Длительная волокита, наплевательское отношение должностных государственных чиновников к своим функциональным обязанностям, около полутора тысяч страниц заявлений-отписок-решений и других документов, 122 обращения, 2 млн. 700 тыс. тенге ущерба, потеря здоровья, колоссальный объем негатива в СМИ – таков итог 4‑летних мытарств государственного служащего акимата города Есик Енбекшиказахского района Алматинской области Жанкельды БАРСАЕВА. И конца-края этому беспределу не видать…
Суть единоборства отдельно взятого госчиновника с СИСТЕМОЙ такова. Ее вкратце излагаем со слов самого обратившегося в редакцию нашей газеты Жанкельды Барсаева.
С мая 2009 года аким города Есик Асхат Алмабеков принуждал неугодных ему подчиненных писать заявления об увольнении с открытой датой. В том числе начальника отдела акимата С. Бисенкулова, который растиражировал факт своеволия акима во всех СМИ и что стало достоянием общественности страны. Факт подтвердила проверка комиссии из Агентства по государственной службе РК. Увы. Не было должной прокурорской реакции. Вышестоящий акимат тоже предпочел позицию умолчания. Уверовав в свою безнаказанность, Алмабеков начал притеснять Барсаева и устроил ему откровенные гонения: дважды наказал в дисциплинарном порядке. Барсаев обжаловал их в судебном порядке. Решениями суда Енбекшиказахского района незаконные наказания были признаны незаконными.
Однако возомнивший себя господом Богом на вверенной ему территории, аким сократил должность Барсаева с 1 ноября 2010 года. Но, несмотря на явные признаки нарушения при этом трудового законодательства, суды Алматинской области отказали Барсаеву в восстановлении в прежней должности, а прокуратура – внести протест на судебные акты.
Понадобилось постановление Верховного суда РК, чтобы признать распоряжение акима незаконным и восстановить Барсаева в должности. Кроме того, в рамках возбужденного уголовного дела о незаконном прекращении трудового договора с работником обвиняемый Алмабеков полностью признал свою вину в инкриминируемом ему преступлении. Следует отметить, что уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям.
Хотелось бы остановиться вот на чем. В своих заявлениях в адрес администрации президента Барсаев указывает, что, согласно соответствующим статьям Конституции РК и закона «О местном государственном управлении и самоуправлении», действие актов акима может быть отменено вышестоящим акиматом или акимом, самим акиматом или акимом, а прокуратура от имени государства принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики.
Распоряжение акима города Есик о сокращении должности Барсаева было вынесено с вопиющими нарушениями Трудового кодекса, что подтверждается представлениями прокуратуры и постановлением Верховного суда. Поэтому государственные органы и соответствующие должностные лица должны и обязаны были отреагировать и отменить незаконное распоряжение сразу же. Но этого сделано не было.
Между тем бездействие государственных органов власти нанесло большой урон в целом авторитету государственных служащих в Казахстане, ибо ситуация с Барсаевым благодаря публикациям в СМИ вызвала определенный негативный общественный резонанс.
По истечении времени Барсаев все же был восстановлен в прежней должности и, что логично, обратился в суд с иском о взыскании ущерба и неполученной зарплаты. Судебные органы района и области удовлетворили его исковые требования частично. Их решения, кроме саркастического смеха, другой реакции у всякого нормального человека, имею в виду наличие здравого смысла и трезвого рассудка, вызвать не может. Так вот, судебные инстанции взыскивают с ответчика только около 18 тыс. тенге из более 2 млн. 700 тыс. тенге заявленного иска. Анализ просмотренных документов показывает, что данные судебные акты также незаконны. Прокуратура вновь отказалась внести протест. Что остается делать жертве беззакония акима на местном уровне? Естественно, идти дальше по кругам дантового ада казахстанского правосудия. Точнее, обращаться уже в Верховный суд. Кроме денежной компенсации ущерба, Барсаев пытается добиться наказания тех государственных служащих, которые осознанно в течение длительного времени своим бездействием или же ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей препятствовали торжеству справедливости. А поскольку сделать это на уровне региона невозможно, с августа 2012 года он делает неимоверные попытки попасть на личный прием к главе государства и рассказать ему при встрече с глазу на глаз о том беспределе, который вытворяют за его спиной его назначенцы в лице акимов, прокуроров и судей и как они дискредитируют его, Нурсултана Назарбаева, авторитет в глазах народа.
В барсаевском «черном» списке и те высокопоставленные государственные служащие, которые в силу своего должностного положения обязаны были отреагировать на его бесчисленные заявления. В частности, это: бывший и нынешний руководители администрации президента А. Мусин и К. Масимов, председатели Агентства по госслужбе К. Нурпеисов и А. Байменов, секретарь Совета безопасности М. Тажин, начальник канцелярии президента М. Касымбеков, заместитель руководителя АП, ныне первый заместитель председателя партии «Нур Отан» Б. Байбек.
Проблема беззакония и беспредела в ситуации с Барсаевым – это не из разряда исключений. Это вопиюще повсеместный факт. Это проблема всех простых людей нашей республики, права и свободы которых безнаказанно нарушаются вот такими акимчиками, которые, между прочим, являются представителями президента и правительства на соответствующей территории! Ау, где вы? Или вспоминаете о народе и «мелких» государственных клерках лишь во время выборов президента и депутатов парламента, чтобы единогласно народ проголосовал за «Нур Отан»?
Если вы, являясь многолетними соратниками главы государства, обладая огромной властью, не можете разрешить тупиковую ситуацию с всего-то одним «мелким» госчиновником, ставшим жертвой самоуправства одного акимчика, не говоря о проблемах простых людей, не работающих в госструктурах, – тогда вообще в чем смысл государственной власти?
Помните, президент сказал о том, что любое крупное преступление начинается с жвачки в подземных переходах и окурках на улицах наших городов, о том, что безнаказанность и вседозволенность порождают дальнейший рост преступности?!
Безнаказанность и вседозволенность таких акимов, как Алмабеков, непринятие мер, попустительство беззакониям со стороны вышестоящих должностных лиц утверждают массовое сознание во мнении о коррумпированности власти, вседозволенности и неподчинении власть предержащих Конституции и законам страны, в конечном итоге – подрывают доверие народа к авторитету этой власти и лично президента республики. В одном из своих обращений Барсаев пишет: «… своим бездействием в течение слишком длительного периода, наплевательским отношением к своим функциональным обязанностям и издевательскими отписками государственные служащие районного и областного звена втянули администрацию президента в этот длительный резонансно негативный скандал».
А может, основная причина бездействия властей Алматинской области в том, что Алмабеков приходится племянником депутату сената Нурлану Сулейменову (об этом писала пресса), ранее занимавшего пост руководителя аппарата акима Алматинской области, которого связывают былые тесные дружеские отношения с некоторыми из вышеперечисленных персон? Возможно, причина взысканной смехотворной суммы в пользу Барсаева по возмещению ущерба состоит не в том, что заявителем не предоставлены соответствующие доказательства понесенных затрат? С этим-то как раз все в порядке: копии билетов, квитанций, заявлений, показания свидетелей и т.д. Кроме того, циркулируют слухи о том, что нынешнего акима района Ыскак связывают с председателем Алматинского областного суда Барпибаевым тесные родовые (из одного села) и дружеские отношения. Может, и отсюда «продолжаются ноги» «справедливых» судебных актов в отношении Барсаева?
Кстати, Барсаев не является представителем всем ныне известного рода, представителями которого «освящена» нынешняя власть, в том числе Алматинской области. Это нонсенс в нашем якобы цивилизованном, светском и правовом государстве, но, по словам Барсаева, некоторые проверяющие очень уж дотошно интересовались его родословной.
В своих письмах на имя Тажина и Шпекбаева Барсаев пишет: «…разве в годы СССР, откуда мы все родом, могли происходить такие слишком наглые случаи нарушений законов? Не было такого никогда! Вспомните, одной публикации в районной газете хватало для оргвыводов и принятия конкретных мер, такие случаи бездействия по службе рассматривались как ЧП, и соответственно была жесткая реакция на подобные беззакония. И почему сейчас, несмотря на колоссальные имиджевые потери и длительный негативный общественный резонанс, вызванные многократным освещением в СМИ, никто на это не реагирует?». Глас вопиющего в пустыне.
Пинг-понг с обращениями Барсаева в АП, откуда их по нисходящей отправляют напрямую к тем, на чьи беззакония он указывает, – это уже, кажется, одна из казахских национальных особенностей.
А оттуда уже угрозы – неважно, в какой форме: прямой или завуалированной. Потому как люди типа Барсаева, в свою очередь, – непосредственная угроза благополучию ожиревших на госдолжностях акимов и акимчиков и пр. Нового увольнения под любым предлогом, в том числе надуманным, Барсаев не страшится. «Меня могут уволить с государственной службы, избить, посадить, даже убить, в конце концов, но проблема-то останется», – говорит он.
Для алматинской власти Барсаев, полагаем, опасен и своими попытками с августа 2012 года попасть на личный прием к самому главному государственному служащему – президенту страны. Ведь они знают, тогда вся их поднаготная вылезет наружу, и тогда, возможно, Нурсултан Абишевич разразится такой вспышкой гнева, что мало не покажется не только акимам и акимчикам, но и руководителям (бывшим и нынешним) АП, их замам, «правым рукам» председателя «Нур Отана», генпрокурорам – всем, кто так или иначе препятствовал своим бездействием или незаконными действиями установлению конституционного порядка в отдельно взятом городе Есик. Ведь тогда они потеряют все, что успели нажить «непосильным» трудом.
Денис КАРАМАНОВ,
«D»