендации им возглавленной миссии на досрочных президентских выборах-2011 были реализованы. Суть их вкратце в следующем.
Относительно регистрации политических партий. Чтобы не лишать их в участии в демократическом процессе, недопустимо держать партии в изоляции, такую практику необходимо прекращать.
Требование о 10-дневном уведомлении о проведении собрания для такого государства, как Казахстан, который председательствовал в ОБСЕ, – устаревшее и ненужное, «которое просто нужно выбросить».
Необходимо декриминализировать свободу выражения речи и мыслей, что решит многие политические вопросы.
Впечатления г-на Эвертса относительно избирательного процесса.
«Казалось, что местные органы власти, избирательная комиссия – все это одна и та же структура».
Послушав члена Центризбиркома РК Марата Сарсембаева (на фото внизу), грустно отметила про себя живучесть известного казахского выражения: «Баяғы жартас – бір жартас». Это – о нашем ментальном нежелании что-либо менять в устоявшемся.
Первым делом г-н Сарсембаев сообщил, что ЦИК подготовил и опубликовал на сайте ведомства свои комментарии Итогового отчета миссии БДИПЧ/ОБСЕ на русском и английском языках. Казахскоязычный читатель не найдет его на родном, государственном языке. Это, кстати, тоже одно из «лиц» наших госорганов.
Так вот, отметив некоторые «бальзамические» выводы миссии, которые, возможно, будут реализованы, Марат Сарсембаев не избавил себя от традиционного «вместе с тем». В комментариях Итогового отчета за подписью Центризбиркома отвергаются многие рекомендации миссии. В частности, по однобокости состава избиркомов. Контраргумент от ЦИКа? Пожалуйста.
«В законодательстве сказано, что хотя бы один человек должен быть из другого учреждения или предприятия. Такое положение соблюдается. В этом плавне нарушения законодательства у нас нет», – тоном генпрокурора сказал Сарсембаев. Формально он прав. В законодательстве РК заложена такая инквизиторская норма. Допустим, состав избиркома из 9 человек. 8 из них могут быть учителями одной школы, а один член – уборщица соседней поликлиники, а председателем комиссии – директор этой же школы. Ну, как тут не сожалеть о том, что перевелись в Казахстане фельетонисты?
Жумабике ЖУНУСОВА,
“D”
Полет слов
Ахметжан Есимов, аким г. Алматы: «Алматы – колыбель революции. Ой, извините, оговорился, колыбель независимости».
Скорбь
Погибшие в Жанаозене: помним, скорбим, не простим
В минувшую пятницу в самых разных регионах страны простые люди вышли на акцию скорби – в память о погибших в Жанаозене Жаксылыке Турбаеве и Жансауле Карабалаевой прошла минута молчания. Эти смерти, уверены активисты, не случайны и напрямую связаны с продолжающейся забастовкой нефтяников Западного Казахстана.
Факты говорят сами за себя: профсоюзный лидер Жаксылык Турбаев был найден мертвым на рабочем месте, дочерью профсоюзного же лидера бастующих была погибшая Жансауле Карабалаева.
«Почтим минутой молчания Жаксалыка Турбаева и Жансауле Карабалаеву, убитых в Жанаозене» – с такой траурной лентой вышли карагандинские активисты к памятнику жертвам политических репрессий. Этим представители «Народного фронта», среди которых были алговцы и коммунисты, почтили память безвинно убитых в Мангистау людей. Также они возложили к памятнику цветы и зажгли свечи.
О погибших в Жанаозене вспоминали вместе с другими регионами и в Павлодаре. Местные алговцы и представитель ОО «Оставим народу жилье. Павлодарский регион» приехали на берег реки Усолка, где спустили на воду кораблики с их именами.
Свечи в знак памяти о Жаксылыке Турбаеве и Жансауле Карабалаевой зажглись и в Семее. Акция скорби прошла у монумента жертвам политических репрессии «Вагон смерти». Почтили память погибших жанаозенцев молчанием в Петропавловске. Активисты пришли к стеле «Независимости» на площадь Конституции Казахстана с зажженными свечами в руках. К акции скорби не постеснялись присоединиться и представители правоохранительных органов.
Прошла минута молчания и в Актобе. Представители «Алги!», «КПК» и «Азат» вышли к мемориальному комплексу Алии Молдагуловой с зажженными свечами и плакатами с именами Жаксылыка Турбаева и Жансауле Карабалаевой.
«Мы вышли сегодня к мемориалу, чтобы показать: в Казахстане есть люди, которые скорбят о жертвах рабочего противостояния, – пояснил один из руководителей регионального штаба «Народного фронта». – Мы возмущены тем, что до сих пор не найдены убийцы. Этой молчаливой акцией мы хотим выразить свою поддержку бастующим и привлечь внимание к их проблемам. Властям и работодателям пора сесть за стол переговоров с рабочими и прекратить кровопролитие».
Аналогичные акции также прошли в Алматы, Таразе, Кокшетау, Кызылорде, Талдыкоргане и других регионах республики.
«D»