Суббота , 5 июля 2025

ЭКОНОМИКА НА ДНЕ, МИНИСТРНА КОНЕ

«Обще­ствен­ная позиция»

(про­ект «DAT» №40 (357) от 03 нояб­ря 2016 г.

 

Дат-ана­лиз

 


 

С рез­ким паде­ни­ем цен на нефть нача­лись серьез­ные про­бле­мы у стран, чьи эко­но­ми­ки напря­мую зави­сят от про­да­жи сырья, в первую оче­редь – угле­во­до­ро­дов. Подоб­ные сырье­вые эко­но­ми­ки со всем осно­ва­ни­ем мож­но назвать пара­зи­тар­ны­ми, посколь­ку эти пет­ро­кра­тии в основ­ном суще­ству­ют за счет рас­про­да­жи богатств недр. Но «туч­ные» годы, когда бар­рель «чер­но­го золо­та» в цене дохо­ди­ла до рекорд­ных 156 дол­ла­ров, для них прой­де­ны (ско­рее все­го, без­воз­врат­но), а впе­ре­ди неопре­де­лен­ность, кото­рая пуга­ет руко­вод­ство этих стран. К пет­ро­кра­ти­ям в пол­ной мере мож­но отне­сти и Казахстан.

 

Бога­тая бед­ная страна

 

В нуле­вые годы власть не пере­ста­ва­ла тира­жи­ро­вать побед­ные реля­ции и во все гор­ло кри­чать о про­цве­та­нии стра­ны и посто­ян­ном повы­ше­нии бла­го­со­сто­я­ния насе­ле­ния. Како­ва же была насто­я­щая при­чи­на корот­ко­го «про­цве­та­ния» Казахстана?

На самом деле хва­ле­ный госу­дар­ствен­ный менедж­мент, вклю­чая муд­рость елба­сы, в дан­ном слу­чае не име­ет к это­му ника­ко­го отно­ше­ния. Лар­чик про­сто откры­ва­ет­ся. Казах­ста­ну так же, как и про­чим бан­ту­ста­нам, про­сто повез­ло с недра­ми, кото­рые кишат полез­ны­ми иско­па­е­мы­ми. По оцен­кам уче­ных, Казах­стан зани­ма­ет шестое (!) место в мире по запа­сам при­род­ных ресур­сов. Из 110 эле­мен­тов таб­ли­цы Мен­де­ле­е­ва в наших нед­рах выяв­ле­ны 99. После рас­па­да СССР 90% хро­мо­вой руды, 26% меди, 33% свин­ца и цин­ка, 38% воль­фра­ма, 82% бари­тов, 65% фос­фо­ри­тов и т.д. ока­за­лись на нашей территории.

Казах­стан – одна из бога­тей­ших стран мира по запа­сам неф­ти, газа, тита­на, маг­ния, оло­ва, ура­на, золо­та и дру­гих метал­лов. Исхо­дя из это­го, к нему про­яв­ля­ют повы­шен­ный инте­рес прак­ти­че­ски все раз­ви­тые стра­ны мира, эко­но­ми­ка кото­рых нуж­да­ет­ся в стра­те­ги­че­ских сырье­вых ресур­сах, в первую оче­редь в неф­ти, газе, уране и цвет­ных метал­лах. По под­сче­там экс­пер­тов, раз­ве­дан­ные нед­ра нашей стра­ны оце­ни­ва­ют­ся в сум­му как мини­мум 10 трлн дол­ла­ров США.

Но, к сожа­ле­нию, руко­вод­ство стра­ны не смог­ло исполь­зо­вать дан­ное пре­иму­ще­ство ни для дивер­си­фи­ка­ции эко­но­ми­ки, ни для реаль­но­го повы­ше­ния бла­го­со­сто­я­ния насе­ле­ния. Эффект от бога­тей­ших недр пока что нуле­вой. Исклю­че­ние состав­ля­ют раз­ве что стро­и­тель­ство новой сто­ли­цы да накоп­ле­ние средств в Наци­о­наль­ном фон­де. Хотя сколь­ко денег на самом деле там акку­му­ли­ро­ва­но, зна­ют толь­ко несколь­ко чело­век в Акорде.

В общем, при таких бла­го­при­ят­ных усло­ви­ях госу­дар­ствен­ный менедж­мент ока­зал­ся не про­сто неэф­фек­тив­ным, а без­дар­ным. В отли­чие, к при­ме­ру, от тех же араб­ских шей­хов, кото­рые, имея в нали­чии одну лишь нефть, сре­ди без­бреж­ной пусты­ни созда­ли рай­ские угол­ки (к при­ме­ру, осле­пи­тель­ный Дубай) и обес­пе­чи­ли сво­им граж­да­нам дей­стви­тель­но высо­кий уро­вень жиз­ни. А наших мене­дже­ров хва­та­ет раз­ве что на дележ­ку шаль­ных нефтедолларов.

 

Конец про­цве­та­нию

 

Рано или позд­но, халя­ва закан­чи­ва­ет­ся. А Казах­стан все послед­ние годы бук­валь­но купал­ся в ней. Посколь­ку цены на миро­вых рын­ках на при­род­ные ресур­сы, преж­де все­го на энер­го­но­си­те­ли, дер­жа­лись на очень высо­ком уровне. А все «инду­стри­аль­но-инно­ва­ци­он­ные» про­грам­мы, кото­рые власть обо­жа­ет пре­зен­то­вать, – от лука­во­го. О том, как на самом деле реа­ли­зу­ют­ся эти про­ек­ты, неза­ви­си­мая прес­са пишет дав­но. Не успе­ет гла­ва госу­дар­ства раз­ре­зать лен­точ­ку на каком-нибудь «про­рыв­ном» про­ек­те, как он после «осво­е­ния бюд­жет­ных средств» тут же накры­ва­ет­ся «мед­ным тазом». И подоб­ных пред­при­я­тий за послед­ние годы было откры­то-закры­то десят­ки. И что вызы­ва­ет него­до­ва­ние, никто за это не отвечает.

Все эти годы стра­на «про­цве­та­ла» на шаль­ные неф­тя­ные день­ги, кото­рые сыпа­лись как из рога изоби­лия. Но рано или позд­но, празд­ник закан­чи­ва­ет­ся, и насту­па­ет похмелье.

Имея несмет­ные при­род­ные богат­ства, Казах­стан так и не смог про­бить­ся в клуб высо­ко­раз­ви­тых стран с высо­ким уров­нем жиз­ни насе­ле­ния. Казах­стан даже близ­ко не под­тя­нул­ся к уров­ню Кувей­та, Эми­ра­тов и тем более Нор­ве­гии. Хотя, как уже было ска­за­но, цено­вая конъ­юнк­ту­ра на сырье, в том чис­ле угле­во­до­род­ное, почти все «нуле­вые» и после­ду­ю­щие «деся­тые» годы нахо­ди­лась на очень высо­кой план­ке. Неф­те­дол­ла­ры в стра­ну тек­ли не ручей­ком, а пол­но­вод­ной рекой. Каза­лось, вот оно, сча­стье-то. Но в рос­ко­ши ста­ла купать­ся толь­ко эли­та стра­ны. А основ­ная мас­са насе­ле­ния жила и живет на мизер­ные дохо­ды. Это ста­ло резуль­та­том без­дум­но­го, не раци­о­наль­но­го исполь­зо­ва­ния огром­ных средств.

Гово­ря о ситу­а­ции в эко­но­ми­ке, пре­зи­дент Назар­ба­ев весь­ма непо­сле­до­ва­те­лен в сво­их выска­зы­ва­ни­ях. Сна­ча­ла он гово­рит о кри­зи­се, затем заяв­ля­ет, что ника­ко­го кри­зи­са в стране нет. В конеч­ном ито­ге согла­ша­ет­ся, что ока­ян­ный кри­зис все-таки заявил­ся к нам. Но в наступ­ле­нии эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са вины Казах­ста­на (его руко­вод­ства), конеч­но же, нет. Кри­зис при­шел к нам отку­да-то из бур­жуй­ско­го дале­ка и теперь меша­ет наше­му ска­зоч­но­му бла­го­по­лу­чию. При­бли­зи­тель­но такой посыл. Затем сле­ду­ют ана­ло­гии, кото­рые демон­стри­ру­ют, что в Казах­стане-то если и не пре­крас­но, то, по край­ней мере, не так уж и пло­хо. И ука­зу­ю­щий пре­зи­дент­ский перст тычет в бли­жай­ших сосе­дей по ЦА.

 

Блуж­да­ния по дну

 

Намед­ни министр наци­о­наль­ной эко­но­ми­ки Куан­дык Бишим­ба­ев, будучи на при­е­ме у гла­вы госу­дар­ства, бод­ро отра­пор­то­вал о ситу­а­ции в кури­ру­е­мой сфе­ре. Перед взо­ром елба­сы этот моло­дой да ран­ний министр в кра­соч­ных тонах нари­со­вал про­сто радуж­ную кар­ти­ну. Послу­шать его, так в нашей эко­но­ми­ке все «шик, блеск, тру-ля-ля». Какую отрасль ни возь­ми – обра­ба­ты­ва­ю­щую про­мыш­лен­ность, сель­ское хозяй­ство, сек­тор услуг, стро­и­тель­ство – у него вез­де наблю­да­ет­ся неве­до­мо отку­да взяв­ший­ся рост. И не какой-то там, а самый что ни на есть устой­чи­вый. Кро­ме того, он пове­дал ЕБ о том, что, дескать, воз­буж­ден­ная ростом эко­но­ми­ка взя­ла и про­шла дно. Но каким обра­зом он про­щу­пал это самое дно, об этом поче­му-то не стал делить­ся с пре­зи­ден­том. После это­го Бишим­ба­ев сра­зу стал глав­ным ньюсмей­ке­ром про­шед­шей неде­ли. Загля­нешь в интер­нет, откро­ешь газе­ту, вклю­чишь теле­ви­зор – все толь­ко гово­рят и пишут про мини­стра и зага­доч­ное про­хож­де­ние эко­но­ми­кой дна.

Мало того, что у глав­но­го эко­но­ми­ста бур­ная фан­та­зия, так он еще, ока­зы­ва­ет­ся, обла­да­ет даром пред­ви­де­ния. Не министр, а пря­мо Ван­га от эко­но­ми­ки. Он гла­зом не морг­нув заве­рил пре­зи­ден­та, что ситу­а­ция к кон­цу года будет намно­го лучше.

С чего он это взял? Послу­ша­ем само­го быв­ше­го бола­ша­ков­ца: «У нас есть пони­ма­ние, что ситу­а­ция к кон­цу года будет намно­го луч­ше, чем на нача­ло. То есть если сум­ми­ро­вать, то мы про­шли дно. Пер­вый квар­тал 2016 года был самым слож­ным. Цены упа­ли на все сырье. Потом, после кор­рек­ти­ров­ки кур­са 2015 года, все адап­ти­ро­ва­лись», – ска­зал Бишимбаев.

Чуд­ны дела твои, Гос­по­ди! У Бишим­ба­е­ва хро­но­ло­гия идет в обрат­ном направ­ле­нии. Сна­ча­ла идет слож­ный пер­вый квар­тал 2016 года, а затем насту­па­ет год 2015‑й с деваль­ва­ци­ей тен­ге, кото­рую чинов­ни­ки пред­по­чи­та­ют стыд­ли­во назы­вать кор­рек­ти­ров­кой. Оста­ет­ся непо­нят­ным, кто и к чему «адап­ти­ро­вал­ся»?

Стран­но, что у мини­стра эко­но­ми­ки на счет даль­ней­шей ситу­а­ции в эко­но­ми­ке име­ют­ся не трез­вые рас­че­ты, полу­чен­ные на осно­ве деталь­но­го ана­ли­за, а при­сут­ству­ет какое-то зага­доч­ное «пони­ма­ние». Хоро­шо хоть, что он еще не нут­ром или там спин­ным моз­гом чует.

Забав­но то, что пока как министр бой­ко обна­де­жи­вал пре­зи­ден­та об устой­чи­вом росте, коми­тет по ста­ти­сти­ке под­чи­нен­но­го ему мини­стер­ства давал дру­гую инфор­ма­цию, а имен­но, что «крат­ко­сроч­ный эко­но­ми­че­ский инди­ка­тор в янва­ре-сен­тяб­ре 2016 г. к янва­рю-сен­тяб­рю 2015 г. соста­вил 100%». То есть рост нулевой.

Так отку­да г‑н Бишим­ба­ев взял рост? И кто в дан­ном слу­чае прав – министр или его мини­стер­ство? Вопрос риторический.

В то же вре­мя миро­вые рей­тин­го­вые агент­ства, к при­ме­ру, Standard & Poor’s, в сво­их докла­дах вынес­ли при­го­вор казах­стан­ской эко­но­ми­ке. Ни о каком росте, даже сла­бень­ком, не может быть и речи. Ско­рее надо гово­рить о рецессии.

Види­мо, рос­сказ­ням о про­хож­де­нии эко­но­ми­кой стра­ны пре­сло­ву­то­го дна моло­дой чинов­ник набрал­ся у сво­е­го рос­сий­ско­го кол­ле­ги. В Рос­сии министр эко­но­ми­ки Улю­ка­ев вто­рой год тал­ды­чит о том, что кри­зис в Рос­сии закон­чил­ся и эко­но­ми­ка бла­го­по­луч­но про­шла дно. Но несмот­ря на это, эко­но­ми­ка Рос­сии про­дол­жа­ет пики­ро­вать. Не исклю­че­но, что мы тоже еще не раз услы­шим от г‑на Бишим­ба­е­ва, как оте­че­ствен­ная эко­но­ми­ка герой­ски про­дол­жа­ет про­хо­дить оче­ред­ное дно.

 

Смерть и налоги

 

Так­же на про­шлой неде­ле, пре­зен­туя в мажи­ли­се пакет попра­вок в зако­ны о нало­го­об­ло­же­нии и тамо­жен­ном адми­ни­стри­ро­ва­нии, министр Бишим­ба­ев пред­ло­жил под­нять нало­ги на биз­нес. В сво­ем спи­че перед депу­та­та­ми министр дал чет­ко понять, что повы­ше­ние нало­га кос­нет­ся мало­го и сред­не­го биз­не­са (МСБ). А круп­ный биз­нес, на кото­рый Бишим­ба­ев не жалел высо­ко­пар­ных слов, чаша сия мину­ет. Министр это объ­яс­нил тем, что малые пред­при­я­тия фигу­ри­ру­ют в неле­галь­ных схе­мах ухо­да от нало­гов, что спо­соб­ству­ет рас­ши­ре­нию тене­вой эко­но­ми­ки. И в каче­стве реше­ния дан­ной про­бле­мы пред­ло­жил сни­зить поро­го­вую став­ку НДС. Мно­гие экс­пер­ты не без осно­ва­ний дали понять, что дан­ное реше­ние при­ве­дет к уни­что­же­нию и без того сла­бо­го МСБ. В циви­ли­зо­ван­ных стра­нах в кри­зис­ные годы дела­ют нало­го­вые послаб­ле­ния мало­му биз­не­су, что­бы он оста­вал­ся на пла­ву. У нас ситу­а­ция пря­мо противоположная.

Груп­па извест­ных эко­но­ми­стов, как Толе­ген Аска­ров, Жарас Ахме­тов, Аян Ком­ба­ров, Меру­ерт Махму­то­ва, Рахим Ошак­ба­ев, Расул Рысмам­бе­тов, Мух­тар Тай­жан и Асет Науры­з­ба­ев, по горя­чим сле­дам сде­ла­ла сов­мест­ное заяв­ле­ние по это­му вопро­су и высту­пи­ла про­тив сни­же­ния поро­го­вой став­ки НДС, что по сути явля­ет­ся допол­ни­тель­ным нало­го­об­ло­же­ни­ем мало­го биз­не­са. Они при­ве­ли четы­ре аргу­мен­та: 1. Допол­ни­тель­ный доход по НДС не обес­пе­чит бюд­жет­ную устой­чи­вость и не решит вопрос эффек­тив­но­сти рас­хо­дов бюд­же­та; 2. Повы­ше­ние поро­га по НДС не выве­дет биз­нес из тени; 3. Зачем госу­дар­ству налог, 89% кото­ро­го не упла­чи­ва­ет­ся в бюд­жет? 4. «Самый высо­кий порог по НДС в мире» в усло­ви­ях казах­стан­ской реаль­но­сти дол­жен быть еще выше.

Исхо­дя из это­го, экс­пер­ты при­зва­ли всех при­част­ных – пра­ви­тель­ство, депу­та­тов мажи­ли­са, ассо­ци­а­ции мало­го биз­не­са, содей­ство­вать при­оста­нов­ке при­ня­тия дан­но­го необос­но­ван­но­го пред­ло­же­ния до пол­но­го и все­сто­рон­не­го ана­ли­за послед­ствий уве­ли­че­ния нало­го­вой нагруз­ки на малый и сред­ний бизнес.

Не надо быть семи пядей во лбу, что­бы не пони­мать нынеш­нюю финан­со­во-эко­но­ми­че­скую ситу­а­цию в стране. В стране финан­сы поют роман­сы. При­чем гром­ко. Види­мо, госу­дар­ствен­ная каз­на совсем исто­щи­лась, если пред­ла­га­ют под­нять налог для биз­не­са, что при­ве­дет к пла­чев­ным послед­стви­ям. Как уже было ска­за­но мини­стром эко­но­ми­ки, нало­го­вый удар при­дет­ся по МСБ, кото­рый у нас и без того хиленький.

В Акор­де не зна­ют, где раз­до­быть допол­ни­тель­ные сред­ства, что­бы про­длить свое суще­ство­ва­ние, попут­но вешая лап­шу на уши элек­то­ра­та о про­цве­та­нии и ост­ров­ке бла­го­ден­ствия. Запад­ные финан­со­вые инсти­ту­ты наглу­хо закры­ли перед нами две­ри. Поэто­му деше­вые кре­ди­ты оста­лись в про­шлом. Китаю мы и так долж­ны по самое гор­ло. Нефть в цене упа­ла, газ тоже, силь­но поде­ше­ве­ли метал­лы, спрос на кото­рые силь­но сни­зил­ся. У наро­да высо­са­ли все, вклю­чая послед­нее – пен­си­он­ные накопления.

Кста­ти, вла­сти для это­го и при­бра­ли под госу­дар­ствен­ную кры­шу пен­си­он­ные накоп­ле­ния граж­дан. Сум­мар­ный внеш­ний долг стра­ны достиг гро­мад­ной сум­мы – почти 160 млрд дол­ла­ров. Теперь рас­про­да­ют послед­ние остат­ки стра­ны. Уди­ви­тель­но, что после 20 лет тоталь­но­го раз­граб­ле­ния стра­ны, в ней что-то еще оста­ет­ся непро­дан­ной. Елба­сы опять зазы­ва­ет в гости инве­сто­ров. Но иди­о­тов нет. Вкла­ды­вать­ся в кор­рум­пи­ро­ван­ное полу­ко­ло­ни­аль­ное обра­зо­ва­ние на задвор­ках циви­ли­за­ции жела­ю­щих нет.

Сей­час вла­сти про­еда­ют послед­ние остат­ки неф­те­дол­ла­ров из извест­ной кубыш­ки. Сколь­ко там было средств и сколь­ко оста­лось сей­час, извест­но лишь Богу да узко­му кру­гу людей с лево­бе­ре­жья Иши­ма. По моим рас­че­там, они будут исчер­па­ны к кон­цу сле­ду­ю­ще­го года. Потом нач­нет­ся насто­я­щее весе­лье. То, что сего­дня мы наблю­да­ем, это все­го лишь пре­лю­дия, цве­точ­ки. Извест­ный финан­со­вый ана­ли­тик Сте­пан Дему­ра пред­ла­га­ет заку­пать тушен­ку – самое луч­шее вло­же­ние в кри­зис­ные вре­ме­на. Хотя то, что у нас сей­час про­ис­хо­дит, не име­ет ниче­го обще­го с эко­но­ми­че­ским кризисом.

И кста­ти, в насто­я­щее вре­мя ника­ко­го эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са в мире не наблю­да­ет­ся. Кри­зис сидит в голо­вах наших пра­ви­те­лей-само­зван­цев. И реше­ние этой про­бле­мы лежит в совер­шен­но иной плос­ко­сти, не име­ю­щей ниче­го обще­го с экономикой.

 

Бер­ли­бек АЛИМОВ

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн